Могут ли дисциплины, вошедшие в обязательный список для того или иного направления подготовки, сохранять свою актуальность спустя значительное время без изменений в трактовке ключевых своих понятий? Резонно предположить, что могут, однако далеко не все и в разной степени. По мере новых открытий и постепенного прогресса кардинально меняются естественнонаучные дисциплины, в то время как гуманитарные могут сохранять верность традиционным концепциям, намеченным десятилетия назад. Не ставя перед собой задачу рассмотреть ни причины этого явления, ни общие вопросы актуализации «консервативных» дисциплин, мы бы хотели остановиться на отдельно взятом примере и продемонстрировать, как расширение, уточнение и актуализация основополагающих понятий учебного курса может привести к выдающимся результатам.
Дисциплина «Технический рисунок», преподаваемая в ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», предназначена для бакалавров направления подготовки «Графический дизайн» и «Средовой дизайн» (технический рисунок применительно к дизайну костюма в настоящей статье не рассматривается). Официально утвержденная концепция гласит, что «Дисциплина… направлена на формирование у студентов знаний о сути и сфере применения технического рисунка, а также о его разновидностях, смежных формах творчества и способах практической реализации на готовых изделиях». Эта формулировка возвращает нас к вопросам толкования термина «Технический рисунок», поскольку именно от особенностей трактовки зависит, какую информацию следует преподносить студентам.
В узком и более консервативном смысле технический рисунок (ситуативный синоним – эскиз) понимается как наглядное изображение имеющегося или проектируемого объекта, выполненного с соблюдением пропорций от руки [4]. Цель выполнения технического рисунка в этой трактовке – быстрое выражение и фиксация задумки; демонстрация особенностей формы и строения объекта; сопровождение чертежа, делающее его более доступным и быстрее воспринимаемым. Из этого естественным образом произрастают основные требования к техническому рисунку такого рода: он должен обладать полнотой информации об изображаемом объекте, быть легко читаемым и просто выполняемым [3]. Такой эскиз, несмотря на определенную «вольность» по сравнению с чертежом, строится в аксонометрических проекциях (чаще – в изометрии), дополняется штриховкой или оттенением, и не может быть использован как самостоятельный документ для изготовления объекта (за исключением простейших деталей).
Главный недостаток такой трактовки понятия - ее предельно узкая направленность: «технический рисунок» выступает только как несамостоятельный придаток, причем только к чертежам. Более того: в таком контексте технический рисунок утрачивает свою актуальность в качестве быстрой ручной визуализации, так как современные САПР позволяют выполнить наглядное изображение объекта гораздо быстрее и эффективнее. Но, во-вторых, даже если речь не идет о использовании специализированного ПО, фиксированными формами исполнения (аксонометрия, соблюдение правил построения линий, штриховок и т.д.) серьезно ограничивается творческий потенциал эскиза. В-третьих, адресатом эскиза почти всегда является изготовитель объекта [2], но для человека (в особенности – заказчика), необремененного навыками чтения чертежей, он может оказаться недостаточно наглядным и слишком сухим, не вызывающим никакой эмоциональной реакции.
В силу вышеуказанных недостатков выделение отдельной дисциплины для изучения технического рисунка в узкой трактовке нецелесообразно: для этого будет вполне достаточно нескольких часов в рамках дисциплина «Черчение и начертательная геометрия». Это приводит нас к необходимости расширения, если не радикальной переработке толкования понятия «технический рисунок», направленной на: а) установление более тесных связей между ним и собственно процессом дизайна; б) адаптации под восприятие потребителей (заказчиков) через повышение наглядности, визуальной привлекательности, законченности; в) снижение уровня привязки технического рисунка к чертежу. В виде бонуса необязательным, но весьма желательным может считаться наделение технического рисунка самостоятельным художественным значением.
Исходя из этого, будет логично трактовать технический рисунок как эффектное наглядное изображение предмета с соблюдением пропорций, предназначенное для демонстрации его технической идеи или задумки, характеристик, конструкции или дизайна внешнего вида, с целью информирования и привлечения внимания потребителей. В таком понимании технический рисунок не является ни чертежом, ни приложением к нему, т.к. предназначается не для непосредственного практического воплощения предмета, а для его репрезентации [5]. В то же время он не становится полностью самостоятельным видом творчества, поскольку теряет свое значение без реального, задуманного или предположительного существующего «иллюстрируемого» предмета.
При таком рассмотрении творческий и проектный потенциал технического рисунка значительно расширяется, касаясь и вовлекая в себя множество смежных явлений, схожих с ним по назначению.
- Концепт-арт - изображение, предназначенное для визуальной передачи общей идеи произведения, а также, возможно, и настроения. С техническим рисунком концепт-арт роднит создание на начальной стадии разработки и использование для дальнейшего совершенствования проекта на его основе. Нередко не предполагает подробную проработку технической стороны проекта и высокую детализацию, однако может создаваться с принципиальной подробностью и точностью. Основные современные сферы использования – кинематограф, анимация, игровая индустрия, индустрия комиксов. Не следует путать с концепт-артом продакшн-арт, также создаваемый в контексте произведения поп-культуры, но уже после завершения разработки, и применяемый в рекламных и маркетинговых целях, а также для «подпитки» фандома. Продакшн-арт не служит для поисков решений при проектировании чего-либо.
- Раскадровка – узкоспециализированная разновидность концепт-арта, предназначенная для корректирования процесса создания произведения, использующего несколько способов представления информации в линейной форме (текст+изображение, изображение+звук). Представляет собой последовательность изображений, визуализирующих сцены создаваемого комикса, видеоматериала или театральной постановки, передающие их порядок, композиционное построение, движение персонажей или объектов, используемые ракурсы и т.д.
- Эскиз – быстрый набросок какого-либо объекта. В расширенной трактовке не является синонимом технического рисунка., и отличается от него меньшей степенью проработки и ориентированностью на дальнейшее использование автором или другими разработчиками, а не потребителем.
- Скетч-иллюстрация (скетчинг) – также быстрый дизайнерский набросок, но ориентированный на потребителя и имеющий целью произвести впечатление и наладить коммуникацию с потребителем. Важнейшими признаками скетч-иллюстрации являются скорость выполнения и эффектность изображения. На протяжении долгого времени наблюдается тенденция проникновения техник скетчинга в современное искусство концепт-арта, что делает его более «живым» и менее формальным, нежели чем концепт-арты «старой школы».
- Иллюстрация – один из классических примеров «сопроводительного» творчества, не нуждающийся в комментариях. Отметим лишь, что в отличие от большинства других «родственников» технического рисунка, иллюстрация имеет больше всего оснований восприниматься как самостоятельное произведение искусства, однако для полноценного восприятия все же требует контекста в виде текстового первоисточника.
- Фэшн-иллюстрация – вид графики, предваряющий создание моделей одежды или же демонстрирующий уже разработанные в максимально эффектной манере изображения.
- Архитектурная графика – вид графики, предназначенный для визуализации архитектурных замыслов или для демонстрации уже существующего сооружения.
- Графическая модель (визуализация данных) – информация, представленная в визуально упорядоченной и структурированной форме для более удобного с ней обращения. Примерами графических моделей могут быть схемы и блок-схемы, диаграммы, графики, таблицы, отчасти – карты. Графическая модель нацелена на практическое использование потребителем со специальной подготовкой, составляется по алгоритму, часто – унифицирована. Объем данных, представленных в виде графической модели, может быть очень велик.
- Инфографика – аналог графической модели, ориентированный на широкую аудиторию без специальных знаний; графический способ передачи данных, в котором сложная или обладающая разветвленной структурой информация визуализируется при помощи интуитивно понятных, располагающих к себе образов. Инфографика содержит меньше данных, чем полноценная графическая модель, и больше «декора». Важнейшими чертами инфографики считаются:
- графические объекты, ассоциативно связанные с представляемой информацией или являющиеся графическим выражением направлений изменения представляемых данных;
- полезная информационная нагрузка;
- красочное представление;
- увлекательная подача;
- внятное и осмысленное представление темы.
Итак, как легко заметить, спектр затрагиваемых расширенным понятием «технического рисунка» крайне разнообразен, и открывает студентам простор для творчества, недоступный в рамках традиционной трактовки. Однако, технический рисунок не только развивает фантазию, творческое мышление и способность к генерации новых идей, но и по-прежнему тренирует руку, формирует навыки работы в различных техниках и средах. Причем последнее выражается в расширенной трактовке на порядок сильнее, чем в традиционной. Если прикладной эскиз–технический рисунок выполнялся в монохроме при помощи карандаша, пера или туши (т.е. достаточно скудного арсенала средств), то при новых условиях студент, выполняющий работы, может активно задействовать маркеры, линеры, капиллярные ручки, фломастеры и другие неортодоксальные материалы; использовать эффекты цветов и монохрома в желаемой степени; применять любые техники графики в соответствие с тематикой и задачами работы, а также обращаться к компьютерной среде при наличии навыков работы в графических редакторах или желании их развить.
Однако невозможно радикально обновить содержание дисциплины только при помощи изменения поставленных перед нею задач. Необходимо также изменение ее (программы), как лекционной, так и практической части. Практический опыт преподавания дисциплины подтолкнул нас к формулировке некоторых общих положений относительно ее содержания.
Часы, отведенные на теоретическую часть, должны реализовываться в форме потоковых лекций у нескольких параллельных групп, поскольку знание теоретических основ проектирования при помощи технического рисунка и его истории необходимо всем будущим дизайнерам, несмотря на различия в направлениях подготовки. Каждое занятие посвящается истории одного из самых значимых направлений творчества, имеющих отношение к техническому рисунку. Перечисленные ниже темы рассматриваются в обязательном порядке.
- Введение в технический рисунок и история графического искусства. Даются определения технического рисунка, его цели и задачи, объясняется взаимосвязь с другими видами творчества. Приводится краткий обзор истории графического искусства, его материалов и техник.
- История иллюстрации. Объясняется назначение иллюстрации. Рассматривается значение иллюстрации в контексте издания, приводятся примеры того, как иллюстрация влияет на восприятие содержания читателем, иногда кардинально изменяя его. Особое значение придается принципиальному сходству задач иллюстрации и технического рисунка. Рассматривается богатейшая история иллюстрации, ведущая начало от пиктограмм и логограмм, ее концепции в различные эпохи и в разных регионах. Приводятся избранные работы и сведения о крупнейших мастерах разных видов иллюстраций, анализируется иллюстрация к художественной и нехудожественной литературе, журнальная и фэшн-иллюстрация, digital-иллюстрация и т.д.
- История картографии. Объясняется назначение картографии, ее роль и задачи. Картография рассматривается не просто как крайне специфичная разновидность визуализации данных и технического рисунка, но как отображение существующих в обществе взглядов на окружающий мир. Рассматривается история «реалистической» картографии, т.е. художественно осмысленной, но основанной на соответствующем уровне объективных знаний о наблюдаемой вселенной (карты эпохи великих географических открытий, Нового времени), так и «фантастической», спекулятивной, апеллирующей к моделям идеального устройства мира (средневековые Mappa Mundi, ренессансные карты еще не открытых земель) или воображаемым мирам (карты Острова Сокровищ, Нетландии, Средиземья и т.д.).
- История технического рисунка. Важнейшая тема в курсе лекций может быть разбита на несколько занятий. Рассматривается история технического рисунка, скетчинга и архитектурной графики в контексте эволюции искусства и научно-технического прогресса, от ранних альбомов Аль-Джазари и Виллара де Оннекура до современных компьютерных изображений. Акцент делается на параллельное существование двух «ипостасей» технического рисунка. В первом случае инженеры, дизайнеры и художники стремились максимально реализовать иллюстративную функцию т.р., применяя его для фиксации, проработки, практического воплощения своих задумок и демонстрации потенциальным клиентам (работы Франческо Мартини, Леонардо да Винчи, Фауста Вранчича и дизайнеров XX века). Во втором случае речь идет об «играх разума», использующих технический рисунок в качестве отправной точки для побега в воображаемые миры (Чарльз Делшау), архитектурных фантазий (Пиранези, Антонио Сант’Элиа, Яков Чернихов), достижения сугубо художественных задач (Макс Эрнст, Марсель Дюшан) или утоления извечной тяги к абсурду (машина Гольдберга, работы дадаистов, веб-комиксы Married To The Sea).
- История концепт-арта. Объясняется назначение концепт-арта. В отличие от предыдущих направлений, концепт-арт не обладает уходящей вглубь веков историей, что, однако, не делает ее менее насыщенной. Ведя свое происхождение от сценографического искусства и искусства костюма, концептуальное искусство смогло развиться в самостоятельный вид только с появлением кинематографа, комиксов и игровой индустрии – сфер творчества, где вымышленные локации, герои и предметы требуют большей детализации, чем где-либо. История концепт-арта анализируется на примерах от «Метрополиса» Фрица Ланга до культового шутера Bioshock и action/RPG NieR: Automata; попутно раскрывается его важнейшая задача, требующая особой ответственности – выработка оптимальных вариантов визуальной составляющей произведения, максимально запоминающихся и привлекательных [6].
В зависимости от количества часов можно выделить еще две темы:
- История визуализации данных и инфографики. Так же, как и в случае с картографией, эволюция графических моделей представления информации рассматривается не только как непрерывное развитие способов организации и представления сложной информации, но и как документ эпохи, и как подчас самостоятельное произведение искусства
- История архитектурной графики. Необходимо, впрочем, отметить, что дисциплина «Архитектурная графика» присутствует в учебном плане, и выделение дополнительных часов для изучения ее истории может быть нецелесообразно.
Часы практической и самостоятельной работы будут отводится на выполнение заданий, связанных с тематикой перечисленных выше лекций. Предполагается дифференциация заданий в зависимости от профиля подготовки; на текущий момент получают свою специфику некоторые задания для студентов, изучающих графический и средовой дизайн. Для удобства информация о заданиях представлена в виде таблицы.
Таблица 1
Задания по дисциплине «Технический рисунок»
|
Направление подготовки «Средовой дизайн» |
Направление подготовки «Графический дизайн» |
||
|
Тема |
Форма и материал подачи |
Тема |
Форма и материал подачи |
1 |
Иллюстрация к нехудожественному произведению (2 шт) А5-А4 |
По выбору |
Иллюстрация к художественному произведению (3-5 шт) А5-А4 |
От руки |
2 |
Создание карты вымышленного места (тип карты на выбор)(1шт) А4-А2 |
По выбору |
Создание инфографического изображения (визуализация данных) для научно-популярного произведения; размер свободный |
Цифровой |
3 |
Создание серии технических рисунков по существующему образцу архитектурного или ландшафтного дизайна (от 3шт); А4 |
По выбору |
Создание серии технических рисунков по существующему образцу предметного дизайна (от 3шт); А4 |
От руки |
4 |
Создание серии технических рисунков для вымышленного изобретения / объекта предметного дизайна (3-5 концепт-артов); формат от А4 |
По выбору |
||
5 |
Разработка стилизации бионической формы для использования в средовом дизайне и изготовление серии (2-4 шт) технических рисунков на ее основе; размер свободный |
Цифровой |
Разработка стилизации бионической формы для использования в графическом дизайне и изготовление серии (2-4шт) технических рисунков на ее основе; размер свободный |
Цифровой |
6 |
Наброски архитектурных форм (не менее 10); формат свободный |
По выбору |
Наброски транспортных средств и объектов предметного дизайна (не менее 10); формат свободный |
Традиционный |
7 |
Создание комикса (3-4 стр.) с проработкой концепт-артов персонажей (1-3 концепта) |
Задание и материал исполнения по выбору |
||
Создание раскадровки для предполагаемого фильма или видеоигры (5-10 сцен по 2-3 эскиза на каждую) |
||||
Создание концепт-артов для предполагаемого фильма или видеоигры (3-5 концептов для графического оформления сопутствующей продукции, декораций, реквизита, концепта локации, персонажей и т.д.) |
Таким образом, каждая из рассмотренных в формате лекций тем сопровождается соответствующими заданиями, работа над которыми проходит аудиторно (в формате консультаций и мозговых штурмов) и дома. Здесь стоит сделать некоторые комментарии. Во-первых, содержание и условия выполнения отдельных заданий не просто варьируются в зависимости от направления подготовки выполняющего их студента, но адаптированы под их конкретные навыки и умения, полученные ранее, и ставят своей целью углубить и развить их. Например, изучающие средовой дизайн учащиеся выполняют вымышленную карту, поскольку с выполнением схематичных, но наглядных изображений местности они уже сталкивались при изучении дисциплины «Дизайн-проектирование». В рамках дисциплины «Технический рисунок» они получают возможность реализовать схожий проект, но с упором на художественную составляющую. Во-вторых, форма и материал подачи также привязываются к направлениям подготовки. Очевидно, что студенты-«графики» к началу рассматриваемой дисциплины по определению обладают большими навыками работы в графических редакторах, нежели чем «средовики», что заставляет нас менее строго регулировать среду (традиционную или компьютерную) для воплощения их задумок. В-третьих, если речь идет о выполнении задания вручную, мы считаем принципиально важным отказ от строгих требований к материалу исполнения. Конечно, разные задания подразумевают разные средства; было бы неразумно использовать фольгу или перламутровую краску при создании имитации строгого технического рисунка (задание 4), однако те же материалы могут быть адекватны при имитации средневекового портулана. В-четвертых, последние два задания выполняются студентами практически полностью самостоятельно и предоставляются лишь в конце семестра. В случае с быстрыми скетчами (задание 6) это обусловлено необходимостью поисков интересных объектов и выявлению наиболее эффектных их ракурсов; последнее, седьмое задание требует подробной и вдумчивой проработки, основанной на конструировании образов персонажей, локаций или предметов, что может занять не один семестр. Все остальные задания рекомендуются к выполнению в последовательном режиме, одно за другим, попутно увязываясь с соответствующими лекциями.
Все вышесказанное о новом переосмыслении дисциплины «технический рисунок» могло бы показаться абстрагированными измышлениями, если бы ярко не проявилась ее методическое значение. Как уже упоминалось, «обновленная» дисциплина преподавалась в течение семестра, но даже за этот короткий срок положительные изменения были очевидны. Прежде всего, практика показала, что задания вызывают неизменный интерес студентов и порождают новые, необычные способы их воплощения и трактовки. Так, в ходе осмысления задания на выполнение «спекулятивной» карты были предложены диаметрально противоположные трактовки: от философских переосмыслений средневековых карт в реалиях XX века до карты города детства одной из студенток, но не в рационалистической трактовке, а так, как он воспринимался ею в детстве – с таинственными домами, местами, куда нельзя ходить, местными «достопримечательностями». Не меньший энтузиазм вызвало выполнение задания по вымышленному изобретению, что неудивительно – многие из студентов с детства любили придумывать необычные образцы техники, зданий и предметов; в рамках задания эти увлечения возродились в форме летательных аппаратов в стимпанк-эстетике, реактивных детских колясках в стилистике Джетсонов и других крайне интересных вариантах.
Помимо повышения заинтересованности учащихся в выполнении заданий по дисциплине, практическая польза также отчетливо выражена. Начнем с того, что сам процесс обучения становится в разы насыщеннее и увлекательнее, нежели чем это было возможно в условиях консервативной трактовки, опирающейся на довольно строгие требования к выполняемым работам. В предыдущем варианте о свободе творчества речи фактически не шло, равно как и о самой творческой составляющей; при расширении понимаемого под техническим рисунком комплекса. При этом объем предоставляемой студентам информации не снижается, а, напротив, увеличивается за счет включения в орбиту технического рисунка новых данных из смежных областей. Обилие заданий не вызывает трудностей, поскольку условия и конечные цели их выполнения далеки от существующих в смежных дисциплинах; это, в свою очередь, не вызывает желания отложить их «на потом» или реализовать не в полную силу. При этом в большинстве случаев у студентов заметно повышается уровень владения уже знакомыми техниками и материалами, а также происходит освоение новых, до этого не получавших внимания в образовательном процессе. Приобретенные в ходе выполнения заданий навыки могут пригодится в дальнейшем и в учебе, и при подготовке ВКР (оформление подачи, альбома, собственно тема работы), и в будущей профессиональной деятельности. Воспринятая в форме лекций информация заставит по-новому взглянуть на давно знакомые и казавшиеся банальными явления, в частности – на значение технического рисунка в дизайнерской деятельности и его стремительно расширившуюся «сферу влияния».
Это заставляет нас сделать вывод, что пересмотр существующих концепций некоторых дисциплин (по крайней мере – творческих направлений подготовки) в сторону модернизации содержания и расширения их основных понятий будет иметь положительные далеко идущие последствия.