С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании детей. В.А.Караковский, А.Н.Тубельский, Н.Е.Щуркова и другие педагоги-практики считают, что в школе должен быть налажен тесный контакт с социальным окружением, в том числе и прежде всего с родительской общественностью. Именно общение с родителями через разнообразные формы деятельности помогает им не только изучить своих детей, их интересы и привычки, но и осознать важность взаимодействия.
Ш.А.Амонашвили писал: “Главную обязанность учителей мы должны видеть не в упреках в адрес родителей и наставлениях, как им повлиять на ребенка, а в стремлении гуманизировать взаимоотношения родителей с детьми”. Названные выше авторы убеждены, что взаимодействие школы с семьей – это не замена домашнего воспитания общественным или наоборот, а их взаимодополняемость в созидании личности ребенка. Это взаимодействие, сотрудничество должно проявляться во всех видах деятельности.
Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако в то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Старый школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет классный руководитель. Поэтому главной задачей классного руководителя является установление взаимоотношений с семьей.
Представим, что семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что ребенок, уходя в море, вовсе отрывается от берега. Ведь моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, чем он обязан берегу. Школа и семья – партнеры, волею судеб расположившиеся в одной лодке и во имя интересов ребенка желающие плыть к вполне определенному пункту движения – Счастью ребенка. И доплывут, если объединят общие усилия.
Таким образом в нашем классе стала проблема, как доплыть вместе. И родилась программа в сердцах родителей, отголоски их советского детства. Наша программа рассчитана на 3 года (7,8,9 класс). Родители разбились на 8 групп (3-4 человека в группе). Основные направления групп:
Направление |
Основная цель |
Составляющие направления |
Я и классная семья |
Осознание себя полноправным членом класса, стремление жить по законам классного коллектива. |
Разработка и совершенствование классной программы: правила, законы, мероприятия и т.д. |
Я и мой духовный мир |
Воспитать уважение к высшим духовным ценностям, привить культуру общения и поведения на основе этических норм и принципов, сформировать устойчивые нравственные ценности, умение размышлять, видеть и понимать прекрасное, дарить радость другим и заботиться о слабых. |
Знакомство с мировыми религиями, православные традиции, заповеди, праздники. Этикет, благотворительность. |
Я и общество |
Формирование гражданской ответственности, гордости за свою страну, чувства любви к России, уважение к другим народам, их национальным традициям и обычаям. |
Изучение истории России, своего края, населенног пункта; моя семья и мой род; национальные традиции, праздники, песни, игры, костюмы; знакомство с историей, традициями народов, населяющих РФ, народов мира; основы экономических и правовых знаний; навыки коммуникабельности и делового общения; профессиональная ориентация. |
Я думаю |
Интеллектуальное развитие подростков, расширение кругозора, эрудиции. |
Приобретение выходящих за рамки школьной программы знаний в различных областях: психология, социология, политология, информатика. Игры на развитие памяти, логики, наблюдательности. |
Я и мое здоровье |
Развитие у подростков чувства личной ответственности за свое здоровье, гармоничное физическое совершенствование личности, пропаганда здорового образа жизни. |
Основы физиологии и личной гигиены; общефизическая подготовка; занятия различными видами спорта, закаливание; первая медицинская помощь; участие в программах и акциях по пропаганде здорового образа жизни; знания, умения, навыки по обеспечению индивидуальной безопасности в экстремальных ситуациях. |
Я хозяйка - хозяин |
Приобретение и совершенствование практических навыков, необходимых в жизни. |
Кулинария; домоводство; рукоделие; уход за младшими и престарелыми; экономика семейного бюджета; юный столяр, юный плотник. |
Я творю |
Развитие эстетического вкуса на примерах мировой и отечественной культур, развитие творческих способностей и креативного мышления. |
История мировой культуры; шедевры национальной культуры России; знакомства с различными видами искусства; практические занятия различными видами творчества; дизайн помещений. |
Я и природа |
Подготовка к жизни на природе, привитие любви и бережного отношения к живой и неживой природе, экологическая деятельность и безопасность. |
Знания по экологии; туристические навыки; школа выживания; лагерь и лагерная жизнь; стихийные бедствия и спасательные работы; лекарственные растения и лесная кухня; знание флоры и фауны родного края; окружающая среда и ее охрана. |
По каждому направлению разработаны практические упражнения: тренинги, ситуации, игры, театрализованные упражнения, упражнение-размышление, тесты, викторины, беседы т.п.
Первая неделя месяца родители проводят занятия по двум направления: «Я и классная семья», «Я и мой духовный мир».
Вторая неделя месяца: «Я и общество», «Я думаю».
Третья неделя месяца: «Я и мое здоровье», «Я хозяйка-хозяин».
Четвертая неделя месяца: «Я творю», «Я и природа»
Пример игры из направления «Я и общество».
Историческая игра-лото «Мой город»
Каждый ребенок расчерчивает плотный лист бумаги на квадратики (их не должно быть много, примерно восемь-десять). В каждом квадратике записывается какое-то положение, например:
- дата образования моего города;
- основатель моего города;
- что является основным элементом герба моего города;
- сколько жителей в моем городе;
- кто является главой моего города;
- архитектурная достопримечательность моего города;
- дата ближайшего юбилея моего города;
- известный литератор ( художник, поэт, артист, спортсмен и т.п.) - уроженец моего города;
- название газеты моего города и т.д.
После этого вырезаются отдельные карточки, которые должны по размеру совпадать с расчерченным на листе квадратиком. Карточек должно быть столько, сколько квадратиков на листе. Все дети используют фломастеры и цветные карандаши и вместе с группой родителей заполняют карточки. Родитель читает первый вопрос квадратика: «Дата образования города». Называет детям дату, рассказывает какое-то предание или легенду, и все пишут эту дату на своей карточке. Родитель читает следующий вопрос, называет ответ, дети заносят его на карточку. Так дети с родителями трудятся до тех пор, пока все карточки не окажутся заполнены.
Программы, по которым работают дети совместно с родителями, создают ситуацию, позволяющую овладеть многими умениями и навыками. Программы - это не просто развлекательные дела. Работа в любой программе направлена на то, чтобы дети могли научиться многому из того, что всегда пригодится в самых различных ситуациях в жизни, а также поможет сформировать характер.
По итогам пройденных программ ребятам будет выдан сертификат по специальностям (у кого в какой области были лучшие результаты). Примеры специальностей: биограф, игротехник, искусствовед, знаток права, краевед, помощник в офисе, гид, асроном, библиотекарь, пользователь ПК, юный психолог, знаток науки, медицинская сестра, лекарь, мастер, актриса, актер, журналист, коллекционер, художник-оформитель, фотограф, аквариумист, специалист посоставлению гербариев, альпинист, геолог, столяр, плотник, лесной повар, эколог и т.д.