Полный текст статьи
Печать

За последние несколько десятилетий начальная школа значительно изменилась и продолжает меняться до сих пор в зависимости от того, как реагирует на эти изменения общество. Ведь на сегодняшний день социум предъявляет человеку очень важное требование: необходима мгновенная реакция людей на быстро изменяющиеся условия жизни и способность личности принимать эти изменения. Сегодня одной из важных задач начальной школы является не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько приобщить его к нравственным общечеловеческим ценностям, которые,  в свою очередь помогут современному школьнику развиваться и самосовершенствоваться в постоянно меняющемся обществе. Именно это и является «ядром» при формировании личностных универсальных способов действий как части  личностных достижений младшего школьника. Такого рода результаты образовательного процесса не могут быть представлены исключительно знаниями. Очевидно, что более дальний результат – следование нормам поведения в обществе – это сложный феномен, комплексно представленный знаниями, сознанием, отношениями, мотивами, ценностями, поступками, поведением, деятельностью.

В контексте позиций федерального государственного образовательного стандарта личностные универсальные учебные действия способны обеспечить, во-первых, самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях; во-вторых, ценностно-смысловую ориентацию учащихся, и, наконец, в-третьих, умения выделять нравственный аспект поведения при соотношении поступков и событий с принятыми этическими принципами.

И. Е. Аникина отмечает, что «овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что УУД – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и опрерациональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех  компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [2].

Виды личностных УУД представлены на Рис.1. 

Рис.1. Блоки личностных УУД 

К самоопределению следует отнести, в первую очередь, формирование самооценки – необходимый базовый компонент при поступлении ребенка в школу, формирование идентичности личности и, наконец, внутреннюю позицию школьника как одно из основных проявлений идентичности личности учащегося.

Второй компонент, смыслообразование, включает в  себя установление учащимися младшего школьного возраста смысла, мотивов решения и связи между целью учебной деятельности и ее мотивом [1, с.156].

И, наконец, в  категорию «нравственно-этическая ценность» входит:

- способность к оценке собственных поступков и поведения;

- понимание и принятие  основных моральных норм, а именно, выделение нравственного аспекта поведения;

- умение сопоставлять свои поступки с общепринятыми нормами;

- способность к нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей.

Для того, чтобы формирование данных личностных УУД у младших школьников было наиболее эффективно, уместно использование ряда различных образовательных технологий, таких как:

- ИКТ-технологии, которые способствуют формированию адекватной самооценки, осознанности учения и учебной мотивации, адекватному реагированию на трудности, критическому отношению к информации и избирательности её восприятия. Педагогическое сопровождение младшего школьника в ходе «общения» с ИКТ-технологиями - основная функция педагога, суть которой состоит в формировании и развитии обучающегося как субъекта в отношении к различным современным общественным событиям, в отождествлении себя и своего места в общественной системе отношений, в решении учащимся социальных проблем, в оценочных действиях младшего школьника, находящегося «внутри» ИКТ-технологии.

- Технология проблемного диалога, которая способствует стимулированию мотивации учения,  повышению познавательного интереса и  формированию самостоятельности и убеждения. В процессе включения учащегося в проблемный диалог осуществляется деятельность трех видов субъектов, выполняющих собственные ролевые функции: младшего школьника — участника, занимающего активную позицию в данном процессе; группы учащихся — команды младших школьников, объединившихся для совместной деятельности; тьютора — педагога-наставника, ведущего сопроводительную работу на всех этапах проблемного диалога. Каждый из вышеперечисленных субъектов выполняет определенный набор функций в отношении к определенному этапу деятельности.

- Проектная деятельность, которая способствует формированию накопления смыслов, оценок, отношений и позитивных поведенческих стереотипов [6, с.38-40]. Ее основная задача - научить младших школьников в ходе совместного решения проблем думать и действовать самостоятельно, быстро ориентироваться в информационных потоках, адекватно реагировать на «вызовы» образовательного процесса, демонстрировать компетенции как способность и готовность применять знания и способы действий на практике. Проектная деятельность – это некая квинтэссенция исследовательских, поисковых и проблемных методов, которые априори требуют творческости, вариативности, критичности мышления.

Участвуя в проектировании, младший школьник развивает свои творческие и умственные способности, и становится членом общества, активным в осуществлении своих позиций, в которых интегрированы знания, сознание, отношения, мотивы поступков, поведения и деятельности, и все они детерминированы ценностями. Проектная деятельность – это совместная деятельность педагога и обучающихся. Суть ее педагогического сопровождения состоит в том, что учителю начальных классов необходимо создать условия для применения учениками универсальных способов действий, в основе которых эмпирическое и теоретическое мышление детей, рождающие гипотетические предположения дедуктивного и индуктивного характера. Педагог здесь должен активно стимулировать включение младших школьников в проектную деятельность, что опосредует ее  личностно-ориентированный характер.

Но также важно учесть некоторые условия, которые будут необходимы при формировании данного вида учебных действий, а именно, учителю нужно обратить внимание:

- на развивающую составляющую любого задания, предложенного учащимся;

- на успехи каждого ребёнка;

- на обучение детей приемам групповой и парной работы, навыкам конструктивного взаимодействия, помощь в разрешении учебных конфликтов между учащимися;

- на возможность нравственного выбора обучающимся в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.

В заключение хотелось бы отметить тот факт, что главную роль, всё же, при формировании личностных универсальных учебных действий играет школа. Именно она должна обучать детей применять полученные знания, умения и навыки в какой-либо жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. Глубокий интерес учителя ко всему, что происходит в учебной деятельности, способствует созданию нужной эмоционально-познавательной атмосферы совместной работы, а так же изобретательности в приемах.

Особенностью младшего школьного возраста является то, что дети крайне восприимчивы в отношении внешних влияний. Они испытывают безусловное доверие к учителю. Развивающаяся рефлексия позволяет отражать действительность глубже, дети используют обобщение в качестве одного из методов восприятия. Самооценка и общественное мнение только начинают складываться и не служат еще действенным регулятором поведения, решающее влияние имеет оценка учителя. В результате, за счет правильно организованного процесса формирования личностных УУД, ребенок формирует собственное поведение, тем самым обогащая собственный социальный опыт. Попадая в ту или иную ситуацию, младший школьник уже выбирает знакомые для него формы поведения, опираясь на собственный социальный опыт. При этом именно личностные универсальные учебные действия, сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют ему определять социально востребованные задачи как значимые.

Одной из главных составляющих определения отношения личности к окружающему миру, по мнению исследователей, является «переживание», в состав которого входят: среда, это то, что является переживаниями ребенка, и субъект, что включает в это переживание личность младшего школьника. Данные переживания включают личностные значения или смысл. В первую очередь, смысловые образования образуют будущую модель, определяющую настоящую деятельность. Во вторую очередь, создают фундамент для оценки своих поступков, способ, общие критерии для организации своей деятельности. Смысловые образования предполагают общие тенденции, осуществляющие жизненный выбор и в целом человеческую жизнь. Таким образом, личностные универсальные учебные действия младшего школьника, облеченные в смысловые образования, мотивируют учащегося к деятельности, проявляются только в практике реального взаимодействия в социуме.

Очевидно, что в целях сформирования личностных УУД школьника необходимо создание ситуаций для познания ими своих возможностей под влиянием общения, вызывающих положительные переживания, удовлетворение собою, с помощью следующих приемов: индивидуализация заданий, их постепенное усложнение, помощь в преодолении трудностей, оберегание от травмирующих неудач. При этом возможно углубление у младших школьников не только интереса к учению, но и к самопознанию, а также развитие личности в целом.