Полный текст статьи
Печать

Духовно-нравственное воспитание личности – это многофакторный, многосторонний процесс. Оно неразрывно связано с жизнью человека во всей её полноте и противоречивости, включая семью, общество, культуру, человечество в целом, страну проживания и культурно-историческую эпоху, формирующую образ жизни народа и сознание человека. Содержание духовно-нравственного воспитания обусловливается базовыми национальными ценностями и имеет определенные спецификации и направления в зависимости от того, какие ценности социум разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Труды по этике под моралью принимают определенную систему норм, правил и требований к поведению личности в разных сферах жизни и деятельности. Мораль в широком смысле данного слова состоит из обычаев, нравов, правил. Нередко в качестве синонима данного понятия употребляют термин этика, обозначающее привычку, обыкновение, обычай. Моральные поступки, мотивацией которых выступает соблюдение моральной нормы, обусловлены «неправильным представлением о моральных ценностях в качестве личных достоинствах, как о богатстве и преимуществе, способствуя самолюбованию и презрительному отношению ко всему «дурному». Подлинное моральное поведение ребенка, с позиции автора, «должно стать его природой, совершаться свободно и легко».

С.А. Козлова отмечает, что норма по своей сути является правилом, требованием, определяющим, каким образом человек должен поступить в данной конкретной ситуации. Нравственная норма может стать побуждением для ребенка к конкретным поступкам и действиям, а может и запретом или предостережением от них. Нормами определяется порядок взаимоотношений с социумом, коллективом, другими людьми.

В рамках нашего исследования важным является и определение понятия  «духовность». Она является высшим уровнем развития личности, когда основными регуляторами ее жизнедеятельности выступают высшие общечеловеческие ценности (доброта, сострадание, взаимопомощь). В свою очередь, дух – активное внутренне начало, которое регулирует деятельность человека.

Знание духовных ценностей еще не говорит о том, что они станут ориентирами поведения человека. Цель духовного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у человека определенные установки, на основе которых он будет поступать в любых ситуациях исключительно в рамках духовно-нравственных ценностей. При этом важно отметить, что человек должен совершать поступки не из страха быть наказанным, а из внутреннего побуждения сделать именно так, а не иначе. Формирование данного побуждения и является главной целью духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание детей представляет собой одну из главнейших задач современного российского образования и является по своей сути важным компонентом социального заказа, транслируемого в том числе в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников. На региональном уровне – в «Региональной программе развития воспитательной компоненты в образовательных организациях Оренбургской области», «Региональной программе родительского всеобуча «Педагогическое просвещение родителей», региональной Концепции «Воспитание оренбуржца ХХI века».

Духовно-нравственное воспитание – «целенаправленное формирование в человеке высших духовных ценностей (индивидуально-личностных, семейных, национальных и общечеловеческих)» [1, с. 13].

Исходя из данного определения, выделяют следующие критерии духовно-нравственной воспитанности, выделенные А.И. Каировой:

-            «свобода (сформированность гражданственности, духовности, ответственности)

-       гуманность (сформированность доброты, сострадания)

-       стремление оказывать помощь нуждающимся

-       борьба c тщеславием в себе и других

-       духовность (поиск смысла жизни, стремление к красоте)

-       творчество (сформированность потребности в знаниях, интуиции)

-       трудолюбие (положительное отношение к труду, хозяйственность)» [2, с.21].

О. Б. Шелыгина рассматривает вопросы развития нравственного сознания ребенка, компоненты процесса нравственного воспитания (воспитание ума, воли и чувств), определяет способы духовно-нравственного воспитания младших школьников. «Воспитание заключается не просто в выработке этикета, стереотипов поведения, но, главное, в развитии мотивов нравственного поведения. Однако мотивы поступков детей часто отличаются от мотивов взрослых, не всегда они контролируются сознанием, и на вопрос, почему ребенок поступил так, а не иначе, он ответить может далеко не всегда. Но уже в младшем школьном возрасте ребенок может и должен регулировать поведение, оценивать свои действия и мотивы, предвидеть последствия деятельности и ориентироваться не на желание, а на более дальнюю нравственную цель. В основе нравственного воспитания личности – нравственное сознание, становление системы ценностей, перевод абсолютных (объективных, общечеловеческих) ценностей в мировоззрение. Развитие нравственного сознания ребенка – обязательное условие нравственного и духовного становления» [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что духовно-нравственное воспитание и его результат – духовно-нравственная воспитанность - основываются на принятии норм морали, существующих обществе, которой определяются критерии оценки поведения человека по категориям «хорошо-плохо», «справедливо-несправедливо» и.т.д. Истинно нравственное поведение человека не подразумевает стремление получить выгоду от хороших поступков, а является неотъемлемой частью жизни человека, при невозможности поступить «плохо».

Младший  школьный возраст является важным этапом в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие разнообразных форм познания действительности: восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. Младший школьник находится на таком уровне нравственного развития, когда только формируется конвенциональная мораль и межличностные отношения. Это обусловливает дискретность в проявлениях  у него  нравственности. Данный возраст объективно предоставляет большие возможности для эффективного духовно-нравственного воспитания как целенаправленного формирования в человеке высших духовных ценностей и духовно-нравственной воспитанности как  уровня сформированности у личности духовных ценностей [4].

Специфику использования разнообразных педагогических средств в аспекте решения изучаемой проблемы описывали в теоретических и методических публикациях множество авторов. Мы предпримем попытку обосновать особенности организации работы с наглядностью как средством духовно-нравственного воспитания младшего школьника. К ней отнесем следующие средства:

- изобразительные (рисунки, иллюстрации к произведениям, репродукции (В.Васнецов «Богатыри», И. С. Остроухов «Золотая осень»)

- фото (людей различных профессий, родного края, ветеранов, достопримечательностей России и ее городов, природы, фотографии загрязнения окружающей среды)

- условно-графические (таблицы, схемы, диаграммы, карты, демонстрирующие исторические события)

- видеофрагменты (фильм о полете в космос Ю.Гагарина, о живой природе, о редких видах животных и растений, о детях героях современности,

- аудиозаписи и их фрагменты (музыкальные произведения - П.И. Чайковский «Времена года», М. Пляцковский «Если добрый ты», «Лучики надежды и добра» сл. и муз. Е. Войтенко, «Антошка» Ю. Энтин, В. Шаинский)

- вещи и объекты окружающей среды (вышитая полотняная рубашка,  семена и колосья,  архитектурные сооружения, памятники, исторические места)

- мультимедиа приложения, объединяющие возможности вышеназванных средств.

В ходе организации работы с наглядностью как средством духовно-нравственного воспитания младшего школьника одним из интегративных видов деятельности является изучение истории семьи:

- составление семейного фотоархива с дорогими сердцу лицами, подписями на оборотах фотографий, составление из них фотоальбомов;

- сбор памятных вещей и документов;

- знакомство с жизнью предков, получение сведений об исторических событиях в стране в то время, об одежде, костюмах, интересах, песнях и многом другом;

- составление совместно с родителями биографической карточки на родственников разных поколений, возможно относящихся только к одному семейному древу; она (карточка) состоит из фотографии, даты рождения, основных периодов и событий из жизни, документов;

- создание генеалогического дерева, оформление его в виде коллажа, рисунка;

- оформление фотокниги;

- написание родословной;

- сбор воспоминаний родственников.

Такая работа с наглядными, вещественными «историческими свидетельствами» формирует у ребенка интерес к истории семьи, объединяет членов рода, служит жизненным ориентиром, закладывает установки на создание в будущем собственной семьи и продолжение рода, влияет на формирование нравственных  ценностей и ориентиров поведения.

У младших школьников достаточно сложно в силу их возрастных особенностей сформировать такие важные для человека понятия, представления и ценности, как патриотизм, гражданственность, любовь к Родине, народу, родному краю. Известно, что наглядный пример лучше всякого рассказа или объяснения. Поэтому одним из эффективных способов духовно-нравственного воспитания младшего школьника может стать просмотр видеороликов, видеофрагментов.

На уроках или во внеурочной деятельности можно использовать документальные исторические фильмы, художественные фильмы о детях на войне, фильмы-путешествия по России и родному краю.

Обычно патриотические фильмы очень сложны для восприятия младшими школьниками, поэтому обязательно необходима беседа с учащимися до начала фильма и подробный анализ после. Обязательно нужно разобраться с основными понятиями – долг, честь, Родина, подвиг, храбрость, мужественность и т.д. Кроме того лучше для показа использовать не полнометражные фильмы, а подборки сюжетов или короткометражные фильмы, причем обязательно с учетом возрастных особенностей детей, разделяя содержание, доступное первокласснику и четверокласснику. Необходимо также учитывать впечатлительность младшего школьника и избегать демонстрации большого количества кровавых сцен, смертей.

В этом смысле не менее эффективными, но более «щадящими» будут фильмы, фрагменты видеороликов о родном крае. Детям нравится интересные природные, культурные и исторические достопримечательности своей «малой Родины». Младшие школьники ознакомятся с историей района, культурой и традициями народов, его населяющих, а также с самобытной природой, животным и растительным миром. После просмотра подобных фильмов рекомендуется проведение беседы, усиливающей аспекты восприятия, понимания и принятия духовно-нравственных ценностей.

Далее возможно учащимся предложить снять свой собственный мини-фильм или создать презентацию краеведческого содержания. Примерные темы: «Мое родное село», «Люди села……», «Природа родного села». Младшим школьникам нравится чувствовать себя юными режиссерами, работы получаются очень яркими, насыщенными и эмоциональными.

Основные нравственные категории также обязательно должны быть сформированы в младшем школьном возрасте. Дети еще верят в справедливость, мир и доброту. Поэтому очень важно сформировать важные для человека понятия: добро и зло, долг, совесть и т.д. именно в этот период жизни маленького человека. Но очевидно, что в связи с возрастными особенностями младший школьник не может правильно, адекватно «на слух»  или с помощью заучивания осмыслить и закрепить эти основные категории и понятия. Он может сделать выводы на конкретных ситуациях, демонстрируемых в ходе использования наглядности. Например, понятие дружба можно рассматривать, используя серию сюжетных картинок. Учитель задает серию вопросов к каждой картинке: «Кто из детей на рисунке ведет себя неправильно?», «На каких рисунках изображен мальчик, про которого можно сказать: он настоящий мужчина?», «Какими поступками детей недоволен…. (герой сюжетной картинки)? Почему?», «Кто из ребят поступил честно? А как бы ты поступил в данной ситуации?» и т.п. Затем совместно с учителем дети формулируют выводы, подтверждая их собственными примерами.

Также целесообразно предложить младшим школьникам самим создать серию картинок или рисунков на тему добра, мира, дружбы, взаимопонимания, затем предложить их для обсуждения в классе. Это существенно усилит процесс духовно-нравственного воспитания за счет вариативности выбора  детьми нравственных, моральных, базовых национальных ценностей для презентации. Педагог может увидеть проблемные зоны, выработать программу коррекции воспитательного процесса и формирования  у младших школьников личностных универсальных учебных действий.

Похожую работу можно проводить в контексте экологического воспитания. Дети охотно создают памятки, буклеты, слоганы и плакаты о защите природы и окружающей среды. Можно предложить детям, после просмотра фильма о редких животных и работы с Красной книгой создать свою собственную «мини Красную книгу», где они опишут редкие растения и животных родного края и представят яркие иллюстрации к каждому тексту.

Прибегая к средствам наглядности  при изучении литературных произведений в урочной и внеурочной деятельности, также можно повысить эффективность духовно-нравственного воспитания младшего школьника.  Абстрактные для детей этого возраста понятия, такие как «храбрость», «мужество», «ответственность», «дружелюбность», «благородность», «честность», «уважение», «милосердие», «толерантность», могут быть объективированы при использовании наглядного материала (репродукции картин, иллюстрации, детские рисунки и пр.). Это помогает ребенку легче и быстрее осознавать и вербально выделять тему и главную мысль текста, идею, которую хотел выразить автор, понять, как лучше поступать в различных, непростых для ребенка (в силу ограниченности его опыта) жизненных ситуациях. Большим воспитательным потенциалов в этом плане обладают произведения Л.Н. Толстого («Старый дед и внучек», рассказы о животных, басни и пр.),  В.Осеевой («Плохо», «Осенние листья», «Печенье», «Сторож»), Н.Носова (рассказы «Мишкина каша», «Тук-тук-тук», «Теле­фон», «Огородники», повести «Веселая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома» и др.), сказки народов мира, былины  и другие произведения фольклора.

Таким образом, одной из актуальных задач современного начального образования является духовно-нравственное воспитание детей. Оно, по сути, представляет собой один из компонентов социального заказа, транслируемый не только через цели общественного воспитания, но из через содержание нормативно-правовых документов, регулирующих учебно-воспитательный процесс в школе вообще и в начальной в частности.  Младший школьный возраст является ключевым с точки зрения формирования у ребенка ориентиров на общечеловеческие, национальные, региональные и семейные  ценности.