Формирование здорового образа жизни дошкольников - одно из условий развития здоровой личности. Результаты исследований здоровья детей, поступающих в первый класс, показывают, что 25-30% дошкольников имеют отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным экзаменам с 4% до 12%, с нарушениями осанки – с 2 до 17%, с нервно-психическими расстройствами – с 6 до 16%. Согласно определению, принятому Всемирной организацией здравоохранения, здоровье представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию.
Нормативный аспект значимости проблемы сохранения, укрепления здоровья подрастающего поколения, привития ценностных ориентаций к сознательному ведению и пропаганде здорового образа жизни закреплены в Законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 г».
Изучением проблем, связанных с педагогическими аспектами здоровьесбережения, занимались ученые С.Г. Добротворская, Т.Ф. Орехова, Г.Н. Сериков, Л.Г.Колбанов (здравотворчество, здравосозидающая педагогика); валеологические аспекты изучены И.И. Брехманом, Г.К. Зайцевым. Структура здорового образа жизни, по мнению ученых, включает четыре компонента: когнитивный, ценностно-потребностный, эмоционально-волевой, деятельностно-практический.
Анализ научно-педагогической литературы (Н.К. Смирнова, В.Д. Сонькина, Петрова О.В.) показал, что существуют различные определения понятия «здоровый образ жизни». Базовым в нашей работе мы считаем определение: здоровый образ жизни – это феномен социально-педагогического характера, который приобретается и развивается в социальной и образовательной среде, направлен на формирование совокупности ценностно-потребностных, практически приобретенных и усвоенных знаний, умений, навыков, способов деятельности, направленных на сохранение и преумножение здоровья [1]. Иcходя из определения нами выделены задачи для воспитателя по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста:
- просветительская работа с детьми дошкольного возраста;
- мотивированность детей дошкольного возраста;
- эмоциогенность;
- применение средств и методов с учетом возраста детей;
- применение индивидуального подхода;
- работа с родителями;
- влияние на микросоциум;
- учет и решение сложных ситуаций.
Рассмотрим особенности физиологического развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), т.к. в этом возрасте ребенок готовится к поступлению в школу. Наблюдается интенсивный рост опорно-двигательной системы, костей, мышц, а также развитие ЦНС, вегетативной нервной системы, органов внутренней и эндокринной систем, что требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. Изменения физиологических систем ребенка тесно взаимосвязано с трансформацией в психологической сфере, формируется сознательная саморегуляция поведения (планирование, выполнение программ действий, контроль), наблюдается интенсивное развитие познавательных процессов (восприятие, память, внимание), усовершенствование высших психических функций (речь, письмо, чтение, счет), что позволяет ребенку старшего дошкольного возраста производить уже более сложные, по сравнению с младшим дошкольником, мыслительные операции. В старшем дошкольном возрасте благодаря возрастанию опыта личности меняется отношение к здоровью существенно, однако происходит смешение понятия «здоровый», как большой, хороший (вот здорово!) и «здоровый», как не больной, дети по-прежнему соотносят здоровье с болезнью, но более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своих собственных действии («нельзя есть грязные фрукты», «нельзя брать еду грязными руками»), так и от внешней среды.
Воспитательная работа с детьми старшего дошкольного возраста может быть построена таким образом, что дети будут соотносить понятие «здоровье» с выполнением культурно-гигиенических правил. Самоохранительное поведение старшего дошкольника определяется его представлением о здоровье. При целенаправленном воспитании, обучении, закреплении в повседневной жизни правил гигиены, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности в здоровом образе жизни. Такая потребность поможет решить психологическую и социальную задачу становления у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих. В каждой возрастной группе задачи формирования здорового образа жизни у дошкольников уточняются. Так в подготовительной к школе группе это:
- Формирование положительной оценки и образа себя.
- Знакомство детей с чувствами и настроениями человека, их мимическим выражением.
- Формирование представлений детей о признаках состояния здоровья и нездоровья, о красоте, строении и функционировании организма, о правилах безопасности поведения на улице и в помещениях.
- Развитие у детей стойкой привычки к спорту, физической культуре, зарядке.
- Учить рассказывать о ситуациях безопасности, как не нанести вред себе и другим людям, почему человек растет, почему нужно заботиться о своем теле, быть в ладу с самим собой.
- Воспитывать такие качества как: аккуратность, чистоплотность, общительность, красота, любовь, доброта, настойчивость, вежливость, воспитанность, образованность.
- Проводить беседы с детьми о полезной и вредной пище, прививать навыки ухода за собственными вещами, формирование представлений о правилах поведения за столом, учить соблюдать личную и общественную гигиену.
- Вырабатывать навыки самообслуживания, правила гигиены, контролировать свое самочувствие после физических нагрузках; уметь мыть руки, ноги, шею; уметь отдыхать, расслабляться; правильно и красиво есть, удобно сидеть за столом, не откидываться на спинку стула, не расставлять локти, пользоваться столовыми приборами, при необходимости вести беседу [1].
Таким образом, старший дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием физиологии организма, анатомии и психических функций, возникает потребность. Усвоение норм поведения, выработанных обществом, позволяет ребенку постепенно превратить их в свои собственные, внутренние, требования к самому себе. Старший дошкольник осознает правила сохранения здоровья, умеет их применять, объяснять другим людям. Велика в этом процессе роль семьи. А. А. Перминова, Е. А Кувалдина подчеркивали, что «крайне важно, чтобы обучение носило интегрированный характер и строилось на основе взаимодействия «семья – дошкольная организация». Повышение воспитательной возможности семьи по формированию здорового образа жизни, возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и дошкольной организации. Такое взаимодействие предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании и развитии личности ребёнка» [5].
Анализируя технологии и системы музыкально-эстетического воспитания, мы пришли к выводу, что большинство из них обладает здоровьесберегающим потенциалом.
- Музыкальная психотерапия. Впервые в нашей стране о значении музыки в воспитании ребенка заговорил в 1914 году академик В. Бехтерев, отметив необходимость приобщения к музыке детей с раннего возраста. Академик В.И. Петрушин создал формулы по измерению силы воздействия музыки на эмоциональную сферу ребенка: психологической устойчивости («Только смеяться»), расслабление и успокоение («Пальцы рук моих спокойны и расслаблены»), защита от беспокойства и плохих мыслей («Хочу быть спокойным»), позитивные мысли («Начинается мой новый день»), повышение самооценки и позитивного восприятия окружающих («Я – хороший, ты – хороший!»), радость («Я в хорошем настроении») [3].
- Танцевальная терапия. Движение, организованное музыкальными ритмами в танец, удваивает свои оздоровительные возможности. Танцевальное искусство совершенствует пластику, тренирует не только мышечную, но и сердечнососудистую и нервную системы и, при этом, обогащает духовно, воспитывая воображение и творческую фантазию, что подтверждено деятельностью педагогов-музыкантов Эмиля Жака-Далькроза, Л.Н. Алексеевой.
- Терапия вокальная. Пение - это чувствительный вид искусства, эффективный механизм снятия стресса, способствует созданию положительного эмоционального настроя, снижению проявлений аутизма, повышению коммуникабельности, развитию памяти. Упражнения (авторы А.Н. Стрельникова, Б.С. Толкачев) – это средства восстановления и оздоровления органов дыхания, волевое регулирования глубины дыхания (автор К.П. Бутейко), дыхательные гимнастики «Цигун», йогов «Пранаяма». Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и хорошее функционирование сердечно-сосудистой системы, потому что на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов, приходится большая нагрузка.
- Игротерапия соединяет творческое начало и игровую деятельность. При моделировании творческо-игровой ситуации навыки здорового образа жизни закрепляются эффективнее, рождается в процессе проведения игротерапии живая эмоция, она возникает при обыгрывании творческих заданий, неподдельный интерес в наблюдении за действиями партнера, импровизационность, таящая в себе эффект неожиданности.
Высокая степень оценивания способствует созданию эмоциогенности на занятиях по применению здоровьесберегающей технологии. Дети старшего дошкольного возраста должны постоянно ощущать себя счастливым, занимаясь музыкой дети должны получать эмоциональное удовлетворение, ощущать комфортность, защищенность, проявлять интерес к музыкальным произведениям и к музыкальным занятиям [3].
Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание обладает огромным потенциалом по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста благодаря силе эмоционального воздействия на ребенка, использованию здоровьесберегающих технологий в различных видах музыкальной деятельности.
Опытно-поисковая проходила в МБДОУ № 35 «Море» г. Феодосия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа), в исследование участвовало 26 детей (экспериментальная группа – 13 детей, контрольная группа – 13 детей).
Нами были сформулированы критерии оценки сформированности основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста (автор Т.Ф. Орехова) [6].
Когнитивный компонент отражает сформированность знаний о здоровье и его составляющих, здоровом образе и стиле жизни, способах оздоровления и повышения резервов здоровья как сложных социально-личностных и психофизиологических явлениях.
Знания о здоровье, здоровом образе жизни формируют правильное и осознанное отношение личности к здоровью во всех его проявлениях (физическом, психическом, нравственном), способствуют его сохранению и приумножению.
Эмоционально-волевой компонент включает ответственное и позитивное отношение к собственному здоровью; чувство удовлетворения и радости от здоровьесбережения, настойчивость в достижении цели по сохранению, укреплению и формированию своего здоровья.
Деятельностно-практический компонент предполагает овладение деятельностью, направленной на сохранение и приумножение своего здоровья.
Для определения уровня знаний о здоровье, здоровом образе жизни нами было проведено анкетирование. Детям предлагалось ответить (да, нет, не знаю) на следующие вопросы: Считаешь ли ты себя здоровым человеком? На твой взгляд здоровье необходимо человеку для успешной работы? Заботятся ли в твоей семье о здоровье? Передается ли здоровье по наследству? Может человек сам укрепить свое здоровье? Можно ли на морозе кричать?
Уровень сформированности культурно-гигиенических норм нами оценивался в процессе наблюдения за поведением детей в повседневной жизни, а также по ответам родителей на вопросы анкеты. Анкета включала следующие вопросы: Охотно ли ваш ребенок выполняет утренние процедуры? Приходится ли вам напоминать о них? Ваш ребенок моет руки перед едой? Как вы думаете знает ли ваш ребенок первоначальные приемы лечения при простуде? Понимает, как надо одеваться в разное время года? Имеет представление о закаливание, применяете ли вы сами закаливающие процедуры? Есть ли в вашей семье спортивное хобби? Как в вашей семье занимаются спортом?
После проведения констатирующего этапа исследования была выделена группа детей старшего дошкольного возраста, которая продемонстрировала не только низкий уровень знаний о здоровье, здоровом образе жизни, но и практически не принимала участия в овладение способами здорового образа жизни. Результаты анкетирования родителей показали, что в семьях экспериментальной и контрольной группы детей старшего дошкольного возраста вопросами здорового образа жизни, спорту уделяется недостаточное внимание.
После проведения констатирующего этапа исследования был сделан вывод о необходимости целенаправленной работы по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников.
На формирующем этапе исследования была реализована технология музыкально-эстетического воспитания по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
В ДОУ мы создали педагогические условия, обеспечивающие активное использование музыкального репертуара, в содержание которого включены произведения, знакомящие детей с основами здорового образа жизни, и включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
Работы физиолога И.М. Сеченова, показали, что трудовая деятельность и период времени после нее, утомление быстрее снимается не полным покоем, а активным отдыхом. Смена рода деятельности приводит к возбуждению ранее бездействовавших и более глубокому торможению утомленных центров [3]. Данное положение взято нами за основу при внедрении здоровьесберегающей технологии на музыкальных занятиях в ДОУ, способствующие повышению уровня сформированности представлений детей старшего дошкольного возраста о своем организме и необходимости бережного отношения к нему.
Музыкальный репертуар включал следующие темы: «Здоровье и питание», «Здоровье и движение», «Тело человека», «Органы чувств», «Культурно-гигиенические навыки», «Спорт и здоровье»
Тема «Здоровье и питание» включала раздел «музыкально-ритмические движения» с использованием хороводов: «У калинушки» Михайленко, «Соберем урожай» Вихаревой, «Веселый огород» Б. Можжевелова, «По малину в сад пойдем» Раздел «слушание» песни для беседы о полезных продуктах и вредных: «Наша каша хороша» М. Еремеева, «Вот какие кочаны» Львова - Компанейца, «Шоко-шоко-шоколад» Ермолаева, «Лягушонок» М. Парцхаладзе и др. В разделе «Пение» - песни для разучивания: «Веселый огород» Ю.Чичкова, «Песенка про манную кашу» Абелян, «Маленькая хозяюшка» Осетровой-Яковлевой, «Кто пасется на лугу» А. Пахмутовой, «Здравствуй, милая картошка» З. Роот и др. «Игры»: «Горошина» на музыку Красева, «Репка» р.н.м., «Что нам осень принесет» Левиной, «Соберем урожай» Насауленко.
Упражнения «Зарядка» автор Е. Тиличеева, «Танцуйте сидя» автор Б. Савельева, танцы «Веселые хлопушки» р.н.м., «Зимний танец» автор М. Старокадомский, игры «Запомни позу», «Неболейка», «С добрым утром», слушание музыкальных произведений «Митяй – лентяй» автор Е. Сиротина, «Лежебока» автор Г. Портнова, «Я лежу, болею» автор И. Пустыльника, «Мороз» Шульгина, «Про нашу зарядку» автор Н. Луконина, «Петь приятно и удобно» автор Абеляна способствовали повышению уровня знаний по теме «Здоровье и движение».
Для эффективного восприятия музыки нами закреплялись знания в процессе проведения беседы, мы провели беседу «Почему нельзя слушать громкую музыку», «Музыка в наушниках – вред или польза», развивали тембровый слух (уметь слышать, различать звуки, тембры музыкальных инструментов симфонического оркестра). При изучении песен акцент делали на то, что когда мы поем в хоре, ансамбле, мы должны слушать рядом сидящих, прислушиваться к общему пению, к аккомпанементу. В «музыкально-дидактических играх» решается задача – развитие тембрового слуха, умения узнавать голоса детей по тембру голоса.
Нами была проведена игра «Это я, узнай меня», ведущий игры находится в центре круга с закрытыми глазами. Все остальные передают платок. У кого в руке оказывается платок, пропевает фразу: «Это я, узнай меня». Ведущий узнает, кто произносит фразу, называя его имя. Игру можно усложнить, предложив изменять голос, силу голоса, регистр (т.е. высоким голосом или низким).
Тематика тем «Тело человека» и «Органы чувств» включали игры по формированию знаний по анатомии своего тела, по изучению органов обоняния: «Айболит», «Не боли», «Ладошки», «Что это?», «Покажи нос», «Повтори ритм», «Кто что слышит», «Спор гусенка и утенка», «Добрый бегемот», «Ветерок», «Зеркало», «Поговорим без слов», «Пушинка».
Для формирования культурно-гигиенических навыков мы играли с детьми старшего дошкольного возраста в игры «Умывание», «Водичка», «Потягушеньки», «Возьмем мишутку на прогулку», «Пришел мишка с прогулки», «Наведу чистоту». Тема «Спорт и здоровье»: игры: «Гимн здоровью», «Шаг и бег», «Игра в воде», «По тропинке».
Музыкальные игры нами были подобраны таким образом, что занятие можно было воспитателю проводить, не прибегая к помощи музыкального работника. Через музыкальные дидактические игры с детьми мы решали задачи валеологического и музыкального воспитания.
Первоначальное знакомство с нотами начинали с игры в «Прятки». Ребята отыскивали, какие нотки прячутся в окружающих их предметах: ДОска, РЕбенок, МИша, ФАртук, расСОЛЬник, Сирень. После того как мы обнаружили ноты в словах, нами была проведена игра «Кто, где живет», которая формировала первоначальное усвоение расположения семи нот на нотном стане. Мы также просили детей назвать домашний адрес, акцентируя внимание на номере квартиры и этаже.
Игра «Поезд» была направлена на усвоение длительностей нот (целой, половинной, четверти и восьмой), т.е. практическое овладение понятием через действие и общение вне конкретных знаний.
Динамические оттенки музыкального произведения нами изучались при проведении игры «Музыкальные ушки», где в центре игровой ситуации – «подсказка», воспользоваться которой могут дети с «музыкальными ушками». Игры носили произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирали игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствовал уменьшению конфликтных ситуаций, поддерживал дисциплину и соблюдению правил игры. Игры способствовали формированию познавательных процессов, наша роль как воспитателя заключалась в выявлении и эффективном использование образовательные и оздоровительные возможности, заложенные в играх.
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии, для этого используют дыхательную гимнастику. Формирующий этап исследования включал занятия по выполнению детьми дыхательной гимнастики (автор А.Н. Стрельникова). Разработанная педагогом-вокалистом гимнастика используется в профессиональной подготовке певцов и актеров, а также в работе с детьми с 2 лет и в лечебных целях. «Думая только о вдохе и позволяя вдоху уходить самопроизвольно, мы создали гимнастику, сохраняющую естественную динамику дыхания и тренирующую вдох, самый удобный для задержания. Он тренируется в движениях, подсказанных инстинктом самосохранения». Занятия дыхательной гимнастикой способствуют восстановлению носового дыхания, голоса, улучшает дренажную функцию бронхов; рассасыванию воспалительных процессов в легких, работе сердечно-сосудистой системы, исправлению опорно-двигательной системы (деформациям грудной клетки, искривлению позвоночника), восстанавливают деятельность ЦНС, повышают иммунитет.
Музыкально-эстетическому воспитанию способствовали народные песни, танцы, игры, содержащие материал по формированию основ здорового образа жизни старших дошкольников. В простой, а иногда и в шутливой форме они прививают детям не только чувство дружелюбия и товарищества, осуждают лень и тщеславие, но и знакомят детей с правилами ЗОЖ, учат детей заботиться о своем здоровье.
В регионах сохранились традиции песенно-танцевальной культуры. Во многих деревнях нашей области есть фольклорно-этнографические ансамбли. В казачьем песенном фольклоре отражено и богатырское раздолье, и задумчивость, и задушевность, и мягкость. Народные мелодии отличаются простым ритмом (чередование восьмых и четвертных нот). Музыкальная фраза заканчивается обычно четвертной нотой, что удобно для детского дыхания. Размер двух-, четырехдольный, а форма куплетная.
Таким образом, на формирующем этапе музыкальное воспитание в ДОУ было организовано с использованием здоровьесберегающих технологий (музыкальной психотерапии В.И. Петрушина, дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой, вокалотерапии и т.п.), игровых технологий, народного фольклора.
Проведя работу по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, мы приступили к повторной диагностике уровня сформированности основ здорового образа жизни. Детям предлагались модифицированные вопросы констатирующего этапа исследования.
Методика «Закончи предложение»: «Я считаю себя здоровым человеком, потому что………», «Здоровье необходимо человеку для плодотворной деятельности в области…….», «В моей семье заботятся о здоровье, так как….», «Здоровье человеку передаётся от родителей в виде……...», «Человек может сам укреплять своё здоровье следующими способами:……….».
Сравнительные результаты диагностики уровня сформированности основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице.
Таблица 1.
Группа |
Уровни |
|||||
Высокий, % |
Средний, % |
Низкий, % |
||||
Конст. |
Контр. |
Конст. |
Контр. |
Конст. |
Контр. |
|
Экспериментальная |
46 % |
85 % |
39 % |
15 % |
15 % |
0 % |
Контрольная |
54 |
69 % |
40 % |
23 % |
8 % |
8 % |
Представленные данные показывают, что в экспериментальной группе произошли более заметные изменения в сформированности представлений детей об основах здорового образа жизни, они знают, что такое здоровье, могли объяснить как его можно беречь и укреплять, зачем оно человеку нужно.
На вопросы анкеты по соблюдению культурно-гигиенических норм и владению способами здоровьесбережения ответы родителей показали, что в экспериментальной группе родители стали больше уделять внимания вопросам психического и физического здоровья своего и своих детей, интересуются здоровьесберегающими технологиями, применяемыми в музыкальном воспитании дошкольников. Это подтвердило важность и эффективность проделанной работы.
Таким образом, данные исследования показывают, что реализация технологии по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников в процессе музыкального воспитания способствовала: повышению интереса к здоровому образу жизни; повышению уровня знаний о факторах вредных для здоровья; повышению уровня организованности и саморегуляции; повышению активности на занятиях и в режимных моментах; повышению интереса и выполнение норм личной гигиены.