Полный текст статьи
Печать

С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании детей. В.А.Караковский, А.Н.Тубельский, Н.Е.Щуркова и другие педагоги-практики считают, что в школе должен быть налажен тесный контакт с социальным окружением, в том числе и прежде всего с родительской общественностью. Именно общение с родителями через разнообразные формы деятельности помогает им не только изучить своих детей, их интересы и привычки, но и осознать важность взаимодействия.

Ш.А.Амонашвили писал: “Главную обязанность учителей мы должны видеть не в упреках в адрес родителей и наставлениях, как им повлиять на ребенка, а в стремлении гуманизировать взаимоотношения родителей с детьми”. Названные выше авторы убеждены, что взаимодействие школы с семьей – это не замена домашнего воспитания общественным или наоборот, а их взаимодополняемость в созидании личности ребенка. Это взаимодействие, сотрудничество должно проявляться во всех видах деятельности.

Семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Никто не сомневается, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Однако в то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой личности. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими и сложнейшими задачами становления человека. Старый школьный афоризм гласит: “Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями”. Ведущую роль в организации сотрудничества семьи и школы играет классный руководитель. Поэтому главной задачей классного руководителя является установление взаимоотношений с семьей.

Представим, что семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что ребенок, уходя в море, вовсе отрывается от берега. Ведь моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, чем он обязан берегу. Школа и семья – партнеры, волею судеб расположившиеся в одной лодке и во имя интересов ребенка желающие плыть к вполне определенному пункту движения – Счастью ребенка. И доплывут, если объединят общие усилия.

Таким  образом в нашем  классе стала  проблема, как  доплыть вместе. И  родилась  программа в сердцах   родителей, отголоски  их  советского  детства. Наша  программа  рассчитана  на  3 года (7,8,9 класс).  Родители   разбились на   8  групп (3-4   человека  в группе). Основные  направления  групп:

Направление

Основная цель

Составляющие  направления

Я   и  классная семья

Осознание  себя  полноправным членом   класса,   стремление  жить  по   законам   классного  коллектива.

Разработка и   совершенствование классной  программы:  правила,  законы,  мероприятия  и  т.д.

Я   и  мой духовный   мир

Воспитать  уважение к   высшим духовным ценностям, привить культуру  общения    и   поведения  на  основе  этических    норм   и  принципов, сформировать   устойчивые нравственные  ценности,  умение   размышлять,  видеть   и  понимать  прекрасное,  дарить  радость  другим   и   заботиться о  слабых.

Знакомство  с  мировыми   религиями,  православные    традиции,  заповеди,  праздники. Этикет, благотворительность.

Я   и  общество

Формирование  гражданской ответственности,  гордости за  свою страну, чувства любви  к   России,  уважение  к другим   народам,  их   национальным   традициям и  обычаям.

Изучение истории  России,  своего  края, населенног  пункта; моя  семья   и   мой род; национальные  традиции, праздники,  песни,  игры,  костюмы; знакомство   с  историей,  традициями  народов,  населяющих  РФ,   народов  мира; основы  экономических   и   правовых   знаний; навыки  коммуникабельности    и  делового   общения; профессиональная  ориентация.

Я думаю

Интеллектуальное  развитие  подростков, расширение   кругозора,  эрудиции.

Приобретение  выходящих  за  рамки школьной  программы  знаний   в  различных  областях:  психология, социология,  политология,  информатика. Игры  на  развитие  памяти,   логики, наблюдательности.

Я   и  мое  здоровье

Развитие у  подростков   чувства  личной ответственности  за  свое здоровье,  гармоничное физическое  совершенствование личности,  пропаганда  здорового образа жизни.

Основы физиологии  и  личной гигиены; общефизическая  подготовка; занятия различными видами  спорта,  закаливание; первая  медицинская помощь; участие  в  программах  и  акциях по пропаганде  здорового  образа   жизни; знания, умения,  навыки  по  обеспечению индивидуальной  безопасности   в экстремальных  ситуациях.

Я хозяйка   -   хозяин

Приобретение  и   совершенствование практических  навыков,  необходимых  в  жизни.

Кулинария; домоводство;  рукоделие;  уход за  младшими и  престарелыми; экономика  семейного   бюджета; юный столяр, юный  плотник.

Я   творю

Развитие  эстетического   вкуса  на   примерах мировой   и   отечественной   культур,  развитие творческих  способностей   и   креативного  мышления.

История  мировой   культуры; шедевры   национальной  культуры  России; знакомства  с  различными  видами  искусства; практические   занятия различными    видами   творчества;  дизайн помещений.

Я  и   природа

Подготовка    к   жизни на   природе,  привитие любви   и  бережного  отношения    к  живой  и неживой   природе,   экологическая   деятельность    и  безопасность.

Знания  по  экологии;  туристические  навыки;  школа  выживания;  лагерь  и  лагерная  жизнь; стихийные  бедствия и   спасательные   работы;  лекарственные   растения  и  лесная  кухня; знание  флоры  и   фауны   родного   края; окружающая   среда    и   ее   охрана.

 

По   каждому   направлению разработаны   практические упражнения:  тренинги,  ситуации,  игры,  театрализованные    упражнения,  упражнение-размышление, тесты,  викторины,  беседы т.п.   

Первая неделя месяца родители проводят  занятия  по   двум  направления: «Я  и   классная семья»,  «Я   и   мой  духовный   мир».

Вторая  неделя  месяца: «Я    и   общество»,   «Я   думаю».

Третья  неделя  месяца: «Я   и   мое  здоровье»,  «Я хозяйка-хозяин».

Четвертая  неделя  месяца:  «Я  творю», «Я   и   природа»

Пример  игры  из  направления «Я и общество».

Историческая игра-лото «Мой  город»

Каждый  ребенок расчерчивает  плотный  лист   бумаги    на   квадратики   (их  не   должно  быть   много,   примерно восемь-десять).  В   каждом  квадратике    записывается   какое-то   положение,  например:

  • дата  образования   моего   города;
  • основатель  моего   города;
  • что   является  основным  элементом  герба  моего города;
  • сколько  жителей   в   моем  городе;
  • кто   является  главой  моего   города;
  • архитектурная    достопримечательность     моего  города;
  • дата   ближайшего   юбилея  моего   города;
  • известный литератор   ( художник,  поэт,   артист,   спортсмен    и   т.п.) -   уроженец   моего  города;
  • название газеты   моего   города   и  т.д.

После  этого   вырезаются   отдельные   карточки,  которые   должны по   размеру  совпадать   с расчерченным  на  листе   квадратиком.  Карточек   должно  быть    столько,  сколько   квадратиков  на  листе.  Все    дети  используют   фломастеры   и   цветные  карандаши   и   вместе  с  группой  родителей    заполняют   карточки. Родитель     читает  первый   вопрос    квадратика:   «Дата  образования   города».  Называет   детям дату,   рассказывает   какое-то    предание   или  легенду,   и   все   пишут  эту    дату  на   своей    карточке. Родитель   читает   следующий   вопрос, называет   ответ,  дети заносят   его    на   карточку. Так  дети   с   родителями   трудятся   до  тех    пор,   пока    все   карточки не  окажутся   заполнены.

 

Программы,  по   которым   работают дети   совместно  с   родителями,  создают   ситуацию,  позволяющую   овладеть   многими   умениями   и   навыками. Программы  -  это   не   просто развлекательные  дела.  Работа в  любой   программе направлена  на  то, чтобы  дети могли  научиться    многому  из   того,    что   всегда   пригодится    в   самых различных  ситуациях  в жизни,  а также   поможет    сформировать  характер. 

По   итогам пройденных   программ ребятам будет   выдан сертификат   по специальностям (у кого  в какой области были лучшие   результаты).  Примеры специальностей: биограф,  игротехник,   искусствовед,   знаток  права, краевед, помощник  в  офисе, гид,  асроном,   библиотекарь,  пользователь  ПК, юный   психолог,  знаток  науки,  медицинская  сестра,  лекарь,  мастер, актриса,  актер,   журналист,  коллекционер,  художник-оформитель, фотограф, аквариумист, специалист посоставлению   гербариев,  альпинист,  геолог,  столяр,  плотник,   лесной повар, эколог   и   т.д.