Полный текст статьи
Печать

Современный мир предлагает много различных видов интерактивного досуга и одним из наиболее популярных его разновидностей являются игровые приставки. Оставляя за рамками исследования вопросы безопасности такого увлечения, сосредоточимся на проблеме ценообразования игровых приставок. Последние относятся к объектам интеллектуальной собственности и обладают рядом особенностей в процессе их оценивания. Так, например, широчайшая классификация подобных объектов не только по назначению, но и по способам реализации продукта, позволяет использовать математические модели в процессе оценки стоимости [1]. Поэтому целью данной работы является изучение ценообразующих факторов и построение модели прогноза стоимости игровых приставок.

Согласно определению, игровая приставка – это специализированное электронное устройство, предназначенное для видеоигр. Для таких устройств, в отличие от компьютеров, запуск и воспроизведение видеоигр является основной задачей. Приставки можно разделить на домашние, которые используют телевизор, проектор или монитор компьютера в качестве устройства отображения; и портативные (карманные), которые имеют собственное встроенное устройство отображения.

Рынок игровых приставок развился из сравнительно простых электронных телевизионных игровых систем, таких как Pong, превратившись в наши дни в мощные многофункциональные игровые системы, которые состоят из следующих элементов:

  • Основной блок – корпус приставки, к которому подключаются остальные её элементы. Внутри корпуса располагается материнская плата, на которой установлен ряд микросхем, включая центральный процессор, крепится порт картриджа или привод оптических дисков.
  • Блок питания – подключается к бытовой сети переменного тока и питает приставку постоянным током.
  • Аудио-видео кабель, а также высокочастотный «антенный» кабель для подключения непосредственно к антенному гнезду телевизора – передаёт изображение с приставки на телевизор.
  • Игровые контроллеры – устройство ввода информации (джойстик, геймпад, руль, клавиатура, мышь и т. п.), позволяющее пользователю управлять приставкой и объектами на экране.
  • Носитель данных – большинство игровых приставок работает с играми, записанными на внешнем носителе, в качестве которого обычно выступает картридж или оптический диск.
  • Карта памяти – некоторые приставки используют съёмные карты памяти, на которые записываются файлы, например, состояние игры (так называемые «сохранения»).

Таким образом в качестве переменных модели были рассмотрены: y – стоимость приставки (тыс,руб.);  х1 – гарантия; х2 – качество; х3 – популярность; х4 – полный комплект (1 – полный, 0 – нет); х5 – уровень памяти; х6 – модель (1 – soni-3, 2 – soni-4; 3 – хbox360; 4 – one-3,4); х7 – цвет; х8 – стоимость ремонта (1 – дорого, 0 – нет); х9 – износ; х10 – торг.

Для анализа была составлена база данных на основе объявлений о продаже игровых приставок за сентябрь 2016 г. в Саратове. База данных составила порядка 70 записей, большая из которых (90% основной входной информации) использовалась для построения моделей, меньшая – для их тестирования.

Проводя первичный анализ базы данных в целом и строя для этого описательные статистики [2], было отмечено, что продукция игровых приставок на рынке г.Саратова пользуется популярностью sony playstation 4 с высокой памятью и в хорошем состоянии.

При проведении корреляционного анализа связи переменных [3], было отмечено, что наиболее значимыми на стоимость игровых приставок является модель (х6) и износ (х9) приставки. При этом первичный анализ выявил, что стоимость sony playstation 3-й модели варьируется от 7 до 14 тыс.руб., sony playstation 4-ой модели от 15 до 28тыс.руб., xbox360 от 6 до 13000 тыс.руб., xbox one от 19 до 30 тыс.руб. Больше всего на рынке предложений игровых приставок, является модель sony playstation 4-ой модели. Связей между экзогенными переменными выявлено не было, что, согласно теории, свидетельствует об отсутствии мультиколлинеарности.

Проводя регрессионный анализ, было получено МНК-методом уравнение линейной регрессии:

 

 

 

 

где в скобках указаны стандартные ошибки коэффициентов. Коэффициент же детерминации составил R2=0,9 и гипотеза о его значимости принимается.

При попытке убрать из модели переменные, оказывающие незначительное влияние на модель, а именно х1 – гарантия; х7 – цвет ; х8 – цена на ремонт; х10 – торг, было получено, что коэффициент детерминации вновь полученной модели составил R2=0,89, т.е. на 1% меньше, чем в первоначальной модели, следовательно, можно сделать вывод, что в совокупности эти четыре фактора оказывают незначительное влияние на ценообразование, поэтому их можно исключить из модели.

Анализируя построенное выше уравнение, можно отметить, что наиболее ценными факторами, оказывающими значительное влияние на увеличение стоимости игровых приставок, являются модель и износ приставки. Также увеличивают стоимость игровых приставок и влияющую на её цену, такие факторы как качество, популярность, уровень памяти.

Проверим ошибки модели на соответствие условиям Гаусса-Маркова. Поскольку математическое ожидание ошибок близко к нулю (М(Е)=-1,5*10-12), то выполняется первое условие Гаусса-Маркова.

Второе условие Гаусса-Маркова заключается в постоянстве дисперсий ошибок, т.е. в гомоскедастичности, которую можно проверить критерием Голдфелда-Квандта[4]: GQ=1,28<Fтаб=2,6 и GQ-1=0,78<Fтаб=2,6, то гипотеза о гомоскедастичности принимается.

Третье условие заключается в отсутствии автокорреляции остатков, что можно проверить тестом Дарбина-Уотсона [5]: DW=1,85 принадлежит отрезку от Du=1,77 до 4-Du=2,23, то гипотеза принимается и остатки независимы.

Четвертое условие заключается в нормальности остатков, что может быть проверено на основе коэффициентов асимметрии и эксцесса [6]:  и .

Таким образом, полученная модель адекватна и может быть использована в процессе определения стоимости приставок.

В качестве примера определим стоимость новой приставки sony playstation 4-ой модели с полным комплектом и большим уровнем памяти. Наш анализ показал, что такая модель является популярной (х3=2). Тогда её стоимость согласно полученной модели составляет 22650,8 руб. Ошибка аппроксимации данного прогноза составила 7,8%.

В качестве заключения можно отметить, что проведенный анализ выявил факторы, влияющие на размер стоимости игровых приставок, показал зависимость факторов от износа, популярности, а также модели игровой приставки. Полученные модели могут использоваться в процессе оценки рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности в рамках сравнительного подхода, поскольку в силу широкой классификации последних теория допускает использование математических моделей даже в процессе индивидуальной оценки интеллектуальной собственности. 

Научный руководитель: Тиндова Мария Геннадьевна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры прикладной математики и информатики Саратовского социально-экономического института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов, Россия