В современном мире работа дизайнера неразрывно связана с использованием современных информационных технологий. Причем это касается не только инструментария и программного обеспечения для работы с графическими объектами, но и с поиском и доступностью информации в целом. Информационные ресурсы настолько обширны и разнообразны и в то же время достаточно легко доступны. При этом достоверность данных из электронных источников не всегда может соответствовать объективным реалиям. Кроме того, может встречаться и заведомо искаженная информация. Все это требует более внимательного отношения к любой информации и проверке данных, по возможности, в различных источниках, тем более, что современные информационные технологии позволяют достаточно легко это сделать.
Также необходимо принимать во внимание основные свойства информации, особенно когда требуется преобразование данных для каких-либо целей, так как такие преобразования могут привести к искажениям и ухудшению качества изображений и макетов.
Особенно важным является внимательность при подготовке макетов для печати, поскольку в печатном виде сильнее проявляются качественные изменения, которые в электронном представлении могут остаться не замеченными.
Полиграфия в современном обществе играет значительную роль. К полиграфической продукции относят не только книжно-журнальные издания, но и печать на различного рода упаковке, текстиле, рекламной и сувенирной продукции, а также печать ценных бумаг. Требования к качеству возрастают с каждым годом. Ведь именно от таких характеристик как точность, насыщенность и яркость зависит наше восприятие. В большинстве случаев необходимо, чтобы при печати результат максимально соответствовал оригиналу. Если не добиться точной цветовой, тоновой передачи от тиража к тиражу, то появится множество нелегальной продукции, что ведет к ухудшению качества жизни. Поэтому большинство макетов требует специальной подготовки [1]. При этом важным также является смысловое содержание печатной продукции и логические соответствия между объектами и их изображениями, а также текстовым содержанием.
Одной из самых распространенных ошибок при компоновке макетов является чрезмерное использование зеркального отражения. К сожалению, этот прием очень часто используют дизайнеры в компоновочных целях, не учитывая, что далеко не все объекты беспроблемно зеркально отражаются. Это, конечно же, в первую очередь относится к текстовым надписям и цифровой информации. При этом следует отметить, что в природе вообще редко встречается идеальная симметрия, поэтому можно сказать, что зеркальное отображение любой фотографии приводит к искажению данных.
В качестве примеров можно привести следующие. На рис. 1 представлены фрагменты рекламных макетов с одной фотографией из двух разных газет. Левое изображение является зеркальной копией. Это видно по цифрам на календаре и по значку сотрудницы. Очевидно, что из компоновочных соображений дизайнер трансформировал фотографию, чтобы вписаться в левую часть макета.
Рис. 1. Одинаковая фотография в макетах двух разных газет.
В этом случае дизайнер осознанно выполнял трансформацию, не учитывая возможных искажений. Но возникают ситуации, когда дизайнер использует готовое скомпонованное изображение и дорабатывает его. Пример показан на рис. 2.
Рис. 2. Открытка с авианесущим крейсером.
Здесь на первый взгляд ничего не бросается в глаза, но если внимательно посмотреть на изображение авианесущего крейсера, то можно увидеть, что он зеркально отражен. На рис. 3 представлена его фотография, взятая со страницы сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Адмирал_Флота_Советского_Союза_Кузнецов. На рис. 2 надпись «063» на борту зеркальна.
Рис. 3. Фотография авианесущего крейсера.
Другим примером некорректной работы с информационными ресурсами является использование в макетах изображений и текста, по смыслу несоответствующих контексту. Примеров таких достаточно много можно найти в сети, например, по запросу «ошибки в открытках и плакатах». На рис. 4 приведен один из таких примеров, взятый с сайта http://www.izstali.com.
Рис. 4. Пример логической ошибки.
Подобного рода ошибки могут возникать из-за невнимательного отношения к качеству информационных ресурсов. Другая разновидность таких ошибок – это использование неактуальной информации. Актуальность является одним из важных свойств информации, особенно для визуального ее представления. Например, в одном городе к 4 ноября 2016 вывесили на здании администрации баннер, на котором была изображена карта Российской Федерации, но без Республики Крым, так как скорее всего баннер был из старых запасов или разработчик использовал неактуальные изображения.
Третьей достаточно распространенной ошибкой является некорректное использование форматов представления данных при подготовке макетов. Прежде всего это относится к формату JPEG, который имеет характерные искажения при использовании больших коэффициентов сжатия. При этом проблемы формата JPEG остаются не зависимо от того, в какой формат в дальнейшем было сохранено изображение, то есть улучшения качества при смене формата не происходит. Таким образом, можно сказать, что для оценки качества изображений, использованных в макетах полиграфической продукции, недостаточно учитывать размер, разрешение и формат изображения, а необходимо оценивать визуальное качество или выявлять источник получения изображения и цепочку его преобразований [2].
На рис. 5 представлен фрагмент рекламного плаката известной компании, на котором видно, данное изображение когда-то было представлено с сжатием JPEG, о чем свидетельствуют характерные размывы на лицах, которые видно невооруженным взглядом. В электронном представлении это не сильно заметно, но в печатном виде бросается в глаза.
Рис. 5. Фрагмент плаката с искажениями на лицах.
К допечатной продукции предъявляется ряд технологических требований, обеспечение которых гарантирует максимальное соответствие готовой продукции оригиналу [3]. Качество печатной продукции напрямую зависит от соблюдения требований, предъявляемых к макетам организациями, осуществляющими печать.
На практике могут возникать ситуации, когда результат печати сильно отличается от исходного макета. Это может зависеть от различных причин, например, некачественная подготовка макета, разное качество бумаги разных производителей, различные настройки печатного оборудования и т.д. Иногда это может привести к существенным отличиям от исходного макета. Не только различные технологии печати приводят к искажению цветов изображений, но и различные настройки оборудования и использование бумаги разных производителей [4]. Все это также может влить на визуальное качество.
Таким образом, можно отметить, что чаще всего к снижению информационного качества изображений приводит нарушение логических и временных соотношений между объектами и изображениями, некорректные трансформации и неправильное использование форматов представления графических и текстовых данных.