Полный текст статьи
Печать

В настоящее время в России мы наблюдаем процесс интенсивных социальных, политических и экономических преобразований, и качественная подготовка кадров стала одним из важнейших залогов успеха проводимых в стране реформ. В условиях постоянно изменяющегося социума, рыночных отношений и изменяющихся требований к кадровым работникам все более важной и серьезной задачей становится переподготовка  педагогических кадров - это создание новых, значительно более эффективных систем управления и развития.

В России сложилась многоуровневая система повышения квалификации учителей, руководителей школ и работников органов управления образованием. Государственной программой РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы выдвигаются «основополагающие принципы этой системы:

- сочетание общефедеральных подходов с широкой инициативой местных органов управления образованием;

- непрерывность повышения квалификации на протяжении всего периода педагогической деятельности;

- согласованность и преемственность функционирования различных звеньев системы повышения квалификации;

- опережающий характер повышения квалификации с учетом перспектив развития образовательной системы, достижений педагогической науки и актуального педагогического опыта» [1].

В Пермском крае сегодня также приобретен значительный инновационный опыт, созданы действенные механизмы инновационного развития системы образования. Одним из таких механизмов выступает уникальная модель повышения квалификации педагогов через Университетские округа.

Термин «учебный округ», как известно, для России не нов. Впервые учебные округа как территориальные образовательные объединения, возглавляемые университетами, появились в России в начале XIX века. Тогда они включали в свой состав учебные заведения нескольких губерний и у них преобладающими были административно-контрольные функции.

Университетские округа в наши дни - это возрождение старой, прерванной традиции, которая обеспечивает преемственность и взаимосвязь всех ступеней системы образования, повышения статуса региональных университетских округов как центров образования, науки и культуры, а также придает этой системе необходимую устойчивость и целостность.

Учебный округ - это академическое сообщество, формируемое на добровольной основе организационно и экомически независимыми учебными, научными и другими учреждениями.[2]

На базе Пермского филиала Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) сформирован университетский школьный кластер. Это инновационная форма объединения усилий общеобразовательных учреждений Пермского края, Университета и министерства образования и науки Пермского края в целях управления качеством школьного образования через организацию совершенствования профессиональной компетентности учителей (предметной, информационно-коммуникативной, проектной компетенций), а также предметных компетенций учащихся под руководством пермских ВУЗов. Сайт университетского округа НИУ ВШЭ ( https://perm.hse.ru/okrug/about).

Университетский округ Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) работает со школами по теме «Метапредметные и личностные результаты общего образования». В плане работы ученых-практиков выступают следующие формы организации: проектно-аналитические семинары с административными командами учреждений, краевая метапредметная олимпиада для учащихся 7–9-х классов, научно-практическая конференция «Метапредметность в основной школе», краевой профильный лагерь «Вперед, в будущее!», разработка модулей систем оценивания и мониторинга метапредметных и личностных результатов в основной школе (смысловое чтение, совместная деятельность, аргументация, коммуникативность) и др. Сайт университетского округа ПГНИУ (http://www.psu.ru/universitetskaya-zhizn/universitetskij-okrug).

На базе Пермского государственного гуманитарного педагогического университета (ПГГПУ) с 2009 года действуют центры инновационного округа, разрабатывающие, апробирующие, реализующие инновационную образовательную практику, организована деятельность педагогических лабораторий, в том числе по вопросам внедрения федерального государственного стандарта. Сайт университетского округа ПГГПУ (http://pspu.ru/university/universitetskij-okrug-new/).

Повышение квалификации педагогических и административных кадров в рамках Округа осуществляется на основе модульной системы обучения. Индивидуальная образовательная программа формируется на основе совокупности выбранных слушателем образовательных модулей.

Образовательные модули, входящие в систему повышения квалификации, являются элементами накопительной системы, в рамках которой происходит суммирование результатов усвоения каждого модуля в портфолио слушателя. Образовательные программы разрабатываются образовательными учреждениями, входящими в Округ. Образовательные модули делятся на две группы.

Базовые модули – представляют собой надпретметные учебные курсы, посвященные общим и фундаментальным проблемам. Базовые модули представляют собой учебные курсы, продолжительность которых превышает 72 часа, реализация может происходить как на базе Университета, так и на базе ЦИО.

Вариативные модули – учебные курсы, направленные на трансляцию передового педагогического или управленческого опыта. Вариативные образовательные модули представляют собой учебные курсы продолжительностью менее 72 часов, создание и преподавание этих элементов осуществляется на базе учреждений, входящих в Округ.

После освоения каждого образовательного модуля слушатели проходят процедуру защиты  выпускной работы (проекта, методической разработки, нормативно-правового документа).

Субъекты повышения квалификации в рамках Университетского округа инновационных образовательных учреждений:

  • педагог или руководитель образовательного учреждения, реализующий образовательные потребности в системе повышения квалификации Округа.
  • государственное  образовательное учреждение высшего профессионального образования Пермский государственный педагогический университет:

- разрабатывает и реализует базовые образовательные модули;

- утверждает индивидуальный образовательный маршрут слушателя;

- выдает документ о повышении квалификации в рамках модульной системы повышения квалификации.

Центр инновационного опыта (ЦИО) входящий в Округ: осуществляет разработку и реализацию вариативных образовательных модулей.

На сегодняшний день университетский округ ПГГПУ сотрудничает со следующими  образовательными организациями, которые поддерживают статус ЦИО:

  • МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №14» г. Березники,
  • · МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №135 с углубленным изучением предметов образовательной области "Технология"» г. Пермь,
  • · МБС(к)ОУ «Школа №152 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" г. Перми,
  • · МАОУ «Гимназия №10» г. Перми,
  • · МБОУ «Беляевская средняя общеобразовательная школа» Оханского района,  
  • · МБОУ «Добрянская средняя общеобразовательная школа №3» г. Добрянка,
  • · МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» г. Чайковский,
  • · МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Чайковский,
  • · МАОУ «Лицей №4» г. Перми,
  • · МАОУ Юго-Камская средняя общеобразовательная школа» Пермского района,
  • · МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №102 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Перми,
  • · МАОУ с углублённым изучением математики и английского языка «Школа дизайна «Точка» г. Перми,
  • · МОУ «Гимназия №33» г. Перми,
  • · МАОУ «Гимназия №31» г. Перми,
  • · МАОУ «Гимназия №7» г. Перми,
  • · МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Перми,
  • · МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Красновишерска,
  • · МОУ «Гимназия №6» г. Перми,
  • · МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» г. Перми,
  • · МАОУ «Лицей №2» г. Перми,
  • · МБОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа» Оханского района.
  • · МАДОУ «Детский сад № 265» г. Перми,
  • · МБДОУ «Детский сад № 8» п. Куеда,
  • · МАДОУ «Эврика» г. Перми,
  • · МАДОУ «Детский сад № 424» г. Перми.

Образовательная деятельность реализуется в следующих направлениях работы:

- организация работы площадок профессионального общения направлена на создание пространства профессиональной коммуникации и роста педагогического мастерства педагогов.

- проведение   научно-практических семинаров, курсов, организованных для школ университетского округа по актуальным вопросам методики преподавания учебных дисциплин в связи с введением ФГОС и отработка с использованием мастер-классов технологии системно-деятельностного подхода;

- создание сообщества педагогов-исследователей с целью оказания методической помощи педагогам в разработке исследовательских проектов,  проведении научной экспертизы  и формирование исследовательской культуры педагогов;

- выпуск «Пермского педагогического журнала», издание учебных и методических материалов  педагогов ЦИО для  презентации инновационного учительского опыта;

- создание условий для развития и поддержки познавательных, исследовательских и творческих способностей учащихся школ Округа;

- реализация дополнительных образовательных программ через систему повышения квалификации педагогических кадров, как особой формы предъявления практического опыта;

- создание единого информационного пространства, объединяющего всех участников Округах [3].

Полагаем, что инновационные процессы побуждают работников образования к творчеству. Поэтому не угасает их заинтересованность, активность в их обсуждении и реализации. А результаты и эффекты инновационных процессов задают новый вектор совершенствования образования как ресурса социокультурного развития Пермского края.