Полный текст статьи
Печать

Основная цель происходящих в образовании изменений – повышение его качества и обеспечение равного доступа к обучению за счет эффективного использования ресурсов. Достижению этой цели способствуют принятие нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», введение Федеральных государственных образовательных стандартов на всех уровнях образования, утверждение Профессионального стандарта педагога и разработка Профессионального стандарта руководителя образовательной организации. Претерпевает изменения и миссия школы. Немаловажным условием повышения качества образовательного процесса и достижения новых образовательных результатов, востребованных обществом, становится формирование открытой социокультурной образовательной среды, использующей практически неограниченные возможности информационных и коммуникационных средств.

Тем не менее, в условиях информатизации современной системы образования возникает противоречие между необходимостью использования информационных технологий для осуществления контроля и недостаточным количеством практических решений для управленца в сфере образования. Цель проводимой нами работы – доказать, что современные информационные технологии обеспечивают эффективную реализацию функций контроля в образовательном учреждении. Для реализации цели на первом этапе необходимо провести экспертизу информационной среды образовательного учреждения.

Объектом проведения экспертизы является информационно-образовательная среда МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» г. Череповца. Предметом проведения экспертизы являются компоненты информационно-образовательной среды образовательной организации.

Цель экспертизы: оценка качества информационно-образовательной среды образовательной организации на примере МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27».

Нормативно-правовая база экспертизы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ от 29.12.2012г № 273-ФЗ).

2.Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

3.Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

4.Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12.2009 N 15785).

5.Федеральный закон № 11-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».

6. Должностная инструкция ответственного за работу в сети Интернет МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27».

7. Приказ об утверждении положений о библиотеки и сайта МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27».

8. Положение о школьном сайте МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27».

9. Регламент работы учителя и учащихся в сети Интернет МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27».

Проведем описание информационной образовательной среды учреждения путем соответствия следующим критериям, предложенным Н.П. Овсянниковой [3, с. 7 -15]:

1. Наличие в МБОУ «СОШ №27» службы поддержки ИКТ.

Функциональные обязанности по осуществлению администрирования информационно – образовательных технологий возложены на преподавателя курса информатики, совмещающего должностные обязанности инженера ИКТ образовательного учреждения. К его функциональным обязанностям относятся:

- введение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс и в систему управления образовательным учреждением;

- обеспечение функционирования и развития материально-технической базы ИКТ в образовательном учреждении;

- регламентация деятельности образовательного учреждения;

- методическое руководство педагогическим коллективом;

- обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.

2. Весь компьютерный парк школы объединен в единую локальную сеть. Все компьютеры имеют выход в Интернет. В школе используется электронный классный журнал. На всех компьютерах в школе установлено лицензионное программное обеспечение компаний Microsoft, Abbyy, Adobe, антивирусное ПО Касперского. Полученные данные позволяют заключить, что в исследуемом периоде материально-техническая обеспеченность образовательного процесса значительно повысилась, о чем свидетельствует рост количества компьютерной техники в образовательном учреждении.

3. Использование ТСО в образовательном процессе.

Для автоматизации процесса управления школой осуществляются в электронной форме следующие виды деятельности:

- введение и оформление внутришкольной документации;

- составление основного расписания занятий;

- ведение базы данных «Параграф», ежемесячное формирование отчетов по движению обучающихся;

- заполнение аттестатов выпускников, книга выдачи аттестатов;

- поиск и отбор информации с помощью Internet;

- организация сотрудничества с поставщиками на сайте http://zakupki.gov.ru;

- проведение педсоветов и совещаний администрации с демонстрацией презентаций;

- ведется анализ успеваемости, формируются отчеты из электронного журнала.

4.Компетентность сотрудников МБОУ «СОШ №27» во владении ИКТ. Обеспечение качества образовательного процесса определяется не только технической оснащенностью школы, но и готовностью учителей использовать имеющиеся современные технические ресурсы и оборудование.

Для подготовки к урокам педагоги пользуются в своей работе материалами коллекции Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/) и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).В своей практике учителя используют электронные приложения к учебникам, которые позволяют наглядно и доступно объяснять детям новый материал, создавать проблемные ситуации, закреплять и проверять изученный материал при помощи интерактивной доски.

Учителями школы разработаны и подготовлены тесты по различным общеобразовательным предметам: информатика и ИКТ, английский язык, химия, физика и т.д. для основного и среднего общего образования, а также по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и межпредметные тесты для начального общего образования.  В этой системе проводится, и внешний мониторинг качества предметных знаний обучающихся по тестам методистов. Созданы благоприятные условия для творческого самовыражения педагогов и обучающихся в процессе усвоения знаний. Педагоги и обучающиеся школы активно участвуют в дистанционных конкурсах и олимпиадах различных уровней и занимают призовые места.

5. Организация взаимодействия с учениками. В школе организована работа с электронными обращениями родителей и учащихся школы. Приём обучающихся в первые классы осуществляется через электронный адрес SPR@gov35.ru и Портал государственных и муниципальных услуг (http://gu.ru).

Интернет-приемная создана в целях укрепления взаимосвязи и доступности администрации школы, специалистов, учителей и классных руководителей для граждан и является дополнительным средством для обеспечения возможности оперативного решения вопросов, касающихся школьной жизни.

6. Открытость ИКТ. Образовательное учреждение №27 имеет официальный сайт, который находится по адресу: http://www.s11010.edu35.ru/. На сайте доступна общая информация о школе, основных особенностях образовательной программы, учителях и учебных аудиториях, имеющихся возможностях дополнительного образования, школьные новости, методические наработки, локальные нормативные акты, ежегодные отчеты об итогах деятельности школы.

7. Наличие локальной сети. Локальная сеть МБОУ «СОШ 27» является неотъемлемой частью образовательной системы и предназначена для решения задач управления образовательным процессом на базе современных информационных технологий, обеспечивающих принятие решений на основе: оперативного обмена данными между участниками учебно- образовательного процесса; использования общих информационных ресурсов сети; доступа через единую компьютерную сеть к данным других интра- и интерсетей; использования электронной почты; организации централизованного хранилища данных с различным уровнем доступа к информации.

8. Организация взаимодействия с другими организациями. В настоящее время основным средством обмена с другими образовательными организациями МОУ «СОШ №27» является электронная почта и сайт образовательного учреждения, как информационный ресурс.

Основными направлениями работы информационной среды МБОУ «СОШ №27» с другими информационными средами образовательных учреждений при  использовании ресурсов Интернета могут стать:

- информационная деятельность учащихся и педагогов;

- обучение и повышение квалификации преподавательского состава и администрации;

- выставочная деятельность;

- проектная деятельность учащихся и педагогов;

- выпуск сборников методических разработок учителей информатики и учителей-предметников по использованию ИКТ в образовательном процессе;

- обеспечение информационных потребностей учащихся и учителей;

- координация и научно-методическое обеспечение проектной деятельности учащихся и преподавателей;

- создание системы обеспечения учителей методической информацией ;

- организация работы с координаторами школ по созданию единого информационного пространства округа, района и т.п.;

- проведение окружных конференций-выставок по применению информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Педагогические работники имеют право бесплатного пользования информационно-телекоммуникационными сетями и базами данных, находящихся в локальной сети образовательного учреждения. Все вопросы, касающиеся функционирования и развития локальной сети, решаются инженером ИКТ под руководством зам. директора по УВР и регламентируются положением о локальной сети учреждения. Для оптимизации функционирования локальной сети инженером ИКТ имеет право анализировать работу любого элемента, входящего в состав сети. Инженер ИКТ планирует своевременное обновление оборудования.

В ходе исследования единой информационной среды образовательной организации нами также было проведено анкетирование субъектов образовательной системы СОШ №27 и углубленное интервью руководящих работников СОШ №27.

1 этап. Исследуя характеристики информационной среды, была поставлена цель выяснить, насколько они являются значимыми для оценки информационной среды с точки зрения руководящих работников СОШ№27 и педагогических работников, представителей родительской общественности, старшеклассников, непедагогических работников.

Респондентам было предложено ответить на два вопроса, первый из которых предлагал сделать выбор наиболее значимых характеристик информационной среды образовательного учреждения, а второй выявлял группу респондентов. В анкетировании приняли участие 43 человека.

Наиболее важными характеристиками информационной среды все респонденты отмечают открытость, информативность и оперативность. Это объясняется тем, что данные характеристики являются наиболее важными с точки зрения теории информации. Менее значимыми для всех респондентов выделяются такие функции, как интеграция и целенаправленность.

По мнению руководителей МБОУ «СОШ№27» важными характеристиками информационной среды являются открытость (97%), доступность (78%), мобильность (76%), оперативность (88%), информативность (93%) и своевременность (90%).

Анкетирование педагогических работников МБОУ «СОШ№27» выявило следующие значимые характеристики информационной среды: открытость (86%), доступность (90%), оперативность (90%), информативность (85%), согласованность (75%), публичность (87%) и своевременность (92%).

В качестве прочих участников анкетирования рассмотрены представители родительской общественности, старшеклассников, непедагогических работников. Данные респонденты были объедены, т.к. единая информационная среда рассматривалась как инструмент управления образовательной системой с управленческой позиции. По мнению данной группы опрошенных, любая информационная среда должна отвечать следующим требованиям: открытость (90%), доступность (87%), информативность (84%) и публичность (88%).

2 этап. С целью разработки инструментов управления развитием информационной среды МБОУ «СОШ№27» была проведена экспертная оценка. В качестве экспертов выступали руководители Управления образования города Череповца. Пример оценочного листа эксперта в Приложении 2.

Чтобы управлять развитием ИОС, необходим инструмент, позволяющий определить ее эффективность и актуальное состояние, рассмотреть влияние использования ИКТ на образовательные результаты учащихся. За основу проектирования параметров и критериев оценки взята модель школьной системы оценки качества образования и общешкольного мониторинга. Система параметров и критериев представляют собой перечень величин, признаков, которые являются основой для определения эффективности ИОС.

Для каждого показателя результативности определяем балловый эквивалент, равный 3 баллам: результативность высокая (3 балла); хорошая (2 балла); достаточная (1 балл); низкая – требуются экстренные меры (0 баллов). Диагностика состояния информационно-образовательной среды проводилась экспертной группой руководителей Управления образования города Череповца, состоящей из 5 человек, по параметрам и критериям, определенны выше.

В целом, информационную среду МБОУ «СОШ№27» можно оценить, как достаточную для осуществления эффективной образовательной деятельности. Уровень информационной среды оценен экспертами в среднем на 1,95 баллов из 5 возможных.

Таким образом, по уровню соответствия ИОС нормативам, наименее всего соответствуют параметры «Организация взаимодействия с другими организациями», «Наличие службы поддержки ИКТ» и «Открытость ИКТ».В целом, информационно-образовательная среда учебного заведения может считаться недостаточно качественной на современном этапе, так как она не в должной мере обеспечивает:

- доступность информации (в том числе электронных информационных ресурсов);

- разнообразие форм и качества информационных ресурсов;

- полноту, оперативность и достоверность получаемой информации;

- комфортность получения информации.