Полный текст статьи
Печать

Курс обучения дисциплине «Живопись» нацеливает студентов на системное и  последовательное, по разработанному  учебно-методическому комплексу, овладение теоретическими знаниями, умениями и творческими навыками, эстетическому восприятию и передаче средствами живописных материалов окружающей нас действительности. Студентам необходимо повышать свое творческое развитие и стремление к овладению культурой цельного видения тоновых и цветовых отношений всех частей изображения, накапливать в процессе выполнения заданий учебной программы мастерство и высокий по уровню профессионализм.

Над заданиями рабочей программы  по изображению обнаженной фигуры человека на занятиях по живописи студенты начинают работать на четвертом курсе. Эти задания имеют свои цели и задачи, свои учебные особенности, но в целом, подчиняются  общим законам живописи, какие студенты изучали ранее, выполняя предыдущие задания.

Программа курса живописи составлена по принципу: от простого к сложному, от натюрморта до изображения человека. Поэтому для студентов последнего курса обучения живопись обнаженной  фигуры человека является наиболее сложной. Для решения поставленных целей и задач, успешного  и грамотного выполнения заданий, в учебном процессе предусмотрено получение достаточного объема знаний, умений и навыков для изображения человека на таких дисциплинах как «Пластическая анатомия» и «Рисунок».

К занятиям по живописи студентам необходимо хорошо подготовиться. Ведущий преподаватель должен подробно рассказать о необходимых материалах к первому занятию: проклеенная и загрунтованная основа для масляной живописи в размере до одного метра по большей стороне, подготовленный картон для живописного этюда, набор всех масляных красок, кистей, растворителей, палитра, уголь для композиционного рисунка на поверхности живописной основы, ветошь и другой необходимый материал к работе.

Преподаватель проверяет принесенные студентами основы для масляной живописи. Выясняет, как эти основы подготовлены, есть ли на поверхности проклейка, как и какой по рецепту нанесен грунт. Неправильно приготовленные основы для масляной живописи – прямой путь к неудачам в живописи масляными красками.

Перед началом работы всем студентам необходимо выбрать рабочее место, ту точку зрения на натуру, которая наиболее для них композиционно интересна. Это не простая задача и роль преподавателя по необходимости помочь студенту советом и даже указать наиболее удачное место работы. По возможности для определения интересного композиционного ракурса студенты должны с разных мест сделать графические композиционные зарисовки натуры и ее окружения, а затем выбрать методом анализа наиболее удачное по композиции решение.

Когда все студенты определились с местами, преподаватель объясняет цель и задачи задания, этапы ведения работы, на что обратить особое внимание, как грамотно выполнять весь процесс. Необходимо напомнить студентам методы линейно-конструктивного пропорционального построения фигуры с учетом пластической анатомии и линейной перспективы, произведя необходимые построения на учебной доске, ответить на все возникающие у них вопросы.

Затем студенты должны приступить к работе с натурой, то есть выполнить грамотно по композиционному решению графический эскиз на листе бумаги карандашом. Это первый этап работы, который очень важен. Здесь находится пятно объема фигуры, необходимое пространство интерьера вокруг фигуры, формат картинной плоскости и пропорциональное соотношение сторон его.

 От грамотно найденного формата зависит конечный результат, так как это залог успеха. Эскиз обязательно должен утвердить сам преподаватель, анализируя вместе со студентом правильность композиционного решения. Часто эскиз бывает не правильно найден по композиции, и приходиться много переделывать. Но эта работа очень важна, она заставляет студента много думать головой, вспоминать законы композиции, искать решение с творческим подходом.

Когда эскизы утверждены, студенты приступаю ко второму этапу – переносу композиционного решения эскиза на формат основы для масленой живописи. Преподаватель напоминает методы переноса, так как студенты иногда забывают, как это делать. Затем они углем выполняют линейно-конструктивное, пропорциональное построение фигуры натурщика, применяя полученные знания пластической анатомии и перспективы.

Для закрепления угольного рисунка на основе применяется метод обводки контура. Для этого берут черную тушь или же черную краску, и тонкой кистью делают обводку. Затем тряпкой стряхивают уголь с основы. Уголь на основе оставлять нельзя, так как он, при нанесении на основу живописного красочного слоя, может его сильно зачернить.

Следующий очень важный этап в работе студентов по выполнению обнаженной фигуры человека в технике масляной живописи – это выполнение цветового этюда, размер которого может быть равен четвертому формату листа. Для выполнения этюда они берут проклеенный и загрунтованный картон, на котором пишут масляными красками. Этот этап очень важен в обучении студентов, так как помогает отрабатывать навык поиска цельного этюда, где есть взаимосвязь всех цветовых и тоновых отношений.

 Цветовой этюд студенты пишут под руководством преподавателя, который наблюдает за процессом работы, высказывает необходимые замечания, отвечает на возникающие вопросы, оказывает практическую помощь студентам. По написанию студентом цветового этюда, утверждает его.

Теперь студенты должны приступить к основной работе и начинать писать масляными красками на основе, с выполненным линейным рисунком обнаженной фигуры человека. Для работы необходимо подготовить палитру с красками, масленку с налитым в нее растворителем, кисти и ветошь.

 Палитру желательно иметь белую, так как при смешивании красок легче находить звучные цветовые отношения, их хорошо видно на белом, а так же  меньше возможности в создании грязного цвета. Найденные на  белой палитре правильные цветовые смеси по тону и цвету, легче   привязывать к белой основе холста или ДВП.

Сначала студенты должны на основе с рисунком выполнить цветовой подмалевок, тонко методом лессировок прописать сложными цветовыми отношениями широкой кистью все цветовые пятна цельно, как на цветовом этюде. Все цветовые пятна  необходимо хорошо найти по тону и цвету, соединив  в единую гармонию, постараться за один сеанс прописать всю поверхность основы, не оставляя белых не записанных пятен.

Написанный подмалевок необходимо хорошо просушить до следующих занятий по живописи. Только тогда можно начинать следующий этап работы –  прописку. Здесь необходимо уточнить пропорциональные отношения всех частей фигуры человека, характерные черты лица головы, характер конечностей с учетом пластической анатомии. Постараться передать портретное сходство натуры.

Для большинства студентов это наиболее сложный этап, так как требует высокий уровень мастерства, знаний пластической анатомии, перспективы осей, умения грамотно строить конкретные объемные формы, конкретные черты сходства всех элементов фигуры. Роль педагога на данном этапе очень значима, так как именно здесь у студентов возникает много вопросов и неточностей по пропорциональному строению фигуры, применению законов перспективы, передаче объема фигуры и вписывания ее в пространство интерьера.

На данном этапе педагог должен напомнить студентам пластическую анатомию строения человека, предложить им наметить мышечное строение там, где это не обходимо, а так же оказать практическую помощь по необходимости. Особенно много проблем возникает с портретной передачей характера лица, объемных форм кистей рук, стоп ног. Большую трудность вызывает умение правильно передавать перспективное сокращение определенных частей фигуры, которые находятся в угловой перспективе.

Когда все проверено и уточнено, можно приступить к выполнению прописок, правильно используя технику масляной живописи. Здесь студентам необходимо вспомнить и применить знания, полученные при изучении законов о цвете. Это цветовой круг, тон цвета, теплую и холодную гамму, контрасты и нюансы, колорит цветового пятна, цельность и др. Без применения этих знаний и практических умений и навыков в нахождении сложных цветовых отношений, будет невозможно выполнить живопись обнаженной фигуры человека.

Большим недостатком в живописи является неумение студентов работать с палитрой. Они плохо ищут на палитре сложные и красивые цветовые отношения, создается впечатление, что они боятся красок, или же просто их экономят. Поэтому каждому студенту педагог должен сам практически показать, как нужно правильно смешивать краски на палитре в поиске сложного цветового пятна.

Колорит кожного покрова обнаженной фигуры человека очень сложен и различен по цветовой и тоновой характеристике в различных частях фигуры, поэтому нужно очень хорошо потрудиться в правильном нахождении этого характерного по тону цвета. Самое главное это научиться  применять необходимое количество белой краски в цветовом пятне. Некоторые студенты берут при смешивании красок много белил, получая сильный разбел, кроме того с белилами смешивают одну или две краски, и конечно не могут передать характерный цвет кожи человека.

В технике академической живописи писать масляными красками нужно тонким красочным слоем – лессировками. Освещенную светом поверхность фигуры студенты должны передавать, учитывая разницу по тону более светлых участков и нюансов полутонов, чтобы создать плановость объемной формы. Здесь необходимо умело применять закон контрастов по тону и по разнице теплых и холодных цветовых отношений. В теневых поверхностях нужно очень осторожно пользоваться белилами, передавая рефлексы, чтобы тени на фигуре человека были прозрачными. Прописку необходимо проводить в несколько этапов, добиваясь цельности передачи объемной формы обнаженной фигуры человека, применяя закон обобщения. Необходимо параллельно цветом писать колорит окружающего фигуру пространства, вводя ее в интерьер.

Важным этапом в отработке навыков масляной живописи является выполнение студентами домашних самостоятельных заданий по копированию обнаженной фигуры человека с произведений художников-классиков академической школы живописи и написание этюдов. Выполнение этих заданий способствует накоплению практических умений, навыков и опыта в работе над учебными аудиторными заданиями рабочей программы по живописи.

Серьезное, грамотное отношение к занятиям живописи вызывает у студентов заинтересованность, желание заниматься творчеством, ведет к повышению их способностей и  профессионализма.