Уроки географии имеют большой потенциал по развитию духовно – нравственных качеств подростка. Практические и самостоятельные работы в обучении географии имеют большое значение, поскольку они способствуют воспитанию у школьников трудолюбия, росту самостоятельности, обеспечивают формирование универсальных учебных действий.
Выполнение предусмотренных программой практических работ вооружает школьников необходимыми учебными действиями.
Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием успешного его усвоения является умение пользоваться различными источниками информации для получения географических знаний: картографическими, статистическими, текстовыми и др. Именно в ходе выполнения системы практических работ школьниками учатся работать с с различными источниками географической информации, овладевают приемами учебной работы, необходимыми для подготовки к самостоятельной деятельности.
Известно, что «не всякая практическая работа является самостоятельной. Таковой она ведет лишь в том случае, если ведет к получению нового результата, ранее неизвестного учащимся». Поэтому, если говорить о количественном соотношении практических и самостоятельных работ в процессе изучения географии , первых будет несомненно больше.
Из опыта практической работы явствует, что организация и проведение практических и самостоятельных работ часто вызывает затруднения. Порой неверно определяется время проведения работы при изучении той или иной темы, неудачно выбирается форма фиксации результатов, недостаточно полно учитываются при формулировке заданий для учащихся уровень их предшествующей подготовки, индивидуальные возможности, доступность и объем работы. Все это приводит к тому, что часто практические работы воспринимаются учащимися не как органическая часть процесса обучения, необходимое условие формирования универсальных учебных действий, а как что – то дополнительное, перегружающее процесс обучения.
Опыт работы показывает, что самостоятельная работа, способствуя прочности усвоения универсальных учебных действий, требует больших затрат времени. Это одна из причин того, что в условиях большой содержательной нагрузки каждого урока географии, в целях экономии времени предпочитается объяснение материала самостоятельной работе учащихся.
Для того чтобы школьники успешно выполняли практические работы, могли самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации для решения учебных задач в процессе формирования универсальных учебных действий, а также извлекать необходимые географические сведения для решения простейших и бытовых задач после окончания школы, целесообразно обучать их приемам работы с различными источниками информации. Часто школьникам приходится пользоваться одновременно несколькими источниками географической информации. Наиболее ярко это проявляется при характеристике природного комплекса. Учащимся предлагается последовательность изучения ПК и указываются необходимые источники информации. Состав перечисленных приемов желательно дать учащимся. В ряде случаев целесообразно иметь записи состава приемов в тетради, поскольку для слабоуспевающих учеников обращение к этим записям при выполнении практических и даже самостоятельных работ является необходимым условием для достижения цели.
Особо хотелось бы сказать о выполнении практических и самостоятельных работ на контурной карте. Навсегда этот вид работ в настоящее время применяется недостаточно эффективно. Характер работы с контурной картой следует изменить, особенно на уровне 8 класса. В 8 классе учащиеся могут составлять простые картосхемы, характеризовать особенности природы территорий и т.д. Такая работа с контурной картой должна внести большой вклад в развитие самостоятельности учащихся, способствовать формированию универсальных учебных действий.
Работа с контурной картой рациональна с точки зрения повышения эффективности контроля и затрат времени. Краткая цифровая характеристика какого – либо компонента природы на карте, показ особенностей его размещения должны сочетаться с текстовыми выводами, которые могут быть помещены либо в легенде карты, либо в специально подклеенном листе. Часть работы может выполняться поэтапно.
Чтобы избежать при проведении практических работ обширных, многословных описаний, следует помочь детям предельно четко формулировать цели работы.
Начиная с 5 класс по 11 не надо упускать из виду такой важный фактор как занимательность, увлекательность, Наличие интереса придает учащимся дополнительный стимул, придает им силу, значительно повышает качество работы.
Разумеется, при выборе форм организации деятельности школьников следует учитывать особенности содержания материала, который следует усвоить, а также уровень предшествующей подготовки учащихся.
Особого внимания заслуживает вопрос об оценке программных практических работ. Оценка за практические работы является важным показателем качества усвоения материала, действительно подводит итог изучению той или иной темы курса. Именно за умения применять знания на практике или отсутствие такого умения школьник должен получить оценку, а не за то, что он например, не принес контурную карту и к работе не готов.