Полный текст статьи
Печать

Проблема воспитания творческого человека  стала актуальной в совершенствовании духовной культуры нашего общества. Ведь известно, что творчество является ведущей силой развития всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Именно творчество двигало вперёд развитие науки, техники, культуры, взаимоотношение людей. Формирование творческой, культурно-богатой, развитой личности одна из самых важных задач, стоящих перед обществом [2, с.127].

Знакомство в школе  на уроках технологии с историей искусства русского изразца, закладывает в учениках образные художественные представления, воспитывает художественный вкус, развивает творческое начало, то есть те качества, которые способствуют интенсивному развитию личности, обогащают её духовно, формируют нравственные чувства, мировоззрение. Знакомясь с образцами народного искусства, учащиеся попадают в мир сказочных образов, ярких красок, узоров орнамента, которые близки и созвучны их эстетическим чувствам и представлениям.

Русское изразцовое искусство – одна из замечательных отраслей народного творчества. Изразцовые декоры, выполненные из отдельных изразцов или многоизразцовых клейм и фризов, создавали яркие цветовые акценты на фасадах храмов и светских зданий предавали им живописность, праздничность и нарядность.

Само слово «изразец» произошло от русского словосочетания «образить здание». Изразец – глиняная обожженная плитка с румпой для крепления в стен или печи. [1, с.7]

Изразец – станинный элемент облицовки печей, первое использование которого на Руси относится к 15 веку. Именно тогда впервые появились плитки из керамики, которые украшались рельефными узорами на поверхности и полнотелой румпой для крепления и сохранения тепла.

Европейцы украшали при помощи изразцов интерьеры помещений. А вот в России, где климат значительно суровее, изразцы стали использовать в качестве материала, способного долгое время удерживать тепло печей и каминов. По всей России работало множество небольших гончарных мастерских, где безымянные народные самородки-мастера создавали свои шедевры.

Сюжеты изразцов просты и понятны, среди них: животный и растительный мир, сценки из окружающей жизни и преданий. Впервые изразцовое искусство появилось в X-XI веках на территории Древнего Киева, Владимира и Старой Рязани. Именно в этих областях археологи находили русские керамические изделия, покрытые многоцветными слоями прозрачных глазурей. Самые первые изразцы изготавливались из красной глины и имели выразительный рельефный рисунок (рис.1).

 

Рисунок 1 - Красный широкорамочный печной изразец. Конец XVI - первая половина XVII века 

Печь, облицованная красными изразцами могла рассказать о неведомых единорогах и грифах, о крылатой коннице, о легендарном царе древних Александре Македонском, о штурме града, о семиглавом драконе и чадолюбивом пеликане, кормящем птенцов собственным мясом. Позднее эти сюжеты перекочевали в рельефные изразцы с зеленой поливой.

Чтобы получить чистый зелёный цвет, на изразцы вначале наносился слой белого ангоба. Глазурованные изразцы обогатили цветовое решение украшаемых поверхностей, к тому же оказались гораздо лучше терракотовых, так как не пропускали дыма и газов, не нуждались в побелке и легко мылись. Рельефные изображения отличались большой узорностью. В них преобладали мотивы полуфантастических существ – «зверя лютого», «птицы-сирина» и др. (рис.2).

 

Рис.2 - Муравленный изразец в русском стиле, XVI век 

Широкое производство изразцов началось в 16 веке. В те времена основными видами изразцов были терракотовые, не имеющие глазури на поверхности. Для формовки плиток мастера применяли деревянные формы, оснащенные вырезанными рисунками. В это же время начинается и производство изразцов, дополненных зеленой глазурью, так называемых муравленых плиток.

Особой декоративности древнерусские изразцы достигли во второй половине XVII в., когда они стали покрываться многоцветными непрозрачными эмалями (рис.3).

 

Рис.3 - Фрагмент фасадного декора, XVII век 

В это время русский изразец переживает пик своего расцвета, когда начинается производство богато декорированных плиток, украшенных красивыми, многоцветными объемными рельефами. Секреты этого искусства принесли белорусские мастера, владеющие технологией производства непрозрачных глазурей. Использовались эмали белого, желтого, синего и зелёно-бирюзового цвета. Расширился круг мотивов, появились разнообразные узорно решённые растения, цветущие кусты, виноградные гроздья, нарядные вазоны и т.д.[1, c.7]

Изразцы с многоцветными рисунками и оригинальными рельефами стали использовать для облицовки домашних печей, фасадов соборов, башен, домов, например, подобный декор имеется в отделке Покровского собора, Мостовой башни.

В XVIII в. рельефные изразцы постепенно вытесняются гладкими с расписными изображениями пейзажей, различных занимательных или поучительных сценок (рис.4). 

 

Рис. 4 – Расписные печные изразцы. Вторая половина XVIII века. 

Изменение изразцов происходило под влиянием смены художественных вкусов общества, на которую оказала влияние европейская мода. Петр I внес большой вклад в развитие изразцового искусства на Руси. В своих поездках по Голландии он обратил внимание на великолепные кафели, которые украшали печи практически всех горожан. Именно с его подачи голландские изразцы стали браться за основу при изготовлении плиток на Руси. В этот период печи начали обкладывать изразцами с гладкой поверхностью, покрытыми нежным бело синим рисунком. Таким образом, древние многоцветные изразцы постепенно вытеснялись дельфтской керамикой. В 1709 году под  руководством двух пленных шведов в Ново-Иерусалимском монастыре было организовано производство расписных изразцов, имеющих гладкую поверхность. Кроме того Петр I отправлял в Голландию талантливых русских мастеров для обучения кафельному ремеслу. [1, c.8]

В этот период активно развивались московская и питерская гончарные школы. Великий князь Меньшиков также был почитателем изразцового искусства. Он открыл в Стрельне первый завод по изготовлению изразцов. Дворцы графа поражали своими прекрасными каминами и панно, в сюжетной линии которых просматривались библейские сцены, портреты, растительные мотивы, пейзажи. Интересно, что изразцами в покоях Меньшикова иногда были покрыты не только печи и камины, но и стены и даже потолки. [1, c.9]

В конце XVIII века гладкая поверхность плиток стала декорироваться росписями:

- сюжетами из жизни людей разных слоев общества;

- тематическими сценками;

- букетами;

- многоцветными цветами;

- птицами.

Старинные изразцы стали изготавливать в виде панно, которые становились важнейшей частью художественного украшения сложной архитектуры печей и неотъемлемым элементом интерьера. В этот период монохромные изразцы становятся яркими. Мастера используют для росписи коричневые, зеленые, синие, белые, желтые глазури. За основу берутся баварские изразцы и другие виды плиток европейского производства.

В XIX веке изразцовое производство достигает широкого развития, и его продукция отличается и ценой, и художественной ценностью (рис. 5).

 

Рис.5 - Расписной печной изразец Ярославского производства. Начало XIX века 

Крупнейшим производством изразцов того времени было Товарищество М.С.Кузнецова. В ассортименте производителя было более пятнадцати видов изразцовых каминов и печей, иконостасы, киоты, а также множество видов отдельных плиток и изразцов. [1, c.9]

В конце века изразцами начинают интересоваться известные керамисты, художники. Михаил Врубель, увлекшийся этим искусством, создал немало шедевров в им. Абрамцево. Он придумал новые технологии обжига и глазурования, а также разработал собственные глазури в большой цветовой палитре.

Изразцы в ХХ веке.

После революции в изразцовом производстве произошли серьезные изменения. В этот период на первое место вышли такие направления как модернизм, конструктивизм, что нашло отражение и в производстве печных плиток.

Только в 90-х годах изразцовое искусство стало возрождаться в своем изначальном виде. Стали появляться небольшие керамические заводы и мастерские, изготавливавшие изразцы на заказ. За художественную основу мастера применяли старинные изразцы русского, голландского, баварского производства.

Основной целью современного изразцового искусства является сохранение наследия, оставленного русскими керамистами. Для этого мастера «восстанавливают» старинные технологии производства керамики, обжига, глазурования. В ассортименте современных компанией можно найти изразцы в любом направлении с рисунками, характерными для любых периодов развития этого творчества, в том числе с современными сюжетами, которые также становятся частью истории и всемирного наследия.

Русские изразцы во все времена невероятно ценились во всей Европе. И сегодня там можно встретить прекрасные образцы изразцового искусства России, которые используются в оформлении культовых зданий и их интерьеров.

В прошлые века изразцы активно применяли для украшения внешних и внутренних покоев зданий, а также печей и каминов. Ярким примером этому может служить московский дворец в Кусково. В его отопительной системе были использованы традиционные на Руси изразцовые печи, покрытые красивой росписью. Изразцы прекрасно сочетаются с дорогими мраморными каминами дворца.

Таким образом, русское изразцовое искусство возникло во второй половине XV века, достигло своего расцвета во второй половине XVII  века и перешло в технически оснащенные цеха предприятий керамической промышленности в XIX столетии. В XX и XXI веках изразцовое искусство продолжает развиваться на основе художественных традиций и технологических приемов, приобретая новое звучание в нашей жизни и мире искусства.

В творениях народных мастеров ярко проявились их художественная одаренность, высокое мастерство, тонкое понимание материала и свободное владение техникой. В них всегда прослеживаются ясность замысла, четкость композиции и умение сочетать утилитарные и художественные задачи.