Современное развитие экономики России тесным образом связанно с использованием новых информационных и коммуникационных процессов. В связи с ростом значимости современных технологий, усложнением экономических отношений и глобализацией информационных технологий серьезно возрастает и проблема защиты информационных и интеллектуальных ресурсов [1]. На сегодняшний день, каждый из нас получает, отправляет, использует информацию личного и профессионального характера. В этом заключается актуальность проведенного нами статистического исследования, результаты которого нашли отражения в данной работе. В качестве основной цели исследования мы определили выявление способов защиты и уровня значимости информационной безопасности в современном мире, среди студентов и преподавателей института. В процессе проведенного статистического исследования, затрагивающего вопросы личной и профессиональнойинформационной безопасности граждан, был:
1) проведен опрос, который способствует выявлению показателей информационной защищенности студентов и преподавателей;
2) определена на основе результатов опроса модель, описывающая зависимость информационной безопасности личности от определяющих ее условий.
Статистическое исследование проводилось среди аудитории студентов – 214 человек, профессионального преподавательского состава – 43. Изучаемым группам было предложено ответить на 15 вопросов различного типа. На основе результатов исследования, и проведения математических тестов можно отметить следующее по двум исследуемым группам: студенты и профессорско-преподавательский состав.
I. Студенты:
Рис. 1. Пол студентов
Проанализировав данную диаграмму, можно прийти к выводу о том, что большую часть опрошенных студентов занимают лица женского пола. Это говорит о том, что женщины более заинтересованы в вопросе о информационной безопасности, чем мужчины, что в последствие также подтвердилось статистическими непараметрические показателями связи на основе коэффициентов ассоциации и контингенции.
Рис. 2. Место обучения студентов
Проанализировав диаграмму места обучения студентов, можно сделать вывод, что студенты экономического института, юридической академии и медицинского университета проявляют значительный интерес к исследуемой теме.
Рис. 3. Критичность информации для студентов
Проанализировав данные, собранные при анкетировании студентов, можно увидеть, что студенты больше опасаются разглашения личной информации, к которой относятся: фото, видео, сообщения. А потеря документов, статей, файлов, связанных с профессиональной деятельностью, для них менее критична.
Респондентов попросили оценить по пятибальной шкале уровнь защищённости и доверия к используемым ими информационным ресурсам. На основе средних оценок получены следующие результаты опроса (рис. 4).
Рис. 4. Средние оценки уровня защищенности и доверия к используемым ресурсам студентов
Таким образом, видно, что большее доверие студенты выражают зарубежному сайту Google. Среди социальных сетей большее доверие получил vk.ru, меньшее одноклассники. Говоря о мессенджерах, большую оценку имеет WhatsApp, но Viber отстаёт так же не на много. Это говорит о том, что каждый предпочитает то, что ему более импонирует.
С помощью коэффициентов ассоциации и контингенции мы смогли ответить на вопрос, существует ли взаимосвязь того, кто более часто теряет информацию, мужчины или женщины?
Таблица 1.
Потеря конфиденциальной информации
Пол |
Терял |
Не терял |
Всего |
Женский |
52 |
101 |
153 |
Мужской |
28 |
33 |
61 |
Всего |
80 |
134 |
428 |
После проведенных расчетов, получали следующие показатели. Коэффициент ассоциации (Кa) равняется -0,24471831, а коэффициент контингенции (Кk) равняется -0,111172344, так как данные величины являются абсолютными, следовательно, коэффициенты равны: Кa=0,24471831, а Кk=0,111172344.
Сравнив полученные результаты исследования с условиями коэффициента, пришли к следующим выводам. По абсолютному значению коэффициента (от 0 до 1) оцениваем количественную меру связи:
- если Кa= 0 – корреляция отсутствует (данные факторы между собой нейтральны);
- если 0,09 ≤ Кa ≤ 0,19 – статистическая взаимосвязь очень слабая;
- если 0,2 ≤ Кa ≤ 0,49 – статистическая взаимосвязь слабая;
- если 0,5 ≤ Кa ≤ 0,69 – статистическая взаимосвязь средняя;
- если 0,70 ≤ Кa ≤ 0,99 – статистическая взаимосвязь сильная [2].
Таким образом, на основании рассчитанных коэффициентов делается вывод о том, что между полом и частотой потери информации существует очень слабая, то есть практически не существует взаимосвязи потери конфиденциальной информации между мужчинами и женщинами.
При помощи коэффициентов Пирсона и Чупрова [3] можно проследить насколько значим вопрос информационной безопасности среди студентов различных ВУЗов города Саратова.
Таблица 2.
Важность вопроса информационной безопасности
ВУЗ |
Очень важен |
Важен |
От случая к случаю |
Не интересуюсь |
Итого |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
ССЭИ РЭУ им. Г. В. Плеханова |
28 |
38 |
23 |
7 |
96 |
РАНХиГС |
4 |
6 |
6 |
0 |
16 |
СГЮА |
16 |
14 |
10 |
3 |
43 |
СГУ им. Н. Г. Чернышевского |
2 |
1 |
2 |
0 |
5 |
СГАУ им. Н. И. Вавилова |
1 |
6 |
2 |
0 |
9 |
СГМУ им. В. И. Разумовского |
13 |
8 |
12 |
2 |
35 |
СГТУ им. Ю. А. Гагарина |
0 |
5 |
3 |
1 |
9 |
Другое |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Итого |
64 |
78 |
58 |
14 |
214 |
После проведенных расчетов, коэффициенты Пирсона и Чупрова равняется 0,73 и 0,62 соответственно. Таким образом, зависимость уровня интереса обучающихся в различных ВУЗах, является умеренной. Исходя из данных таблицы, видно, что студенты, учащиеся в экономическом и юридическом вузах, более заинтересованы в данном вопросе, чем, например, студенты медицинской направленности. Но, несмотря на это, их тоже интересует вопрос о значимости информационной безопасности, что доказывает истинность полученного результата.
II. Профессорско - преподавательский состав:
Рис. 5. Пол профессорско-преподавательского состава
Проанализировав данную диаграмму, можно прийти к выводу о том, что большую часть опрошенных преподавателей занимают лица женского пола. Это говорит о том, что женщины в настоящее время более озадачены вопросами о информационной безопасности, нежели мужчины.
Рис. 6. Место осуществления профессиональной деятельности
Проанализировав диаграмму места осуществления профессиональной деятельности, можно сделать вывод, что преподаватели экономического института, аграрного университета и института управления проявляют значительный интерес к исследуемой теме. Однако данная статистика может отражать неоднородность выборочных данных и сложность проведения опроса среди ППС.
Рис.7. Критичность конфиденциальной информации
Проанализировав данные из диаграммы, можно сделать вывод о том, что большинство преподавателей больше боится разглашения личной информации, к которой относятся: фото, видео, сообщения. А потеря документов, статей, файлов, связанных с профессиональной деятельностью, для них менее критична, но так же имеет большое значение.
Респондентов также попросили оценить по пятибальной шкале уровнь защищённости и доверия к используемым ими ресурсам. На основе средних оценок [4] получены следующие данные:
Рис. 8. Средние оценки уровня защищенности и доверия к используемым ресурсам преподавателей
Таким образом, видно, что большее доверие преподаватели выражают Российскому сайту yandex.ru. Среди социальных сетей большее доверие получил Facebook, меньшее одноклассники. Говоря о мессенджерах, большую оценку имеет WhatsApp, но Viber остается в приоритете. Это говорит о том, что каждый предпочитает то, что ему более импонирует.
С помощь коэффициентов ассоциации и контингенции мы также смогли ответить на вопрос, существует ли взаимосвязь того, кто более часто из ППС теряет информацию, мужчины или женщины?
Таблица 3.
Потеря конфиденциальной информации
Пол |
Терял |
Не терял |
всего |
Женский |
8 |
20 |
28 |
Мужской |
7 |
8 |
15 |
Всего |
15 |
28 |
86 |
После проведенных расчетов, получили следующие результаты Коэффициент ассоциации (Кa) равняется -0,37254902, а коэффициент контингенции (Кk) равняется -0,180952381, так как данные величины являются абсолютными, следовательно, коэффициенты равны: Кa=0,37254902, а Кk=0,180952381.
Сравнив полученные результаты исследования с условиями коэффициента по абсолютному значению коэффициента (от 0 до 1), мы оценили количественную меру связи [5].
- если 0,2 ≤ Кa ≤ 0,49 – статистическая взаимосвязь слабая;
Таким образом, на основании рассчитанных коэффициентов [6] делается вывод о том, что между полом и частотой потери информации для профессорско-преподавательского состава существует очень слабая связь. Это говорит о том, что и мужчины – преподаватели и женщины-преподаватели одинаково способны утрачивать нужную им информацию.
При помощи коэффициентов Пирсона и Чупрова [6] можно увидеть значимость вопроса информационной безопасности среди преподавателей различных ВУЗов города Саратова.
Таблица 4.
Важность вопроса информационной безопасности
ВУЗ |
очень важен |
важен |
от случая к случаю |
не интересуюсь |
итого |
ССЭИ РЭУ им. Г. В. Плеханова |
5 |
5 |
1 |
0 |
11 |
РАНХиГС |
5 |
6 |
1 |
2 |
14 |
СГЮА |
0 |
2 |
0 |
0 |
2 |
СГУ им. Н. Г. Чернышевского |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
СГАУ им. Н. И. Вавилова |
5 |
3 |
1 |
0 |
9 |
СГМУ им. В. И. Разумовского |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
СГТУ им. Ю. А. Гагарина |
1 |
0 |
2 |
0 |
3 |
Другое |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
Итого |
16 |
18 |
6 |
3 |
43 |
После проведенных расчетов, коэффициенты Пирсона и Чупрова равняются 0,79 и 0,59 соответственно. Таким образом, зависимость уровня интереса преподавателей в различных ВУЗах, является умеренной. [7] Исходя из данных таблицы, видно, что преподаватели, экономического, института управления и аграрного университета, более заинтересованы в данном вопросе, нежели преподаватели ВУЗов, у которых иная направленность, но нельзя утверждать, что для этих преподавателей не интересен вопрос значимости информационной безопасности, что доказывает истинность полученного результата.
Далее проанализировали, какую сумму готовы пожертвовать респонденты за сохранность нужной и важной для них информации?
Рис. 9. Готовность платить за безопасность
Наглядно результаты отражены на диаграмме. Мы лишь обобщим некоторые выводы:
1) Подавляющее большенство опрошенных (39,3%) не готовы дополнительно платить за обеспечение безопасности данных личного и профессионального харатера;
2) 12,6% от числа всех опрошенных готовы дополнительно ежемесячно потратить 100 рублей за сохранность их личной и профессиональной информации;
3) 8,17% от числа опрошенных могли бы платить 500 рублей в месяц за сохранение информации;
4) 7% - 300 рублей в месяц за сохранение информации;
5) 14,4% - готовы дополнительно потратить 150-250 рублей;
6) Все остальные опрошенные примерно в равных долях готовы платить от 10-50 рублей – 6,53%, и 1000-5000 тысяч – 12 %.
Проведенное нами статистическое исследование позволило обощить результаты и изложить полученные нами выводы:
1) Вне зависимости от возраста, потеря информации как личной так и профессиональной не связана с полом опрошенных;
2) Вопрос касающийся уровня значимости информационной безопасности как среди студентов, так и среди профессонально-преподавательского состава имеет умеренную связь, и это говорит о том, что вне зависимости от места обучения или работы данный вопрос одинаково важен.
3) Сравнивая категории респондентов, можно сделать общий вывод о том, что как студенты, так и преподаватели отдали меньшее предпочтение социальной сети одноклассники. Среди поисковых машин существует разница. Преподаватели больше доверяют yandex.ru, студенты же склоняются к Google.ru. Предпочтение по мессенджерам так же близки по доверию как студентам, так и преподавателям, и лидерами остаются по-прежнему WhatsApp и Viber,
4) Анализируя готовность опрошенных дополнительно платить за защиту информации можно сделать вывод, что общество на данном этапе уже понимает уровень значимости своей информации, то, что информация преобретает материальный вид, и она ценна. Но пока не изъявляют желания платить за ее сохранность, тк считают, что государство в достаточной степени защащает их данные .
Научный руководитель: Мендель Анна Владимировна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры математики и информатики Саратовского филиала РЭУ им. Г.В Плеханова, г. Саратов, Россия.