Полный текст статьи
Печать

Важная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Детям приходится часто самим находить необходимую информацию по различным темам. Задача учителя начальной школы – умело сочетать работу с книгой и поиск информации детьми с помощью техники.

Одна из возможностей формировать познавательный интерес учащихся лежит в широком применении мультимедийных презентаций, так как современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь, а применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает родителей в состоянии творческого поиска. Данная работа имеет большой резерв для реализации такой задачи обучения, как повышение познавательного интереса.

Мультимедийная презентация (от англ. presentation - демонстрация, представление) – одна из активных форм обучения, предполагающая использование компьютерных технологий. Её цель – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме [4]. Презентация сочетает звуковой и иллюстративный материал, воздействуя одновременно на два самых важных органа восприятия: слух и зрение, что обеспечивает большую эффективность в процессе обучения младших школьников, поскольку изображение и звук в сочетании с динамичным чередованием слайдов и использованием анимации способны привлечь и удержать внимание обучающихся на достаточно долгое время. При этом внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер, так как то, что происходит на экране, требует ответной реакции учащихся.

Мультимедийные компьютерные технологии дают учителю возможность оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономить время урока, обогащать его разнообразной информацией.

Применение мультимедийной презентации на уроке позволяет учителю добиться максимальной активизации обучения, сделать урок эмоционально насыщенным и интересным для учащихся, а также оценить глубину понимания слушателями изучаемого материала, умение подбирать и анализировать собранную информацию, выделить главное для исследовательской деятельности учащихся. При помощи презентации на уроке можно организовать разные формы деятельности обучающихся: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Как отмечают М. А. Арсёнова, С. С Хотякова, «Мультимедиа презентации позволяют представить образовательный и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет  заложить в память детей информацию не только  в фактографическом, но и в ассоциативном виде» [1].

Можно отметить ряд преимуществ, которые отличают мультимедийную презентацию от других наглядных средств обучения:

-       презентация способна вызывать интерес учащихся, эмоциональную реакцию. Задача учителя при этом состоит в особом внимании к отбираемому зрительному материалу, его новизне, нетривиальности, динамичности;

-       при помощи презентации учитель имеет возможность индивидуализировать процесс обучения, зафиксировать материал, вернуться к информации предыдущих уроков, обеспечить самопроверку, контроль;

-       применение презентации на уроке позволяет ученику увидеть практическую значимость и пользу предлагаемых знаний.

-       обучающиеся получают дополнительный опыт общения, получения информации, возможность проявить себя. Учитель получает возможность управлять информационными потоками, стать консультантом для обучающихся, что  расширяет пространство взаимодействия на уроке [4].

Современный урок изобразительного искусства должен быть построен таким образом, чтобы способствовать формированию у обучающихся устойчивого  интереса к продуктивным видам деятельности, развитие предпосылок становления этих видов деятельности – работы с  различными художественными материалами и инструментами, зрительно-двигательной координации, мелкой моторики руки, зрительного восприятия, а также к осуществлению разнообразных познавательных действий (анализ, сравнение, работа с различными источниками информации [2].

Анализ опыта современных педагогов показывает, что с помощью мультимедийных презентаций на уроках изобразительного искусства в начальной школе можно: сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов; сделать урок наглядным, динамичным; создать эффект присутствия («Я это видел»); сделать учебный процесс более привлекательным и современным для детей; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока; сделать учебную деятельность детей более содержательной; расширить рамки учебника; обеспечить доступ к различным справочным системам; повысить качество обучения, желание учиться [8].

Рассмотрим варианты применения мультимедийных презентаций на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

1. Для обозначения темы. Тему занятия, основные термины и ключевые моменты предстоящей беседы можно представить на слайдах и сопроводить иллюстрациями.

2. Как сопровождение объяснения педагога. Мультимедийные презентации, сопровождающие рассказ учителя могут содержать краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты, анимации, демонстрацию последовательности выполнения творческой работы.

3. Как информационно-обучающее пособие. На слайдах презентации можно разместить задания поискового или исследовательского характера, указания и задания по работе с информацией, представленной в учебнике; технологические карты и алгоритмы, позволяющие организовать самостоятельную работу обучающихся в группе и т.п. Педагог в этом случае выступает как консультант, руководитель самостоятель­ной деятельности младших школьников, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

В качестве примера работы с презентацией рассмотрим ряд уроков изобразительного искусства, разработанных нами для обучающихся первого класса по программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского [3].

Тема первого урока - «Узоры, которые создали люди». Основное содержание урока посвящено изучению разнообразию узоров, созданных народными мастерами в процессе восприятия природы, и их применению для украшения предметов быта.

На данном уроке при помощи презентации были актуализированы знания детей об узорах, окружающих нас постоянно и высказана идея о природе как источнике вдохновения для художника. Один из слайдов включал определение понятия «узор», другие -  красивые изображения природных узоров (фото перьев павлина, крыльев бабочки, снежинок, красивых растений), а также предметов быта, выполненных народными мастерами (гжельская, хохломская росписи, изделия из бисера, вышитые и расписные платки), где природные мотивы были переработаны художником. На этапе объяснения выполнения задания рассказ учителя сопровождался показом вариантов украшения декоративной тарелки растительными мотивами, а также нескольких композиционных схем размещения узора в круге.

Использование мультимедийной презентации в рамках данной темы сделало предлагаемый учебный материал более легким для восприятия детьми, урок был наглядным, динамичным, что позволило учителю добиться максимальной активизации обучения, сделать урок эмоционально насыщенным и интересным для учащихся. Мультимедийная презентация на данном уроке применялась в качестве информационно-обучающего пособия.

Следующее занятие, которое было проведено с использованием презентации, было посвящено теме «Постройки в нашей жизни». В данную презентацию были включены несколько слайдов, направленных на актуализацию знаний учащихся. При помощи слайда-теста учащиеся разделили сферы деятельности между тремя братьями-Мастерами, которые сопровождают их на уроках изобразительного искусства по данной программе [5]. Слайды-схемы помогли обучающимся вспомнить основные составляющие любой постройки, а также требования к архитектурны постройкам (красота, устойчивость, надежность и т.п.). Иллюстрированные слайды показали, какой необычной формы могут быть дома.

Данная презентация позволила добиться максимальной активизации обучения, урок был более эмоционально насыщенным, а дети были заинтересованы в изучении материала. Презентация позволила ускорить процесс подачи материала и структурировала его. Отдельные слайды предлагаемой презентации позволили детям самостоятельно анализировать информацию, выделить главное для исследования изучаемого вопроса. Презентация была использована на всех этапах урока: для обозначения темы, в качестве сопровождения объяснения педагога, как информационно-обучающее пособие, за счет показа технологии и конструкции возведения дома.

Тема третьего урока - «Мастер украшения помогает сделать праздник». Урок приурочен к празднованию Нового года и знакомит детей с вариантами новогодних украшений.

В данную презентацию, помимо стандартных иллюстрированных слайдов с краткой информации по теме урока и фотографий с вариантами украшения новогодней елки, был включен слайд с видеофрагментом о работе мастеров фабрики елочных игрушек, который вызвал интерес обучающихся и положительный настрой на предстоящую творческую работу.

Для выполнения практической части урока детям был выдан «Заказ Деда Мороза», представленный на слайде, а также продемонстрированы варианты практического задания базового (роспись шарика или сосульки) или повышенного (роспись игрушки-снеговика) уровня. Каждый получил шаблоны игрушек, которые необходимо было раскрасить. При помощи анимированного слайда-теста обучающиеся вспоминали последовательность работы с шаблоном. На следующем слайде были представлены примеры росписи каждого из видов игрушек.

После выполнения задания ученики должны были украсить елочку, прикрепив на экран выполненные игрушки. Готовую коллективную работу обучающиеся проанализировали вместе с учителем и оценили результаты своей творческой деятельности на уроке.

В ходе работы на данном уроке презентация использовалась на всех этапах, включая рефлексию. За счет данной презентации детям была оказана помощь в познании окружающего мира, развивалась наблюдательность, логическое мышление, поддерживался интерес к изобразительной деятельности. Использование презентации на данном уроке позволило расширить рамки учебника, дать дополнительную информацию. Дети эмоционально реагировали на показываемые слайды с изображением елочных игрушек, отмечая практическую значимость и пользу предложенных знаний. Структурная компоновка мультимедийной презентации развивала системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации педагог использовал разнообразные формы организации познавательной деятельности младших школьников: фронтальную и групповую. В данном случае презентация использовалась в качестве вспомогательного материала, а также как сопровождение объяснения педагога.

Таким образом, мультимедийная презентация на уроке изобразительного искусств выступает достаточно эффективным средством формирования и поддержания интереса младших школьников к содержанию учебного предмета и позволяет учителю решать множество задач, максимально эффективно используя время на уроке.

При подготовке и использовании мультимедийной презентации на уроке учителю нужно придерживаться некоторых рекомендаций.

Современные методисты выделяют ряд требований к мультимедийной презентации на уроке:

- Презентация не должна содержать большого количества текстов, тем более, она не должна дублировать речь учителя или текст учебника.

- Фон презентации должен быть спокойным, лучше светлых холодных оттенков.

- Шрифт подбирается удобочитаемый, соразмерный плотности текста.

- Заголовки могут выделяться размером, цветом, толщиной шрифта.

- Изображения, включаемые в презентацию, должны иметь достаточное разрешение и хорошее качество.

- Размер изображений и шрифта на слайдах подбирается таким образом, чтобы они хорошо воспринимались обучающимися даже с дальних парт.

- Не стоит применять анимации, которые отвлекают внимание младших школьников.

Педагог, представляя для восприятия младшим школьникам мультимедийную презентацию, не должен загружать выставочный слайд излишней информацией, которую обычно он не дает детям на занятии – слайдами с целями и задачами занятия, оборудованием. Слайды должны носить, прежде всего, обучающий характер, а не только демонстрационный. Каждый элемент презентации должен работать на результат. Поэтому не стоит показывать школьникам сразу всю информацию на экране, можно создать проблемную ситуацию и вместе поискать решение.

При подготовке презентации на слайды стоит выносить только тот материал, который затруднительно продемонстрировать без использования презентации. Упражнения, которые удобнее показать на доске и задания, требующие работы с учебником, не обязательно сопровождать еще и показом слайдов. В этом случае презентация только будет отвлекать обучающихся.

При соблюдении данных рекомендаций презентация может стать достаточно эффективным средством обучения и поможет учителю эффективно строить процесс обучения на уроках изобразительного искусства в начальной школе.