Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от многих обстоятельств, среди которых важнейшим является готовность будущих супругов к семейной жизни. Под готовностью к браку понимается система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.
Важнейшая социальная функция современной семьи – воспитание будущего семьянина, то есть подготовка подрастающего поколения к брачно-семейным отношениям. Это обусловлено усиливающимися негативными процессами: деградацией семейного образа жизни, распространением альтернативных форм брачно-семейных отношений, снижением престижа семьи, потребности иметь детей, ростом разводов и внутрисемейного насилия. Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к браку и семье как основной ячейке общества [6].
В настоящее время в семейных отношениях происходят значительные изменения. В моделях семьи отмечаются значительные различия, отсутствует какое-либо свидетельство того, что формируется единая форма семейных отношений. Во многих странах все более широкое распространение получает новый тип отношений - незарегистрированный брак. Однако идеальным считается зарегистрированный брак, при заключении которого супруги совместно решают вопрос о числе детей.
Тем не менее, исследование ценностных ориентаций молодежи показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях.
Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к семейной жизни в данной работе выделяется правильное понимание социальной роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского правового сознания [3,7].
Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.
Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и закрепляет их социальную сущность путем определения основных гражданских прав и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом.
С точки зрения формирования личности, существенным моментом психологической готовности молодого человека к вступлению в брак является его готовность не только к реализации потребности в близости с человеком другого пола, но и к осознанию значения своих действий, первым делом в системе правовых норм, регулирующих брачно-семейные отношения.
Добрачные отношения молодежи – это формирующиеся в процессе добрачного поведения и направленные на удовлетворение различных потребностей личности отношения, которые представляют собой совокупность повторяющихся взаимодействий между молодыми партнерами.
Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни, формирование адекватных представлений о семье и браке в условиях существующей серьезной ситуации в сфере демографии является серьезной общегосударственной проблемой, чем и объясняется актуальность темы.
Юношеский возраст характеризуется активным поиском партнера противоположного пола и выстраиванием интимно-личностных отношений. Сформированные личностные новообразования, такие, как полоролевая идентичность, адекватные самооценка и уровень притязаний, Я – концепция, ценностные и смысложизненные ориентации обуславливают психологическую готовность молодых людей к выстраиванию близких отношений и в перспективе создание семьи.
Добрачные отношения молодежи – это формирующиеся в процессе добрачного поведения и направленные на удовлетворение различных потребностей личности отношения, которые представляют собой совокупность повторяющихся взаимодействий между партнерами [12].
Для того чтобы избежать разочарования в партнере в первые годы супружеской жизни, необходимо сформировать реалистичный образ партнера еще на этапе добрачных отношений. Узнавание партнерами друг друга или формирование образа партнера выделяется С. В. Ковалевым как одна из функций данного периода. Познание человека человеком, как процесс, заканчивается складыванием образа-представления. Причем, другой человек воспринимается не только в своих исходных физических (объектных) качествах (пол, рост, вес, элементы внешности, фигура и т. д.), но и как личность (с точки зрения персональных качеств) [1,9,10]. Поэтому в содержание социально-психологического образа-представления другого человека входят определения способностей и потребностей, темперамента, характера, а также интересов, т. е. тех особых характеристик, которые не даны в непосредственном восприятии. Представления о личности суммируется в виде взаимных суждений, в которых преобладает оценка способностей, характера, знаний, другого человека [5, 8].
С. Л. Рубинштейн отметил, что люди, воспринимая как бы «читают» другого человека, расшифровывают значение его внешних данных. Воспринимая внешний облик и поведение партнера по общению, наблюдатель определенным образом соотносит их с собственными личностными характеристиками и делает некоторые умозаключения (часто бессознательно) о его внутренних психологических свойствах.
Особую значимость проблемы познания человека приобрела благодаря работам А. А. Бодалева, установившего, что понятие и образы субъекта о личности других людей, являясь итогом межличностного познания, превращаются в командную информацию, которая регулирует выработку у него конкретных паттернов поведения по отношению к этим людям [4]. Выбор брачного партнера и уточнение принятого решения часто приходится на период студенчества, возрастные рамки которого совпадают с периодом юношеского возраста по Г. С. Абрамовой (от 18 до 22 лет). «Юношеский возраст характеризуется новым типом общения, предметом которого является сам молодой человек как субъект отношений. Самые большие открытия в таких отношениях делаются о себе самом» [4].
С целью изучения гендерных особенностей удовлетворенности отношениями с противоположным полом, было проведено исследование гендерных особенностей удовлетворенности отношениями с лицами противоположного пола. Для решения поставленных эмпирических задач нами были использованы методика «Маскулинность-фемининность» С. Бем и методика «Полоролевые портреты» Румянцевой Т. В. . В исследовании приняли участие 40 человек, из них 20 юношей и 20 девушек в возрасте от 18 до 22 лет, обучающиеся в Брянском государственном университете имени академика И. Г. Петровского.
С помощью методики «Маскулинность-фемининность» были получены результаты, свидетельствующие о гендерных особенностях испытуемых (рис.1).
Рис. 1. Показатели по гендерным особенностям (Примечание: 1 – маскулинный; 2 – фемининный; 3- андрогинный).
Анализ результатов исследования по методике «Маскулинность-фемининность» показал, что преобладающим типом среди испытуемых является андрогинный (85%). Из этого следует, что у девушек и юношей нашей выборки проявляется одновременное сочетание и женских, и мужских свойств, то есть одновременного проявления личностной маскулинности и фемининности. Андрогинный индивид, как указывают многие авторы, не теряет качеств, свойственных его полу, и не приобретает черт, относящихся к противоположному полу: в нем развиваются качества, присущие обоим полам и исходно заложенные в его природе, которые проявляются только в зависимости от его собственных половых наклонностей. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что в современном обществе роли между мужчинами и женщинами стираются, поэтому такой достаточно большой процент андрогинии. Женщины стараются подобать мужчинам (строить карьеру, много зарабатывать, быть сильными и напористыми и т.д.), мужчины в свою очередь, наоборот, в своём поведении и личностным качествам становятся похожими на женщин. Мы можем утверждать, что большинство испытуемых нашей выборки не подвержено стереотипам маскулинности-фемининности.
Также в ходе исследования мы выяснили, что равный процент фемининности и маскулинности представлен у 7,5% испытуемых. Следовательно, выраженный гендерный тип наблюдается у небольшого количества юношей и девушек.
По данным, полученным с помощью методики Румянцевой Т. В. «Полоролевые портреты», мы обнаружили, что наименее удовлетворены отношениями с противоположным полом испытуемые фемининного типа, в частности девушки. Можем предположить, что это связано с подверженностью лиц этого типа к полоролевым стереотипам, т. е. данная группа испытуемых придерживается традиционных моделей женского или мужского поведения (табл.1).
Таблица 1
Показатели удовлетворённости отношениями с противоположным полом по методике «Полоролевые портреты» (Т. В. Румянцева)
|
Маскулинный |
Фемининный |
Андрогинный |
Удовлетворены |
33% |
0% |
18% |
Неудовлетворены |
67% |
100% |
82% |
Довольно высок процент неудовлетворенности отношениями у андрогинного типа испытуемых (82%). Для них характерен низкий уровень социально-психологической адаптированности, способности варьировать своё поведение в зависимости от ситуации.
На третьем месте по неудовлетворенности отношениями с противоположным полом у нас выступает маскулинный тип (67%).
Результаты, полученные с помощью методики «Полоролевые портреты» Т. В. Румянцевой, свидетельствуют о том, что у испытуемых нашей выборки наблюдается преобладание неудовлетворенности отношениями с противоположным полом. Об этом свидетельствует неадекватно заниженная или неадекватно завышенная оценка к противоположному полу. У большинства испытуемых оценка к лицам противоположного пола неадекватно занижена. Следовательно, испытуемые не видят никаких достоинств у лиц противоположного пола. Встречается и наоборот, что испытуемые оценивают противоположный пол слишком высоко и из-за этого не видят в них никаких недостатков.
Об удовлетворенности отношениями свидетельствует адекватное позитивное отношение к противоположному полу, когда портреты реальных людей имеют положительно и отрицательно оцениваемые характеристики. В ходе проведенного исследования нами был отмечен низкий уровень удовлетворенности отношениями с противоположным полом. Именно наличие позитивной оценки реальных представителей противоположного пола является залогом успешно складывающихся партнерских взаимоотношений [2, 8].
Также прослеживаются довольно заметные различия качеств и характеристик, представленные в портретах реального и идеального представителя противоположного пола. Удовлетворенность имеющимися взаимоотношениями во многом определяется тем идеальным образом партнера, который сложился у человека в ходе его жизни и с которым осознанно или неосознанно происходит сравнение конкретного реального партнера. Именно этот идеальный образ партнера испытуемые отчасти представляли в портрете идеального представителя противоположного пола. Таким образом, идеальный портрет содержит в себе черты и характеристики желаемого (идеального) партнера, который выступает внутренним эталоном оценки реальных представителей противоположного пола.
Удовлетворенность взаимоотношениями, в тоже время, зависит, с одной стороны, от меры сходства реального человека с идеальным образом и того, насколько возможно такое сходство, а с другой стороны, определяется тем, насколько в своей жизни человек руководствуется идеальными представлениями, в какой степени он требователен в отношении исполнения своих идеалов [11].
В нашем исследовании выявлено полное несоответствие идеалу, т. е. у испытуемых наблюдается фантастичный (недостижимый) идеал. Об этом свидетельствуют только однозначно позитивные качества и характеристики, которые человеку, безусловно, нравятся и оцениваются положительно, но в жизни являются недостижимыми для реального человека (например, «всегда весёлый», «никогда не обманывал других», «всё успевает» и т. д.).
Реалистичный идеал может содержать в себе различные достижимые качества и характеристика, включая недостатки (например, «не всегда уверен в себе», «слабая», «ранимая»). Можно сказать, что реалистичный идеал содержит в себе характеристики, которые вполне свойственны реальному человеку.
Данные результаты позволяют нам говорить о максимализме испытуемых, наличии у них необоснованно завышенных ожиданий, предъявляемых к партнеру и к взаимодействию с ним. Поскольку фантастичный идеал недостижим и реальный человек никогда не сможет ему соответствовать, то проявление неудовлетворенности при сохранении фантастичного идеала неизбежны. Осознание того, что реальный человек, с которым происходит взаимодействие, не соответствует идеализированному образу, приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом и при неумении или нежелании наладить взаимодействие с учетом более реального образа партнера приводит к распаду отношений.
Таким образом, чем меньше реальный человек соответствует желаемому образу партнера, тем больше неудовлетворенность от отношений с ним.
Обобщенные результаты проведенного нами исследования позволяют сделать следующие выводы:
- преобладающим гендерным типом среди участников исследования является андрогинный тип;
- большинство испытуемых нашей выборки не подвержено стереотипам маскулинности-фемининности;
- большинство испытуемых не удовлетворены отношениями, которые у них складываются с противоположным полом;
- наибольшая неудовлетворенность отношениями прослеживается у лиц подверженным фемининным стереотипам.
Полученные в ходе проведенного исследования выводы, указывают на низкую готовность юношей и девушек к партнерским отношениям. Представляется целесообразным проведение психокоррекционных мероприятий, направленных на формирование и развитие психологической компетентности в вопросах взаимоотношений с противоположным полом и психологической готовности к семейной жизни.