Полный текст статьи
Печать

В настоящее время одной из главных структур рыночной экономики считается банковская система. На сегодняшний день, коммерческие банки, предлагают своим клиентам множество различных банковских продуктов и услуг, в следствии чего, эта сфера банковской деятельности постоянно расширяется. Анализ деятельности коммерческих банков указывает на то, что для достижения конкурентных преимуществ необходим процесс внедрения инновации с помощью применении новых достижений науки, техники и технологии.

Исследовательские компании GfK и Marcs назвали самые интересные пользовательские сервисы, появившиеся в крупных российских финансовых организациях.

Самым популярным сервисом в городах с населением больше 100 тыс. человек стала возможность пополнять свою карту на сайте банка с карт других эмитентов. Эта услуга заинтересовала 48% респондентов.

Перевод с карты на карту по номеру карты имеет много различных названий: card2card, card-to-card, MoneySend, Visa Transfer, Visa Direct, C2C, манисенд, cи-ту-cи и т.д. Однако основная суть в одном: вводишь номер карты, срок её действия и cvc2(cvv2) код карты с которой отправляются деньги (карта-донор), а также номер карты, куда отправляются деньги, и саму сумму перевода.

Важно не путать межбанковские переводы (требуется указывать номер счёта, БИК банка, назначение платежа) с Card2Card переводами. Механизм у них абсолютно разный. Проще говоря, то межбанковские переводы совершаются при помощи ЦБ РФ, а С2С можно сравнить с обычными покупками по карте, которые происходят благодаря Международным Платёжным Системам (МПС: MasterCard, Visa) и НСПК МИР

На втором месте оказалась оплата покупок одним прикосновением мобильного устройства к терминалу у магазинной кассы. Технология бесконтактных платежей позволяет перечислять деньги за покупку, не вставляя карту в терминал, а поднося ее к считывателю на расстояние нескольких сантиметров. Вместо карты также может быть смартфон или специальный брелок.

Карты с такими функциями есть у всех ведущих платежных систем – MasterCard PayPass, Visa payWave и American ExpressPay. Также они сотрудничают с мобильными операторами и встраивают в них бесконтактные платежи с помощью Near Field Communication.

Внедрение карт MasterCard PayPass, Visa payWave и American ExpressPay и терминалов оплаты с поддержкой NFC началось в России с 2008 года. В 2012–2013 году к этому процессу присоединились российские операторы. МТС выпустил SIM-карту с поддержкой бесконтактных платежей в 2012 году, а за ним последовали «Мегафон» и «Билайн». В 2015 году Tele2 и «Тинькофф Банк» тоже запустили бесконтактные платежи.

NFC, это по сути беспроводная технология идентификации при помощи радиочастот  RFID  позволяет бесконтактно обмениваться  данными  между  мобильным  телефоном и считывающим устройством.  Теперь, банковские клиенты могут  осуществлять  безналичную оплату товаров  и  услуг  в  сегментах,  ранее  недоступных  для  карт,  пользоваться  бонусными  программами  торговых  сетей. 

Универсальные банковские решения на базе NFC Visa  payWave  или  MasterCard  PayPass  стремительно  развиваются  как  в  России,  так  и  за  рубежом.  Сегодня большинство банков,  эмитирующих  бесконтактные  карты,  позволяют  производить  платёж  до  1000  рублей  без  ввода  пин-кода  —  в  буквальном  смысле  слова  одним  касанием.

Карту с NFC-чипом не нужно  передавать  для  оплаты  кассиру  или  официанту  —  а  значит,  снижается  риск  дублирования  карты  и  совершения  с  ней  других  мошеннических  действий.  И, конечно, клиенты  банка  больше  не  будут  сталкиваться  с  неприятными  ситуациями  когда  «банкомат  карточку  съел»,  а  скорость  передачи  данных  значительно  увеличится.

Такие карты могут  стать  и  хорошим  маркетинговым  инструментом:  их  успешно  используют  в  программах  лояльности,  поскольку  на  чип  можно  запись  любую дополнительную информацию – про  акции,  скидки,  купоны, баллы и  т.п.

В России, по  данным  MasterCard,  уже  установлено  несколько  тысяч  терминалов,  поддерживающих  технологию  PayPass

На третьем месте – получение смс-уведомлений от банка о штрафах и налогах.

В первую пятерку инноваций входят сервис по сканированию данных платежей и других документов через камеру смартфона, позволяющий не набивать их вручную (29%).

Кроме того, инновационным сервисом в GfK и Marcs посчитали услугу моментальной (в течение 10 минут) выдачи неименных пластиковых карт в отделении банка (28%).

Клиенты всё больше ценят удобство доступа к банковским услугам в любом месте и в любое время.

Россияне всё больше и больше ценят мобильные технологии. Порядка 21% наших соотечественников используют мобильный банкинг, чаще всего, проверяя состояние счета, осуществляя национальные переводы и проверяя историю транзакций.

Следует подчеркнуть, что мобильные платежи, осуществляемые с помощью телефона, становятся всё более популярными. 35% российских интернет-пользователей хоть однажды, но платили данным способом, а 17% пользуются мобильными платежами, еженедельно.

Одним из распространенных  видов  инноваций  является  —  дистанционное  обслуживание  клиента.  Например, инфокиоски  и  сенсорные  терминалы,  ставшие  в  последнее  время  суперпопулярными.  Они  обладают  рядом  преимуществ,  такими  как:  простота  и  ясность  в  управлении,  получение  информации  или  услуги  без  ожиданий  в  очередях.  Но  такой  способ  лишает  сотрудников  банка  налаживать  личный  контакт  с  клиентами,  поэтому,  на  сегодняшний  день,  происходит  модернизация  банковских  учреждений,  основанная  на  дистанционной  визуальной  связи  с  клиентом.  И  эта  идея  может  быть  воплощена  в  виде  видеотерминалов,  которые,  впоследствии,  заменят  обычные  банкоматы.

Благодаря  появлению  «всемирной  паутины»  возникает  возможность  использовать  такой  вид  дистанционного  обслуживания  как  интернет-банкинг.  В  наше  время  использование  интернет-банкинга  достаточно  перспективно.  Интернет-банкинг  имеет  свои  плюсы:

1.  экономия  времени;

2.  любые  онлайн-платежи  проходят  без  задержки  и  без  личного  участия  владельца  счета;

3.  счета  контролируются  круглосуточно.

Он  дает  возможность  клиентам  использовать  свои  средства  для  торговли  на  фондовых  рынках,  получать  кредиты  и  вкладывать  деньги,  оформляя  интернет-депозит  онлайн  прямо  в  личном  кабинете  своего  аккаунта  на  сайте  банка.

Банки  все  реже  работают  с  рисками  в  сфере  инвестиций  —  все  сложнее  получить  серьезный  доход  на  фоне  общей  стабилизации  экономики  в  РФ.  Поэтому  выгоднее  использовать  новые  методы  привлечения  клиентов  и  создания  прибыли  через  сотрудничество  с  ними.  Одним  из  этих  методов  можно  считать  активную  работу  с  торговыми  площадками,  в  том  числе  и  транснациональными  (например,  NASDAQ)  —  таким  образом,  участие  клиента  в  торговых  отношениях  значительно  облегчается,  а  банк  получает  свою  прибыль  и  укрепляет  отношения  с  клиентами.

Формирование  инновационной  банковской  системы  в  России  только  начинается.  Чтобы  оказаться  на  высоком  уровне  в  условиях  инновационного  типа  развития,  необходимо  исходя  из  опыта  передовых  зарубежных  банков  и  прогноза  их  инновационного  развития  определять  приоритетные  направления  развития  банковской  техники.

Необходимо составление стратегических планов по внедрения банковских инноваций. Их основная цель – это достижение оптимального уровня конкурентоспособности на  основе  комплекса  согласованных  технологических,  экономических  и  управляющих  мероприятий.  Необходимо нацеливание  банка  на  постоянное  внедрение  новых,  более  совершенных  технологий,  продуктов  и  организационных  структур.

Для  успешной  конкуренции другими банками,  необходимо  повышать гибкость  и  адаптивность  к  рынку,  не менее важна автоматизация  банковских  процессов,  переход  на  новые  компьютерные  технологии  самообслуживания,  дистанционное  обслуживания,  использование  Интернета  в  системе  «банк-клиент»,  виртуальные  банковские  и  финансовые  технологии,  разработка  и  внедрение  новых  банковские  продуктов  (услуг)  на  базе  новых  технологий,  комплексное  использование  новых  информационных  и  коммуникационных  технологий для  электронного  маркетинга,  внедрение  инноваций  в  области  форм  и  методов  управления,  изменение  в  квалификации  работников.

Итак,  инновации  в  банковской  сфере  в  условиях  глобализации  -  необходимое обязательство  для  российских  банков.  Чтобы  выдерживать конкуренцию,  российские  банки  должны  ориентироваться  только  на  самые  передовые  технологии  и  продукты. 

Успешность внедренных инноваций напрямую влияют на банковское дело. Ведь они требуют немалых инвестиций, зато по итогу от их внедрения банк в дальнейшем получает огромное преимущество, которое проявляется в увеличении клиентской базы и конкурентоспособности. Таким образом, банки должны обязательно идти в ногу со временем, а для этого вовремя разрабатывать различные бизнес-процессы и обновлять программное обеспечение. Но не забывать о правильной маркетинговой стратегии, широкой рекламе новых продуктов, опытном использовании приемов менеджмента.

В настоящее время наблюдается определенная тенденция развития в области технологий. Банки стараются увеличить инновационные технологии в области безналичного денежного оборота, так как это удобно и привлекает новых клиентов. К тому же электронные деньги, закрепляют за банками, определенные обязанности, которые в свою очередь являются бессрочными. Поэтому необходимость дальнейшего развития именно безналичного оборота денег предоставляет банкам огромные перспективы.

БИНБАНК, входящий в топ-15 крупнейших кредитных организаций страны и активно развивающий бизнес на Дальнем Востоке, приступил к реализации нового проекта для региона: выпуск банковских карт для школьников.

 Запуск данного проекта подразумевает присоединение 5 школ города к программе и выпуск для учащихся мультифункциональной пластиковой карты «Юниор». Проект в первую очередь связан с воспитанием финансовой грамотности у школьников. Сегодня в более чем 400 российских школах данный проект уже успешно работает. Карты банк выпускает бесплатно детям от 6 до 17 лет. Ребята с помощью этой карты оплачивают обеды в школьных столовых и совершают покупки в других магазинах. А родители благодаря сервисам, которые «вшиты» в карту, получают сообщения не только о каждой операции ребенка, но и информацию о том, когда он добрался до школы или покинул ее. Карта одновременно работает со школьной системой пропускного контроля, что также способствует обеспечению безопасности в учебном заведении.

Также разработан инновационный проект для отечественных вузов. А именно, первого сентября в Новосибирском институте народного хозяйства был запущен кампусный проект. Это пластиковая карта для студентов, которая совмещает в себе функции студенческого и читательского билета, платежную карту и даже зачетную книжку.

Инновации  обеспечивают  развитие  во  всех  сферах  экономики,  в том числе  и  в  банковском  деле.  Они  способствуют  экономическому  росту,  развитию  и  структурным  сдвигам.  Электронные  инновации  в  банковской  сфере способны  успешно  развиваться  во всех  сферах  деятельности.  Ведь данный  вид  инновации  играет  немаловажную  роль  для  реализации  в  современных  условиях,  когда  информация  передается  в  электронном  виде,  на  любые  расстояния  и  в  любой  уголок  мира.  Все это значительно  экономит  время  и,  конечно,  сильно  упрощает  многие  задачи  клиентов.

Научный руководитель: Ксенофонтова Оксана Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и торгового дела», Тульский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россия