Экономическое развитие региона: туризм в Тульской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мартынова М. Г. Экономическое развитие региона: туризм в Тульской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 4. – С. 260–263. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770343.htm.
Аннотация. Настоящая статья «Экономическое развитие региона: туризм в Тульской области» является достаточно интересной и актуальной. В статье дается понятие туризма; рассматриваются основные классификации туризма, с возможностью применения конкретных видов туризма в Тульской области. Представлена оценка потенциала региона в сфере туризма. Определена значимость развития туризма Тульской области для экономики региона.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мартынова Мария Геннадьевна,студентка 1 курса, направление подготовки «Экономика»,Тульскийфилиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россия

Экономическое развитие региона: туризм в Тульской области

Аннотация.Настоящая статья«Экономическое развитие региона: туризм в Тульской области»является достаточно интересной и актуальной. В статье дается понятие туризма; рассматриваются основные классификации туризма, с возможностью применения конкретных видов туризма в Тульской области. Представлена оценка потенциала региона в сфере туризма.Определена значимость развития туризма Тульской области для экономики региона.

Ключевые слова:экономика, экономическое развитие, потенциал, туризм, туристическая индустрия, стратегия развития туризма, Тульская область.

Туризмв самом простом понимании означает временный выезд (путешествие) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства. Срок тура (путешествия) согласно законодательству РФ может варьироваться от минимума 24 часов до максимума 6 месяцев в течение одного календарного года. Условие тура –совершение не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.Существует множество оснований для классификации туризма:

выездной (связан с перемещением граждан одной страны за её границы);

въездной (представляет собой въезд иностранцев на территорию другого государства;

внутренний туризм(перемещение туристов внутри одной страны). Туризм, так же может быть: деловым, рекреационным, оздоровительным, медицинским, познавательным, спортивным, экстремальным, транспортным.

Из многочисленных видов туризма нас,в контексте выбранной темы,будет интересовать внутренний туризм.Развитие туризма в Тульской области является достаточно актуальной и важной проблемой, так как онанаходится в экономической плоскости. Благодаря развитию индустрии туризма поддерживается уровень жизни населения, создаются новые рабочие места, совершенствуетсясистема образования, система медицинского обслуживания населения, внедряются новые средства распространения информациии коммуникации.Существующая стратегия развития туризма в Тульской области на период до 2020 г. исходит из перспектив, определенных:

Федеральной целевой программой«Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011–2018 годы», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 года № 644,

Программой социальноэкономического развития Тульской области до 2015 года, утвержденнойЗаконом Тульской области от 7 мая 2011 года № 1560ЗТО.Кроме того, что стратегия развития туризма в нашем регионе сформирована в контексте стратегических направлений развития туризма в Российской Федерации, она так же, базируется намировых тенденций развития туризма.

Основным акцентом современной региональной политики в сфере туризмаявляется создание конкурентоспособных туристских кластеров. Кластер, как чисто иностранное явление –этообъединениекакихтородственных,близких,связанныхмеждусобойэлементов,например,организаций;компьютеров. В российском варианте кластер это помимо всего прочего взаимодействие работающих в однойобласти компаний с органами местной власти, финансовыми и научными учреждениями. Суть создания кластера в туризме региона сводится к тому, чтогруппа географически соседствующих взаимосвязанных культурноисторических организаций и учрежденийдействуют в определенной сфере и характеризуются общностью деятельности и взаимодополняют друг друга. Тульская область благодаря особому географическому расположению (центрстраны, близость к Москве, на линиях важнейших российских коммуникаций) и универсальному комплексу культурноисторических и природных достопримечательностей представляет значительный интерес для туристских посещений как российскими, так и иностранными гражданами.Потенциалом Тулы и области по праву являются: Тульский Государственный Музей Оружия ФГУ; музейусадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»; государственный музей усадьба В. Д. Поленова; Тульский музей самоваров; государственный музейзаповедник Куликово поле; Козлова засека; Богородицкий дворецмузей и парк; Тульский областной художественный музей; музей Тульский Пряник; историкомемориальный музей Демидовых; доммузей В.В. Вересаева; Тульский областной краеведческий музей; Тульские Древности МузейноВыставочный Центр;музей купеческого быта; мемориальный Музей Н.И. Белобородова; музей Филимоновская игрушка; историкоархитектурный и ландшафтный музей «Тульский Некрополь»; музей П.Н. Крылова.И это толькоосновнаячасть культурноисторического потенциала региона. Названные места всегда привлекали и продолжают привлекать туристов. Одновременнос большим количеством туристскоэкскурсионных объектов и достопримечательностей Тульская область широко известна своими санаторнокурортными и оздоровительными учреждениями. Помимо организаций санаторнокурортного профиля в регионерасположено большое количество пансионатов;баз отдыха, готовых в любое время года принять на отдых и оздоровление всехжелающих.В условиях растущего рынка туризм в Тульской области претендует на самостоятельную перспективную отрасль экономики региона. Используя для развития туризма в Тульской области имеющийся потенциал, необходимо отметить ряд его отличительныхпреимуществ:1)международная известность тульских брендов (Лев Толстой, Ясная Поляна, тульское оружие, тульский пряник, тульскийсамовар);2)общероссийская известность и значимость тульских брендов (Куликово поле, Поленово, Тульскийкремль);3)богатство и разнообразие культурного и природного наследия (исторические города и поселения –Одоев, Алексин, Венев, Епифань, Крапивна, Плавск, Богородицк, Чекалин (Лихвин), храмы, музеи);4)рекреационный потенциал биокомплексов среднерусской возвышенности;5)близость к Москве, на линиях важнейших российских коммуникаций (две федеральные автодороги и железная дорога «Москва–Юг»), близость к международнымаэропортам;6) положительная динамика развития Тульскойобласти;7) инвестиционная привлекательность Тульскойобласти.

На основе анализа характера туристских ресурсов Тульской области, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта приоритетными видами туризма в Тульской области на ближайшую перспективу станут:

культурноисторический,

познавательный,

рекреационнооздоровительный,

деловой, событийный.Существенным стимулом для повышения туристической привлекательности Тульской области стал ввод в эксплуатацию нового здания Тульского государственного музея оружия.Весомый вклад в увеличение туристического потока в Тульскую область позволят внести массовые мероприятия, приуроченные к празднованию юбилейных дат. Вместе с тем, недостаточная поддержка социального туризма требует создания полноценных условий (в том числе, соответствующей туристскойинфраструктуры), обеспечивающих потребности в туризме и отдыхе ветеранов, инвалидов и малоимущего населения региона, что в среднесрочной перспективе должно являться одной из основных целей, стоящих перед сферой туризма области.Большую работу предстоит осуществить в Тульской области по классификации объектов туристской индустрии в порядке, утвержденном Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 25 января 2011 года № 35 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи».На территории области должны функционировать эффективные механизмы помощи предприятиям туристской сферы в организации качественного обслуживания жителей Тульской области и гостей региона, а также единые стандарты, которые смогут гарантировать соответствующий уровень обслуживания. Это становится особенно актуальным с учетом предстоящего проведения в нашей стране Чемпионата мира по футболу в 2018 году.Придавая огромное значение развитию культурноисторического, познавательного туризма на территории Тульской области, существенное значение приобретает подготовка правил, методических рекомендаций по разработке туристских маршрутов и деятельности экскурсоводов, повышение профессионализма в изучении и подаче экскурсионного продукта.Задача государства, определенная в Стратегии развития туризма в Российской Федерации состоит в продвижении российского туристского продукта на внутреннем и мировом рынках.Отдельные объекты туриндустрии не имеют возможности проводить некоммерческую имиджевую рекламную кампанию всего региона, поэтому создание образа Тульской области как региона, благоприятного для туризма, является исключительно государственной задачей.Достижение целей Стратегии осуществляется на основе добровольного участия заинтересованных юридических и физических лиц, открытости и взаимовыгодного сотрудничества, базирующегося на принципах государственночастногопартнерства.В целях решения задач Стратегии привлекаются внебюджетные средства. Расходование средств бюджета Тульской области осуществляется в установленном порядке в пределах сумм, ежегодно направляемых на развитие туризма в Тульской области.Стратегия является основанием длявыработки единого согласованного взгляда с позиций органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих структур, заинтересованных в создании на территории Тульской области современного высокоэффективного конкурентоспособного туристского пространства.В целом реализация Стратегии должна способствовать достижению следующих результатов: увеличению поступлений в бюджет; привлечению инвестиций в туристскорекреационный комплекс; увеличению занятости и повышению доходов населения; созданию современной туристской инфраструктуры; увеличению внутреннего и въездного туристского потока; сохранению и популяризации культурноисторического наследия Тульской области.Таким образом, развитие туризма в Тульской области является перспективным и необходимым, так как оно оказывает стимулирующее действие на различные секторы экономики и способствует укрепление экономики страны в целом.

Ссылки на источники: 1. Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)» № 644 от 02.08.2011 (в ред. от 18.02.2014) // «Собрание законодательства РФ», 22.08.2011, № 34.2. Закон Тульской области от 07.05.2011 № 1560ЗТО «О Программе социальноэкономического развития Тульской области до 2015 года» (вред. от 18.10.2011) Принят Тульской областной Думой 28.04.20113. Приказ Минкультуры России № 1488 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями» от 03.12.2012 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 27 от 08.07.2013 г.

Научный руководитель: Рыжкова Ольга Владимировна,кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и торгового дела,

Тульскийфилиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г.Тула, РоссияOlga.ryzkova@mail.ru

Martynova Maria 1styear student, “Economics”,Tula Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Tula, Russia

Economic Development of the Region: Tourism in Tula Region

Abstract.The article deals with the concept of tourism, its main classifications, and thepossibility of usingspecific types of tourism in Tula region. It is quite interesting and relevantfor Tula region. The potential of the region in the field of tourismis analyzed. The importance of tourism development inTula region for the region's economyis justified.Key words: economy, economic development, potential, tourism, tourism industry, tourism development strategy, Tula region.

Scientific Supervisor: Ryzhkova Olga Vladimirovna,Candidate of Historical Sciences, Associate Professor,Department of Economics, Management and Trade,Tula Branch of Plekhanov Russian University of Economics, Tula, RussiaOlga.ryzkova@mail.ru