В результате коренных преобразований и нововведений в области обучения и воспитания, норм и стилей педагогического общения учителя и учеников, в образовательном пространстве произошли значимые изменения. И как следствие, приобрела особую значимость проблема познания педагогом личности учащегося, непосредственно связанная с гуманистическими тенденциями, составляющими основу современного учебно - воспитательного процесса.
Проблема познания личности учащегося педагогом особенно актуальна в современных условиях глубоких социально-экономических преобразований всего общества, когда нравственные ориентиры размыты и подрастающее поколение стоит на перепутье. В разные возрастные периоды меняются отношения друг с другом и с учителями, мотивация к приобретению знаний, творческая активность, дисциплина и т.д. Все эти изменения происходят у каждого ребенка по - своему. Основоположник отечественной научной педагогики К.Д. Ушинский подчеркивал, что если хотим воспитать человека во всех отношениях, то должны узнать его во всех отношениях. В повседневной школьной жизни учитель часто попадает в различные нестандартные ситуации, сталкивается с различного рода изменениями, которые нужно констатировать и осмыслять, на которые необходимо реагировать грамотно [2].
В процессе познания педагогом личности учащихся и общения с ним особая роль принадлежит эмпатии. Впервые этот термин был введен американским специалистом по психологии Эдвардом Титчнером, установившим классификацию принципов эмпатии, используемые по сегодняшний день. Исследованием механизмов этого состояния занимались и многие другие педагоги и психологи. Эмпатия.– это способность человека переживать эмоциональные чувства, сходные с чувствами собеседника, которая повышает адекватность восприятия «другого», и, как следствие – способствует установлению эффективных, положительных взаимоотношений с ним.
Многие психологи эмпатию считают врожденным свойством. Но специальный тренинг поможет более точно воспринимать собеседника и настраиваться с ним на одну эмоциональную волну. Психологи дают рекомендации, которые помогут научиться понимать самого себя, научиться управлять не только своими поступками, но также собственными мыслями и чувствами; научится понимать чувства, а затем и мысли других людей. Факторами, позволяющими развить в человеке способность к эмпатии являются доверительные отношения внутри семьи, сопереживание взрослых другим людям, доброе отношение к животным. Особенно важна эмоциональная реакция на печальные события, которая помогает ставить себя на место других людей. Проявлять эмпатию в общении полезно для взаимопонимания. Это создает благоприятные отношения для диалога, совместных решений в любой, даже в конфликтной ситуации. Эмпатия помогает не только в реальной жизни, но и в искусстве: актеру вжиться в роль, режиссеру или писателю – донести до зрителя или читателя свою мысль, а зрителю или читателю – понять произведение искусства и мысль автора, обогатив тем самым свою духовную сущность и жизненный опыт.
В работе с «трудными» подростками проявление эмпатии имеет особое значение, так как многие из них испытывают настоящую нехватку сочувствия, сопереживания. Согласно данным одного из отечественных исследований, 92,2% подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, чувствовали недостаток положительных эмоциональных контактов, находились в состоянии психологической изоляции в своих учебных коллективах. По данным Л.М. Зюбина, 35% подростков-правонарушителей проживают в семьях, для которых характерны нездоровые отношения между родителями и детьми, наличие ярко выраженных асоциальных установок, действующих в семье. Исследования Л.М. Зюбина, как и ряд других, показывают, что в последние годы влияние неблагополучной ситуации в семье на поведение подростка возросло [1].
Многочисленные экспериментальные и эмпирические исследования позволили установить, что развитие склонности к насилию и ее закрепление в виде жизненного стиля личности обычно напрямую связано с недостатком эмпатии как у самой личности, так и у ее окружения. Причины, обусловливающие такое поведение, уходят корнями в раннее детство [2}. Данные исследований убедительно свидетельствуют, что подавляющее большинство подростков, отличающихся делинквентным (противоправным) поведением, испытали в той или иной мере эмоциональную изоляцию: недостаток любви, недостаток родительской заботы и т.д. В особенности это заметно на примере педагогических дисциплин, объект которых именно та деятельность, которая строится по законам общения. Общение же, как таковое всегда предполагает параллельный процесс межличностного познания. Поэтому эффективность педагогического общения во многом зависит от того, насколько полно и адекватно педагог отражает личность учащегося.
Узнав, что такое эмпатия, многие начинают стремиться к тому, чтобы овладеть этой способностью или развить ее у своих детей. Необходимо учитывать, что нередко люди с таким даром не умеют применять его по назначению. Такая особенность психики может приносить субъекту сильные страдания, ведь для того, чтобы справиться с чужими негативными эмоциями нужен твердый характер и зрелый разум. Поэтому приняв решение развивать эту способность, рекомендуется ознакомиться не только с положительными моментами, но и с обратной стороной медали.
К плюсам можно отнести следующее:
- большие перспективы для профессионального развития;
- эффективная помощь близким людям;
- невозможность быть обманутым;
- возможность избегать и гасить конфликты.
Среди минусов можно отметить:
- быстрое эмоциональное выгорание;
- подверженность тревожности;
- высокая вероятность развития психических расстройств;
- в сфере межличностных отношений возможно формирование ситуаций по схеме «игра в одни ворота»;
- возможно отсутствие взаимности со стороны окружающих;
- повышенная чувствительность приводит к тому, что таким людям легко причинить моральную боль, а сами они не способны этому противостоять.
Эмпатия – очень эффективный инструмент общения, т.е. установления и развития контактов между людьми, между учителем и учеником, который важно уметь применять в жизни. Кому-то в этом помогает интуиция, а некоторым людям для достижения жизненного успеха приходится учиться представлять себя на месте другого.