И. Хейзинга писал: «Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом, все, что составляет богатство человеческой личности» [2].
У каждого из нас в детстве была своя любимая особая кукла, которая проходила с нами все этапы взросления. Мы с ней играли в прятки, проживали разные жизненные ситуации. Для нас она была лучшим психологом и советчиком.
Кукла – это воплощение образа человека в детской игре. Когда ребёнок не имеет товарища по игре, он делает им куклу, которая становится идеальным другом. Взаимодействие с куклой может стать основой воспитания важных человеческих чувств и качеств: ответственности, отзывчивости, нравственности.
Дети в разном возрасте играют с куклой по-разному. Младшие дошкольники, играя с куклой, подражают действиям взрослых: купают, одевают, кормят, водят гулять, укладывают спать. В процессе такой игры происходит отработка простейших жизненных навыков. Дети постарше уже обыгрывают бытовые ситуации (то, что они видят в семье), а также отображают и закрепляют обобщённые представления о них. Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях[3].
В младшем школьном возрасте ребёнок всё ещё играет. Мальчик по-прежнему любит своего мишку, играет солдатиками и машинками. Девочка не расстаётся с куклой. Однако, они скрывают это от взрослых и ровесников, ведь они уже большие. Не стоит запрещать ребёнку продолжать играть с любимыми мишками и куклами. В какой-то степени игрушки помогут безболезненно перейти из детства во взрослый мир, помогая ребенку разрешить проблемы на психологическом уровне, находя решение возникших проблем в общении с игрушкой, или же снять психологическую нагрузку, ведь на них можно покричать [4].
При этом взрослым стоит обращать внимание на то, с какой игрушкой взаимодействует ребенок, ответственно относиться к выбору куклы. Психологи отмечают, что на детскую психику отрицательно влияют шаблонные образы кукол, разнообразные монстры с гипертрофированными частями тела. Такие куклы тормозят развитие фантазии, и побуждают детей играть в определённые игры с уже сложившимися ассоциациями и стереотипами, что пагубно влияет на самостоятельное развитие ребёнка [4].
В настоящее время игрушки, в том числе куклы, всё меньше участвуют в жизни детей, вытесненные современными гаджетами, которые родители, не задумываясь, вручают своим детям с самого юного возраста, пытаясь их «занять». В результате, ребенок, лишенный азарта игры, общения, теряет возможность развития наблюдательности, фантазии, воображения и других качеств личности.
Одним из вариантов возвращения радости игры ребенку является творческая деятельность. Выполненная собственными руками кукла, рождённая из представлений ребенка об идеальном спутнике, таким же единственным и уникальным как он сам станет лучшим спутником детских игр.
О. В. Боярина, Р. М. Хрупина, Л. А. Шилова отмечают, что раскрытие творческих способностей детей сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Педагогу важно поощрять детей в их попытках браться за сложные задачи, развивая тем самым их мотивацию и настойчивость. И учить ребят этому можно не только в урочной, но особенно во внеурочной деятельности[1].
Мы разработали программу кружка «Кукольный мастер», содержание которой нацелено на формирование творческой личности, на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через творческую работу по выполнению шарнирной куклы. Предполагается знакомство обучающихся с историей кукол, изучение вариантов использования материала при создании кукол и статуэток, приемов изготовления простейших декоративно-художественных изделий.
В процессе разработки концепции кружка «Кукольный мастер» нами была проведена работа по анализу уже известных простейших и креативных методов изготовления различных кукол. Каждая кукла, предлагаемая для выполнения детям, должна была отличаться своей формой, технологией изготовления, материалами.
Цель программы: создать условия для развития творческих способностей учащихся посредством освоения технологии создания кукол из различных материалов, формирование творческих способностей личности.
Задачи: расширение знаний в области анатомии тела; формирование интереса к художественной деятельности; обучение приемам работы с различными материалами; усвоение технологических особенностей в создании куклы; развивать образное мышление, внимание, мелкие моторные навыки, творческие способности, фантазию; развивать художественно-конструкторские способности, нестандартное мышление, творческие способности; воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, честность, добросовестность, самостоятельность), воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение доведения начатого дела до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам; воспитывать бережное отношение к историческому наследию[2].
Программа рассчитана на детей в возрасте 10-13 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю, по 1 академическому часу. Общее количество часов: 108.
В результате работы по программе «Кукольный мастер» обучающиеся будут знать: историю возникновения и развития кукольного дела, виды кукол, материалы и инструменты для изготовления куклы; основы анатомии и канон пропорций человеческого тела; основы работы с полимерной глиной и другими материалами для лепки. Обучающиеся научатся: разрабатывать эскизы будущего изделия, применять в работе различные приемы лепки и декорирования вылепленных изделий, изготавливать кукол из разнообразных материалов, выполнять несколько разновидностей шарнирной игрушки, продумывать и создавать цельный образ куклы, продумывая детали (прическа, одежда, аксессуары и т.п.).
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме итоговой выставки кукол по окончанию каждого полугодия.
Материал в программе изложен в соответствии с принципом «от простого к сложному». Первое полугодие посвящено знакомству с различными материалами и инструментами и вариантами их использования при изготовлении разных видов кукол. Второе полугодие рассчитано на заинтересованных обучающихся и посвящено выполнению двух шарнирных кукол: фигурки человека упрощенной конструкции и подвижной фигурки животного.
Тематический план программы включает следующие разделы
№ |
Тема занятия |
Часы |
Теория |
Практика |
Первое полугодие. Кукла своими руками |
||||
1 |
Вводное занятие.Краткая история кукол. |
2 |
2 |
0 |
2 |
Кукла брелок-оберег из лоскутков |
2 |
0,5 |
1,5 |
3 |
Бумажная кукла. Работа в техники коллаж. |
2 |
0,5 |
1,5 |
4 |
Шарнирный бумажный человечек с гардеробом. |
4 |
0,5 |
3,5 |
5 |
Соломенный человечек |
2 |
0,5 |
1,5 |
6 |
Ароматная кукла из ниток |
2 |
0,5 |
1,5 |
7 |
Работа с запекаемым пластиком. Карлик с шевелюрой. |
4 |
0,5 |
3,5 |
8 |
Статуэтка «Мифический мир». |
4 |
0,5 |
3,5 |
9 |
На всё согласный гном – пружинная голова. Самозатвердевающий пластик |
6 |
1 |
5 |
10 |
Змейка из папье-маше с шарнирами. |
4 |
0,5 |
3,5 |
11 |
Добрый человечек. Статуэтка. |
6 |
0,5 |
3,5 |
12 |
Магнит «Автопортрет». |
4 |
0,5 |
3,5 |
13 |
«Любимое животное». Статуэтка. Самозатвердевающий пластик |
6 |
0,5 |
5,5 |
14 |
Награда «Like» Самозатвердевающий пластик |
4 |
0,5 |
3,5 |
15 |
Выставка работ |
2 |
0 |
2 |
16 |
Всего в 1 полугодии |
54 |
9 |
45 |
Второе полугодие. Шарнирная кукла. |
||||
17 |
Статуэтка «Кухарка» или «Джентельмен» с выполнением 3 шарниров. |
26 |
3 |
23 |
18 |
Любимое животное. Игрушка с шестью шарнирами. |
26 |
3 |
23 |
19 |
Выставка работ |
2 |
|
2 |
|
Всего во2 полугодии |
54 |
6 |
48 |
|
Итого: |
108 |
15 |
93 |
Для занятий по программе «Кукольный мастер» необходимы следующие инструменты и материалы: пылесос, рашпили, пара маленьких утюжков, простые карандаши, простая бумага, миллиметровка, калька, скульптурный пластилин, ножницы, пастель, кусачки, нержавеющая проволока, гуашь, кисточки, клей, пищевая плёнка, акриловая краска, пластиковые трубочки, газеты журналы, бросовый материал, солома, пряжа, иголки, нитки, ткань, проектор, мыло, полотенце, наждачная бумага, методические таблицы, готовые куклы, мультимедийные презентации.
Для качественной работы кружка разработана «Энциклопедия кукольного мастера», содержащая краткую историю возникновения и развития кукольного дела, описание видов кукол, а так же перечень инструментов и материалов к которым будут прибегать обучающиеся во время работы. Все статьи энциклопедии проиллюстрированы.
Также было разработано методическое пособие «Авторская шарнирная кукла», в котором изложена авторская технология изготовления шарнирной куклы с двумя видами шарниров. Разработке пособия предшествовало изучение статей и пособий русских и зарубежных мастеров, а также анализ фото и видео мастер классов. Систематизация информации позволила выделить наиболее эффективные технологические приемы, помогающие обучающимся выполнить авторскую куклу. Пособие проиллюстрировано пошаговыми авторскими фотографиями.
Помимо описанных пособий на занятиях предполагается применение технологических карт и таблиц, поэтапно описывающих шаги изготовления различных видов кукол. Часть занятий сопровождается презентациями. Для каждого занятия педагогом готовятся демонстрационные образцы.
Предложенная нами программа может найти применение в работе педагогов в системе дополнительного образования (художественных школ и школ искусств).