Полный текст статьи
Печать

На сегодняшний день внеурочная деятельность школьников является одной из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную [1].

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Исходя их этого, можно выявить несколько определений внеурочной деятельности. Итак, первое, внеурочная деятельность школьников – представляет собой  совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Также можно выявить, что внеурочная деятельность это и неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере [1]. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием. Согласно требованиям ФГОС основного общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Целями внеурочной деятельности, являются: создание  условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой личности со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность [1].

Для того что бы выявить с какими трудностями сталкивается  современный учитель при организации занятий по внеурочной деятельности, мы провели исследование - опрос по эффективной организации внеурочной деятельности. В анкете, учителям средних образовательных школ города Кирова и Кировской области, города Ярославля, Сергиева – Посада, Оленегорска, Петрозаводска, а также республики Башкортостан и Челябинской области, были заданы следующие вопросы, такие как: «Есть ли у Вас нагрузка по внеурочной деятельности?»;  «Ваш стаж работы педагогом внеурочной деятельности?»;  «Ваш объем недельной нагрузки по внеурочной деятельности?»; «Какие направления внеурочной деятельности Вы реализуете?»; «Сталкиваетесь ли Вы с проблемами в  реализации внеурочной деятельности?»;  «Обращаетесь ли Вы за советом и помощью к коллегам?»; «Какие преимущества Вы отмечаете  при  ведении внеурочной деятельности?»; «С каким настроением Вы обычно идёте на занятия по внеурочной деятельности?»; «Какие трудности Вы испытываете в преподавании внеурочной деятельности?».

Кафедрой технологии и методики преподавания технологии было опрошено 55 учителей, из них у 16 человек была нагрузка только по урочной деятельности. В итоге, социологического опроса мы выявили, что стаж работы педагогом внеурочной деятельности менее 1 года у 15 % учителей; 1 – 3 года у 30% и более 5 лет у 55% учителей. Сегодня, в связи с увеличением часов по внеурочной деятельности в соответствии с реализацией требований ФГОС каждый второй учитель имеет дополнительную нагрузку. Объем недельной нагрузки по внеурочной деятельности у 37% учителей  составляет  1-4 часа; у 10%  4-8 часа и 15-20 часов; у 20% 8-10 часов; у 15% - 10-15 часов. В основном учителя реализуют дополнительное образование не как основную часть ставки, только у 8% учителей объем недельной нагрузки по внеурочной деятельности составляет 20 и более часов. Среди направлений внеурочной деятельности которые реализуют учителя (педагоги), у 8% это досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) также  социальное творчество (социально   преобразующая добровольческая деятельность), а также и спортивно-оздоровительное; у 4% направления эколого-биологического; у 36% - художественное творчество; у 33% техническое творчество и 11% - другое (интеллектуальное, общекультурное, школьное лесничество «Лесной дозор»,  формирование здорового питания).

На вопрос, - «Сталкиваетесь  ли Вы с проблемами при реализации внеурочной деятельности?»,  22% опрошенных  ответили – «да»; 12%- «более да, чем нет»; 18% - «более нет, чем да»; 35% - «нет»; 13%- затруднились ответить на этот вопрос. Следующий вопрос был – «Обращаетесь ли Вы за советом и помощью к коллегам?» - 54% ответили - «да», а 46% - «нет». В итоге можно сделать вывод, что больше половины опрошенных, обращаются за помощью в реализации внеурочной деятельности к коллегам.

 Среди преимуществ, которые отмечаю педагоги при ведении внеурочной деятельности, 29% отнесли реализацию нормативных установок ФГОС; 25% - отточенное мастерство, высокий профессионализм; 28% - дополнительная нагрузка; 5% - профессиональное лидерство; 2%- высокая оценка со стороны руководства;  6% - высокая оценка Вашего труда со стороны коллег; 5% - выбрали другое (сплочение ребят во внеурочное время, связанное с общими интересами; большой объем времени на общение  с учащимися и профориентация).

Вопрос - с каким настроение обычно идет учитель на занятия по внеурочной деятельности выявил, что с хорошим эмоциональным настроем идет 63% учителей, с плохим настроением из-за усталости и большой нагрузки идет 3%, без особых эмоций - 5% и когда как, бывает по-разному - 28% учителей. На вопрос - какие трудности испытывает учитель в преподавании внеурочной деятельности - 29% опрошенных ответили, что трудности возникают с материально-технической базой; 10% - ответили, что трудности возникают  из-за большой учебной нагрузки  педагога;  12% -  из-за отсутствия у детей интереса и желания учиться; 19% - из-за подбора материалов, выбора объектов; 15% из-за отсутствия наглядных пособий и другого методического сопровождения; 11% - ответили, что трудности возникают с выбором оптимальных форм и методов; 3% - ответили, что трудности возникают из-за отсутствия специализированного помещения и 1% отпрошенных ответил - что проблемы возникли из-за сотрудничества с местными организации, у которых арендуют помещение.

 Таким образом, результаты анкетирования показали, что сегодня при реализации внеурочной деятельности учителя сталкиваются с проблемами по недостаточной материально - технической базе, методического характера, с высокой занятостью по предметной нагрузке. Следовательно, для успешной реализации дополнительного образования в школе необходима помощь учителю в виде наглядного материала, технологических карт, а в целом разработанных методических  систем, которые помогут реализовать новые направления в творческом развитии школьников.