Полный текст статьи
Печать

В Национальной программе поддержки и развития чтения, которая была принята в 2006 году,  указаны основные показатели снижения уровня культуры чтения в России. К ним, прежде всего, относятся: рост числа абсолютно не читающих взрослых людей; утрата традиции семейного чтения; невостребованность фондов публичных библиотек.

     Актуальные задачи, которые призвана решить современная школа, в условиях кардинальных изменений в социальной, экономической, сферах  жизни связаны с мотивационной готовностью учащихся к изучению литературы и формирование положительного отношения к чтению.  Любовь к чтению, начитанность, умение точно и доказательно выражать свои мысли, грамотно и литературно писать всегда оценивались как необходимые составляющие образованности личности в широком смысле.

      Вступая в активную самостоятельную жизнь, каждое молодое поколение решает для себя проблемы, которые принято считать вечными: жизненного, профессионального и эмоционально-ценностного выбора. В ранней юности возрастающая активность процесса самоопределения личности обусловлена потребностью занять внутреннюю позицию взрослого человека в связи с приближающимся окончанием школы, когда будущее приобретает осязаемые черты. Расширение социального пространства жизнедеятельности, предстоящее вхождение во взрослый социум, необходимость адаптироваться к изменениям внешних условий, поиск и выбор путей построения собственной жизни, определение перспектив получения дальнейшего образования - все это создает стрессовую ситуацию напряжения, энергетических затрат и возможного разочарования [1, 5] .

      У старшеклассников отсутствует социальный опыт, позволяющий им адекватно реагировать на возникающие ситуации, что побуждает их обращаться к психологической защите, которая нередко искажает реальность, но зато создает видимость эмоционального благополучия. Это может привести к дезинтеграции личности [3].

      Нравственное, интеллектуальное, эстетическое развитие старших школьников напрямую связано с получаемой ими духовной пищей. Огромную роль в социализации личности играет литература. Вхождение человека во взрослую жизнь происходит в первую очередь с помощью литературы. Литература питает ум и воображение человека, открывая ему новые миры, образы и модели поведения, являясь мощным средством духовного развития личности. Одним из самых важных факторов, влияющих на литературные предпочтения, является доступ к книге, или "литературные ресурсы" среды. Чтобы интерес к чтению не угас, процесс чтения необходимо поддерживать. Именно поэтому изучение литературных предпочтений будет способствовать более глубокому понимания путей развития личности старшеклассников.

      Важно отметить, что сокращение объёмов чтения, незначительная востребованность молодыми читателями классической литературы, составляющей достояние российской и мировой духовных культур, являют пред нами проблему, выраженную в ослабевании влияния литературы на воспитание и формирование личности молодых людей в области нравственного и эстетического.  Ей не уделяется достаточно времени, внимания в школьной программе, других средних учебных заведениях. Изучение литературной классики по краткому содержанию сводит ее значение для формирования личности практически к нулю, не способствует формированию художественного вкуса и подлинной культуры.

     Можно выделить следующие тенденции в отношении молодежи в литературе [4]:

- преобладает предпочтение низкосортной, легковесной бульварной литературы;

- произведения классиков, серьезных писателей - современников читаются лишь как обязательные, в связи со школьной или институтской программой;

- большое воздействие на выбор литературы молодежью оказывает реклама и пропаганда средствами массовой информации, в первую очередь, телевидением; важную роль играет интернет;

- немаловажную роль в выборе литературы играет приверженность групповым интересам и стереотипам, когда литературные пристрастия диктуются модой.

     Библиотеки становятся сегодня совершенно не популярными и на то есть ряд объективных и субъективных причин, однако ясно, что для сохранения данной структуры для будущих поколений, поддержания её конкурентоспособности необходимо вложение не малого количества средств.

     Для преодоления столь негативных тенденций или снижения динамики их проявления необходимы, в первую очередь, меры государственного воздействия, так как в остальном же - непосредственно в конечном решении: что, каким образом и реформирования системы филологического образования. На государственном  уровне необходимо принять  ряд  мер, таких  как отмена налога на добавочную стоимость для периодической печати и гуманитарной книги, то есть последовать опыту таких стран, как Великобритания, Норвегия, Греция; популяризация роли библиотек, совершенствование школьных и институтских программ изучения литературы.

     Отсутствие интереса у молодежи к чтению во многом объясняется повсеместной компьютеризацией, которая не способствует развитию и формированию культуры чтения и повышению  грамотности населения. Данная актуальная проблема также требует мер государственного регулирования.

     В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. У подростка учебные интересы определяют выбор профессии, у старших же школьников наблюдается обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин [6].

     Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Все это создает почву для овладения общими законами природы и общественной жизни, что приводит к формированию научного мировоззрения. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.

     Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при описании многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке [7].

     Приобщение молодого поколения к высокому литературному искусству, роль книги и чтения как такового, как более сложного познавательно процесса, требующего подключение фантазии и воображения, ассоциативного и критического мышления, является важным фактором гуманизации и дальнейшего развития всего общества, а также необходимым условием развития, как личностной, так и общенациональной культуры. Также наблюдается значительное сокращение объемов чтения.

     Важно отметить, что сокращение объёмов чтения, незначительная востребованность молодыми читателями классической литературы, составляющей достояние российской и мировой духовных культур, актуализируют проблему, выраженную в ослаблении влияния литературы на эстетическое и нравственное воспитание и формирование личности молодых людей.

      Целью нашего  исследования явилось изучение  личностных особенностей и литературных предпочтений у старшеклассников. Эмпирическое исследование проводилось на базе МБОУ Мичуринская СОШ п. Мичуринский Брянской области. Выборку  составили 20 старшеклассников, учащиеся 10-11 классов. Для проведения исследования нами были использованы:16 факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла и Анкета, направленная  на изучение литературных предпочтений старшеклассников.

      В ходе изучения личностных качеств с помощью методики Кеттелла, было выявлено, что старшеклассники способны эффективно управлять своей энергией и умеют хорошо планировать свою жизнь. Они думают, прежде чем действовать, упорно преодолевают препятствия, не останавливаются при столкновении с трудными проблемами, склонны доводить начатое дело до конца и не дают обещания, которые не могут выполнить. Старшеклассники, принимавшие участие в нашем исследовании, хорошо осознают социальные требования и заботятся о своей общественной репутации. Они характеризуются выраженностью следующих качеств: чувствительный, нежный, зависимый от других, сдержанный, флегматичный, обладающий высоким самоконтролем [2].   

 Исследуя, литературные предпочтения старшеклассников, испытуемым было предложено ответить на вопрос: «Какие литературные жанры вы предпочитаете читать?».  На основании их ответов нами был составлен список наиболее предпочтительных литературных жанров, которые старшеклассникам необходимо было  проранжировать в соответствии с их литературными предпочтениями (от большего к меньшему). Самым популярным жанром среди подростков оказалась проза, далее следуют  детективы и учебная литература. Приключения, фентези и фантастика находятся ниже в списке предпочтений, справочной литературой и любовными романами в равной степени с остальными жанрами интересуются старшеклассники. Остальные жанры: документальные книги, драматургия, мифы и легенды и эзотерика, оказались наименее предпочтительными для старшеклассников.  

Рис.  1. Предпочитаемые литературные жанры в выборке старшеклассников    

     Большинство респондентов отметило, что предпочитает читать «масштабную» литературу в жанре проза, а не короткие произведения в виде повестей и рассказов. Данный выбор связан с мнением испытуемых об ограниченности небольших произведений, невозможностью полностью погрузится и проанализировать произведение. Отмечая, чьими рекомендациями старшеклассники пользуются при выборе литературы 80% (16 испытуемых) ответили, что полагаются на свой собственный выбор и 20 % испытуемых  (4 человека) ответили, что полагаются на выбор друзей и знакомых.

     В целом, старшеклассники сошлись в своем отношении к литературе. Большинство респондентов отметило, что относится к чтению положительно. Однако, были и те, кто относится к чтению нейтрально и спокойно может представить свою жизнь без нее.

     Для решения острых проблем повышения культурной грамотности населения и приобщения его к чтению литературы необходимо реформирование  системы литературного образования, формирование мотивации учащихся к чтению книг различной жанровой направленности, а также создание положительного образа книголюба в сознании россиян.