Полный текст статьи
Печать

В условиях выстраивания новой системы образования, ориентированной на оптимизацию учебного процесса и повышение его эффективности через метапредметный подход, школа поставлена перед необходимостью активного внедрения современных технологий, в том числе при взаимодействии с вузами.

Наибольшим потенциалом в данном направлении обладает внеурочная деятельность. С одной стороны, она ориентирована на достижение личностных и метапредметных результатов основной образовательной программы за счет взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования; с другой стороны – позволяет раскрыть индивидуальные способности обучающихся и научиться применять все свои знания в разноплановой практической деятельности.

При взаимодействии вуза со школой внеурочная деятельность чаще всего  рассматривается как основа профильного обучения, целью которого является ранняя профессионализация и непосредственная подготовка учащихся к учебе в вузе по выбранному направлению. А это в свою очередь расширяет возможности образовательного учреждения по организации внеурочной деятельности на основе метапредметного подхода, в том числе, используя ресурсы вуза [1].

В данном направлении в рамках деятельности региональной инновационной площадки продолжает развиваться и совершенствоваться система взаимодействия кафедры дизайна и изобразительного искусства Вятского государственного университета и МБОУ «Художественно-технологический лицей» г. Кирова. Взаимодействие выстраивается в рамках художественно-творческих дисциплин (изобразительное искусство и технология). Попытка соединения двух образовательных пространств – школьной и вузовской среды – даёт возможность по-новому посмотреть на содержание и организацию внеурочной деятельности.

Направления и формы организации внеурочной деятельности определялись с учетом интересов и потребностей учащихся образовательного учреждения и в 2016-2017 учебном году были реализованы через следующие мероприятия.

В октябре-декабре была реализована серия мастер-классов преподавателей кафедры дизайна и изобразительного искусства ВятГУ. Лицеисты углубленно знакомились с основами портретного искусства, строением человеческой головы, говорили о роли наброска в творчестве художника. Мастер-классы были подготовлены и проведены преподавателями кафедры дизайна и изобразительного искусства: Членом Союза художников России, доктором педагогических наук, профессором А.М. Савиновым, Членом Союза художников России, доцентом Г.А. Софроновым, преподавателем С.И. Егоровой. Такая широко распространённая форма работы знакома и любима лицеистами, в то же время она очень эффективна в плане передачи знаний и умений. Следует отметить, что тематика мастер-классов не была случайной, кафедрой был проведен опрос, в ходе которого были выявлены темы, интересные школьникам, или те темы, в ходе знакомства с которыми, они испытывали особые сложности, поэтому, данные занятия были особенно востребованы среди лицеистов.                                                                        

Новой формой работы было и проведение мастер-классов по живописи на базе ВятГУ. Член Союза художников России, старший преподаватель кафедры дизайна и изобразительного искусства Д. В. Патрушев на занятии не только продемонстрировал школьникам способы и приемы работы масляными красками, но и проанализировал работу каждого участника мастер-класса. Специально для школьников он организовал натюрморт с живыми цветами, дал советы по его  написанию, особое внимание преподаватель уделил этапам работы над натюрмортом. Лицеисты получили удовольствие от самого процесса работы, от общения с мастером и  от возможности пронаблюдать, как рождается картина, ведь метод наглядного показа был и остаётся одним из самых эффективных в обучении изобразительному искусству.                                                                                                              В рамках сотрудничества впервые было проведено торжественное открытие выставки работ студентов факультета технологий, инжиниринга и дизайна «Мелодия графики», где учащимся был наглядно продемонстрирован синтез искусств: изобразительное искусство, музыка, литературное творчество, мода – все говорило языком графики – лаконичным и сдержанным. Подобные торжественные открытия являются важным инструментом духовно-нравственного и творческого развития учащихся, когда школьникам демонстрируется тот уровень, к которому нужно стремиться, те вершины,  которые нужно взять.                                                              

Вот уже второй год, в рамках городского конкурса на лучшее новогоднее оформление студенты направления подготовки педагогическое образование профиль изобразительное искусство и дополнительное образование вместе с учащимися художественно-технологического лицея оформляют окна на фасаде лицея в трудоемкой технике вырезания из бумаги. В текущем году они остановились на теме, приуроченной к 80-летию Кировской области. Данная тема предоставила настоящий простор для творчества и на окнах замелькали любимые и значимые места отдыха кировчан. Выбор этой темы не случаен и приурочен не только к праздничной дате, но и важен с воспитательной точки зрения. Школьникам было интересно узнавать в узорчатых силуэтах знакомые очертания особняка Т.Ф. Булычева, Кировского драматического театра, Вятской филармонии, Кировского цирка, отмечать, что наш город полон красивых зданий и сооружений, только красоту эту нужно ценить и сохранять.

В роли начинающих дизайнеров себя почувствовали не только учащиеся 10-11 классов, но и ученики начальной школы. Под руководством Члена Союза театральных деятелей России, старшего преподавателя кафедры дизайна и изобразительного искусства Л.А. Синицыной и студентов 2 курса направления подготовки педагогическое образование профиль изобразительное искусство и дополнительное образование разработали и воплотили новогоднюю инсталляцию. Инсталляция была посвящена новому пониманию новогодней елки. Ребята изменили представление о  традиционной ели, которую мы привыкли видеть каждый год, и стену лицея украсила модульная стремящаяся ввысь, парящая ель. Сам проект интересен не только новыми веяниями, но и тем, что в его реализации участвовали школьники разных возрастов. Так, новогодние игрушки для необычной елки создавали учащиеся начальной школы и среднего звена, а  собирали и монтировали – старшеклассники под руководством студентов. Одним из важных условий было использование  в проекте бросовых материалов, чтобы елка была не только современной, но и экологичной, что стало особо актуальным в связи с тем, что 2017 год в России объявлен годом экологии.     

Таким образом, можно заключить, что совместные проекты востребованы, интересны и результативны не только для университета и лицея, но, в первую очередь, для их непосредственных участников – для лицеистов и студентов. Лицеисты видят в студенте наставника, помощника, старшего друга, студентам же такая работа позволяет раскрыть свой педагогический потенциал, увидеть себя в роли учителя. Выстраивая в таком ключе взаимодействие университета и художественно-технологического лицея при организации внеурочной деятельности, мы делаем процесс обучения для учащихся и студентов современным и динамичным, развиваем интерес к художественно-творческим направлениям подготовки, показываем условия дальнейшей социальной адаптации, способы самообразования, раскрываем профессиональные сферы применения полученных знаний. Реализация метапредметного подхода в организации внеурочной деятельности дает обучающимся возможность применить универсальные учебные действия не только в узкопредметном пространстве, но и при решении разноплановых творческих задач, что способствует достижению метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.