Полный текст статьи
Печать

В настоящее время специалист в области конструирования швейных изделий должен обладать обширными знаниями по формообразованию костюма. Одним из направлений дизайнерского проектирования является развитие новых средств и методов формообразования с учетом возможностей техники и технологии [1]. Современный костюм является результатом эволюции исторического костюма, активно использующим лучшие наработки прошлого, поэтому конструктору необходимо знать историческое развитие костюма.

В рамках дисциплины «История костюма и моды» студенты изучают развитие  моды, рассматривая костюм в тесной связи с исторической и культурной обстановкой эпохи, уровнем технологического развития, эстетическими представлениями и морально-этическими нормами людей. Портные прошлого, имея в своем арсенале только инструменты ручного труда, создавали настоящие шедевры, имеющие сложную пространственную форму. Изучение исторического костюма направлено на формирование у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций.

Дисциплина затрагивает длительный период в истории, начиная с первобытного общества (10-8 тысячелетия до н.э.) и заканчивая современным. В рамках изучаемого материала выделяются следующие типы костюма: Древнего мира, русский традиционный, стран Востока, Европейский костюм. Европейский костюм в свою очередь делится в соответствии со стилями в искусстве:  романский, готический,  барокко, рококо, модерн и т.д.

Практическим результатом освоения дисциплины является выполнение курсового проекта в материале, объект которого – макет исторического костюма. Было замечено, что на учебных занятиях и при изготовлении макетного изделия возникает следующая проблема: костюм воспринимается студентами как плоская картинка, красивый образ, без связи с кроем, материалом и формой человеческого тела. Поэтому важно уделять на занятиях особое внимание не только характеристикам внешнего вида, но и формообразованию костюма.

Исторический костюм является сложной, многослойной системой взаимосвязанных элементов, роль и положение каждого из которых четко выверено в процессе эволюционного развития. Каждая, казалось бы, незначительная деталь играет важную роль в получении требуемой формы. Только при условии самого строгого отношения ко всем деталям кроя, конфигурации, аксессуаров можно достичь точной передачи бесконечных оттенков модного силуэта, достичь остроты в передаче внешнего облика, воскресить и воспроизвести богатейшие нюансы моды во всем блеске и многообразии [2].

Для помощи студентам в освоении материала, было проанализировано формообразование исторического костюма. Результатом работы стала выполненная нами классификация, учитывающая основные характеристики: эпоху, страну происхождения, используемые материалы, крой, способ получения требуемой формы, вид применяемых складок. Разработанная классификация представлена в таблице 1. Указанные характеристики находятся в тесной взаимосвязи друг с другом:

1. Эпоха. Костюм тесно связан с политической обстановкой, уровнем развития промышленности и экономики, культурой, искусством, этическими представлениями и философией своей эпохи.

2. Страна происхождения. На развитие одежды огромное влияние оказывают климатические условия, исторические традиции, культура, религия, мировоззрение страны происхождения. При заимствовании костюма другими странами он может приобретать национальные черты, которые касаются в основном декоративной составляющей и цветовой гаммы, но не затрагивают крой и силуэт.

3. Материалы. При рассмотрении формы исторического костюма необходимо изучать используемые материалы. Нельзя точно сказать, что первично: ткань, в соответствии со свойствами которой создаются предметы одежды, или художественный образ изделия, который требует появления новых типов ткани. Ткань можно рассматривать как летопись истории культуры, технических достижений эпохи. Ее пластические свойства (мягкость, упругость, гибкость или жесткость) обеспечивают ту или иную форму костюма [2].

4. Крой и способ получения требуемой формы. Первым способом формообразования одежды была драпировка. Костюм создавался без применения кроя из целого куска полотна, который закладывался определенным образом на фигуре, формируя гармоничные складки различного вида. Следующим этапом становится появление кроя, сначала прямолинейного, а затем криволинейного, позволяющего получить сложные формы, приближенные или отдаленные к естественным линиям человеческого тела. Также в историческом костюме широко применялись различные каркасы, в том числе для деформации тела. Необходимо отметить роль нижнего слоя одежды: например, корсет помогал добиться неестественно тонкой талии и высокой, пышной груди, формируя силуэт «треугольник вершиной вниз»; нижние юбки, фижмы, панье, кринолин – создать в нижней части фигуры «треугольник вершиной вверх»; в конце 19 века модный S-образный силуэт получают за счет применения корсета особого кроя и надеваемого под юбку турнюра.

6. Вид складок. Применение складок в сочетании с кроем позволяло достичь необходимого объема и формы в изделиях. В костюме используются все виды складок: вертикальные, ниспадающие, радиальные, спиральные, инертные, спиральные. Одежда может иметь и гладкую форму без складок.

Созданная нами классификация может быть использована на различных этапах обучения:

- при изучении нового материала;

- при повторении и закреплении пройденного материала;

- при выполнении теоретических и практических работ в рамках других дисциплин (композиция костюма, конструктивное моделирование одежды);

- в профессиональной деятельности выпускников.

В настоящее время растет интерес к историческому костюму, как в России, так и за рубежом. Популярностью пользуются фестивали исторической реконструкции, которые требуют от участников полного воссоздания исторического образа («Времена и эпохи», «Великий болгар», «Старая Ладога» и др. в России, «Ferie Messium», «Arde Lucus», «Störtebeker», «Burgenfest» и др. в Европе). Выпускники и учащиеся находят успешное применение полученных знаний при создании одежды для подобных мероприятий.

Выполненная разработка будет полезна как студентам, так и профессионалам в области исторического и театрального костюма на начальных этапах проектирования.

Таблица 1

Характеристика формообразования исторического костюма


20 век вносит свои коррективы в развитие костюма и его форм. В связи с переменами в общественном устройстве, экономике, быстрым развитием технологии и производства, сменой социальной роли женщины, костюм, с одной стороны, заметно упрощается, лишаясь каркасов и различного рода подкладок, с другой, развитие кроя, небывалое расширение ассортимента применяемых материалов приводит к огромному разнообразию видов и форм одежды. Теперь нет единого, устоявшегося силуэта, на первое место выходит стиль. В рамках дисциплины «История  костюма и моды» костюм 20 века рассматривается в первую очередь с позиции формирования модного образа, а не формы. Формообразование современного костюма опирается на наработки прошлых эпох, широко используя наилучшие образцы.

Таким образом, изучение исторического костюма как сложного набора характеристик, в котором неразрывно связаны крой, пластические свойства используемых материалов, складки и применение различных каркасов, способствует успешному выполнению практических заданий и курсового проекта, а также применению полученных знаний и навыков в других дисциплинах, а также профессиональной деятельности.