Полный текст статьи
Печать

Приобщение к национально-культурным ценностям, бережное отношение к национальным традициям, любовь и потребность к творческому труду, умения самостоятельно принимать решения и воплощать их, мы видим в данной творческой работе, столь актуального в современную эпоху. Духовная жизнь противостоит современному засилью ценностей материального благополучия и распространению массовой культуры. Акцентировать внимание школьников на вечных ценностях духовного мира человека – благородная задача.

Сегодня актуально интеграция различных технологий в декоративно-прикладном творчестве: в целях гармонизации форм и конструкций используются средства художественной выразительности, изделия изготавливаются на основе правил декоративно-прикладного искусства и законов дизайна, решения экологических и экономических проблем.

Для любого человека большое значение имеет его окружение, атмосфера, интерьер дома в которой он живет и работает. Слово «интерьер» («внутренний» в пер. с франц.) – внутреннее убранство, мебель и т.д. Интерьер выступает как некий мир культуры обитания человека. 

Этника в интерьере – стремление избавить повседневность от однообразия, наполнить жилое пространство экзотическими красками и мотивами. Безусловно, главное преимущество этнического стиля – его многообразие. Предметом декора для интерьера мы выбрали светильники.

Прежде чем разработать декорирование светильников с использованием природных материалов в этническом стиле необходимо изучить декоративно – прикладное творчество якутского народа.

Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера.

Народное творчество составляет исто­рическую, сущностную, композиционную, и технологическую ос­нову современного декоративно-прикладного искусства. Предметный мир, формировавшийся в глу­бинах этнической истории, источник, который должен рассматри­ваться с позиций среды бытования, его художественная форма синтетична, ее невозможно рассматривать вне этнографии, семан­тики, обряда, ритуала и мировоззрения. В якутском искусстве отразилось мифологическое восприятие мира, следование архаической традиции, имевшей практически-прикладную направленность и коллективную природу. Традиция в искусстве предстает как по­стоянно движущийся процесс, обновляющий и перерабатывающий предшествующий опыт. [1] В материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. Якуты испокон веков украшали орнаментами свои строения, сэргэ, атрибуты ысыаха, домашнюю утварь, свою одежду, различную посуду. Для каждого предмета использовались орнаменты различного содержания, основанные в духе эстетических требований народа, его философских взглядов. Изобразительные средства якутов очень разнообразны. Их мотивы зависят от того, для таких изделий они предназначены и отсюда их виды.

Изучив литературу, при разработке декорирования светильников с использованием природных материалов в этническом стиле были применены следующие виды декоративно-прикладного творчества народа саха: плетение из конского волоса; художественная обработка бересты; деревообработка; работа с бисером; обработка кожи; косторезное искусство; керамика.

 

Рис.1.Схема интеграции видов 

 Рис.2. Серия светильников этническом стиле декоративно-прикладного искусства с использованием природных материалов

Целесообразно было также использовать вышеназванные виды с техникой батик и коллажа для придания большей декоративности.

Для декорирования светильников в этническом стиле с использованием природных материалов мы поставили следующие задачи:

а) применять природные материалы;

б) придать особый национальный, этнический стиль;

в) найти специальное оборудование и инструменты для каждой технологической обработки природного материала;

г) соблюдать традиции изготовления предметов;

в) использовать орнаменты, которые имеют оберегающее значение.

В процессе теоретического изучения, мы ознакомились с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрыли их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей.

В процессе изготовления серии светильников обратили  внимание на то, чтобы выполняемые изделия имели яркий национальный колорит, определённую художественную ценность и высокое качество изготовления, отвечали функциональным и эстетическим требованиям. Поэтому  использовали орнаменты якутского народа, традиционные виды ремесел в сочетании с современными.

Таким образом, связав названные виды, показали самобытность якутского народа, используя традиционные цвета, швы и часто применяемые материалы.

Орнаменты будут служить для обладателей данного светильников не только красотой, но и своеобразным защитником от «злых духов», «несчастий».

Оригинальность решения данной творческой работы, на наш взгляд, состоит универсальности конструкций посредством использования природных материалов, которые ведут к высокой экономичности изделий, конструктивной формы композиции, которая  обосновывается в декоративно-ритмическом и эстетическом отношении.