Полный текст статьи
Печать

Развитие мировой экономики на современном этапе характеризуется высокими темпами глобализации. Процесс глобализации подразумевает под собой интернационализацию социальных, экономических, политических, а также культурных процессов. Глобализация мировой экономики влечет за собой изменение характера производственного процесса. В настоящее время глобализация характеризуется следующими чертами:

1)    Интенсивное развитие технико-экономического потенциала стан;

2)    Углубление международного разделения труда;

3)    Изменение качественных показателей на финансовом рынке;

4)    Высокие темпы развития транснациональных корпораций;

5)    Развитие телекоммуникационных средств связи.

В условиях глобализации мирохозяйственных процессов более мобильными оказываются субъекты малого и среднего бизнеса, так как они являются более гибкими в условиях изменения конъюнктуры рынка.

Малый бизнес представляет собой форму организации экономической деятельности, задачей которой является поиск способов эффективного использования ресурсов в постоянно изменяющихся и неопределенных условиях экономики.

Важно отметить, что малый бизнес обладает высоким инновационным и экспортоориентированным потенциалом. Именно малый бизнес стабилизирует условия социально-экономического развития, создает новые рабочие места, а также обеспечивает максимальное удовлетворение потребностей населения страны.

Развитие малого бизнеса играет большую роль в развитии конкурентоспособности страны. Рассмотрим основные характеристики малого бизнеса:

1)    высокая гибкость организаций;

2)    высокий уровень мотивации к осуществлению инновационной деятельности;

3)    узкая специализация организаций;

4)    склонность к риску;

5)    высокая производительность труда;

6)    низкие издержки производства.

Изучим показатели малого предпринимательства в разных странах (табл. 1).


 

Таблица 1. Характеристика субъектов малого предпринимательства

 

 

Доля субъектов малого предпринимательства, %

Средний удельный вес занятых в малом бизнесе, %

Доля малого бизнеса в экспорте, %

 

2010

2015

2010

2015

2010

2015

Россия

41

46,4

21

26,3

39

42

США

97

98,4

59

63

38

42

Страны ЕС

98,2

98,7

72

74,5

69

73

 

На основе проведения сравнительной характеристики стран можно сделать вывод, что, чем выше доля малого бизнеса в экономике страны, тем выше уровень развития страны и степень ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Хотелось бы отметить, что в целом глобализация мировой экономики создает благоприятные условия для развития малого бизнеса, однако, она способна привести и к негативным последствиям.

К негативным последствиям глобализации на развитие субъектов малого бизнеса относятся:

  1. неравномерное распределение преимуществ глобализации между национальными экономиками;
  2. увеличение конкуренции на мировом рынке [1, с. 104];
  3. постоянно изменяющая конъюнктура рынка;
  4. быстрые темпы развития технологических и инновационных процессов.

Хотелось бы отметить, что 68% субъектов малого предпринимательства США прекращают свою деятельность в первые 5 лет своего существования, 62% малого бизнеса в странах Японии и 60% предприятий ЕС – в первые 10 лет. 73% малых предприятий Российской Федерации прекращают свою деятельность в течение двух лет своего функционирования.

Можно выделить факторы, которые предопределяют необходимость изменения условий функционирования субъектов малого бизнеса при глобализации. Такие факторы делятся на внутренние и внешние [2, с. 112].

К внутренним факторам относятся:

  1. некачественное управление в организациях,
  2. низкий уровень собственных оборотных средств,
  3. высокая степень износа оборудования,
  4. трудности в подборе квалифицированного персонала.

Внешние факторы, в свою очередь, могут быть условно разделены на национальные и мировые. К национальным относятся:

  1. существующие проблемы в нормативно-правовой базе,
  2. высокие темпы инфляции,
  3. низкий уровень финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства,
  4. высокая арендная ставка и т.д.

К мировым внешним факторам относятся:

  1. рост издержек, связанных с выходом предприятия на мировой рынок,
  2. ужесточение политики протекционизма,
  3. последствия финансово-экономического кризиса,
  4. увеличение конкуренции на мировом рынке,
  5. увеличение валютных и политических рисков.

Для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие малого предпринимательства в условиях глобализации мировой экономики во многих странах осуществляется политики поддержки субъектов малого предпринимательства. При реализации данной политики наиболее часто применяются экономические методы [3, с. 87]. Снижение налоговой нагрузки малых предприятий является косвенным методом поддержки субъектов малого предпринимательства:

  • вычет части прибыли организации из налогообложения;
  • инвестиционный налоговый кредит;
  • метод «патентное окно»;
  • налоговые каникулы;
  • инвестиционная налоговая скидка [4, с. 280].

Дабы повысить экспортную ориентацию субъектов малого предпринимательства, многие страны применяют такие инструменты, как расширение кредитных обязательств, предоставление экспортных кредитов и их страхование. Кроме того, проводится субсидирование предприятий-экспортеров, освобождение от пошлины, торговые льготы.

В условиях глобализации мировой экономики используются такие методы, как стимулирование развития инновационного потенциала, кооперация субъектов малого предпринимательства с крупными предприятиями.

При исследовании механизмов регулирования малого бизнеса в развитых странах можно выявить общие характеристики и возможности их применения в других странах.

Очевидно, что национальные меры государственного регулирования малого предпринимательства должны определяться конкретными целями в каждой стране, учитывая его исторические, политические, культурные, а также социально-экономические особенности.

Увеличение уровня конкуренции на мировой арене способствует качественным изменениям системы организации и управления бизнеса, которая постоянно меняется, адаптируясь к обострению конкурентной борьбы на мировом уровне.

В условиях усиления мировой конкуренции необходимо постоянно развивать инновационный потенциал предприятия, уделяя особое внимание производству качественной и экологичной продукции для повышения уровня конкурентоспособности предприятий малого бизнеса [5, с. 186].

России необходимо совершенствовать нормативную базу регулирования предпринимательской деятельности. Основными направлениями совершенствования выступают:

  1. совершенствование нормативно-правовых актов;
  2. устранение дублирования компетенций органов государственной власти;
  3. усиление контроля государственных органов малого предпринимательства;
  4. упрощение административных процедур;
  5. улучшение инвестиционного климата.

Для создания наиболее благоприятных условий функционирования субъектов малого бизнеса необходимо использовать следующие инструменты:

Приватизация государственной собственности для повышения роли частного сектора в экономике страны;

  • дифференциация налоговых ставок;
  • расширение льгот для субъектов малого предпринимательства;
  • расширение льгот на развитие инновационной и экспортной деятельности малого бизнеса;
  • расширение каналов финансирования;
  • воздействие установлению межфирменных контрактов;
  • повышение квалификации персонала.

Рассмотрим основные показатели деятельности субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации (табл. 2) [6, с. 53].

 

Таблица 2. Показатели деятельности субъектов малого предпринимательства

в Российской Федерации

 

 

2005

2010

2015

Число предприятий, тыс. шт.

979,3

1644,3

2103,8

Среднесписочная численность работник, тыс. человек

8045,2

9790,2

10789,5

Доля занятых в малом бизнесе, %

16,7

21

26,3

Оборот предприятия, млн. руб.

9633,6

18933,8

26392,2

Доля оборота малых предприятий, %

26,4

27,4

30,2

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

120,5

520,3

664,4

Доля инвестиций в основной капитал, %

3,4

7,2

4,9

Экспорт, млрд. долл.

1,2

3,3

7,2

Экспорт, %

32

39

42

 

Таким образом, можно сделать вывод, что доля занятых в малом бизнесе в общей численности занятого населения в 2015 году увеличилась на 9,6% по сравнению с 2005 годом. Доля оборота денежных средств субъектов малого предпринимательства за 10 лет (2005-2015 гг.) увеличилась на 3,8%. Удельный вес экспорта малых предприятий за 2005- 2015 год увеличился на 1,5%.

 

 

 

Рисунок 1. Сравнительный анализ показателей деятельности субъектов

малого предпринимательства в России, 2005-2015 гг.

 

Далее проанализируем структуру субъектов малого предпринимательства в России в 2015 году по видам экономической деятельности.

 

 

Рисунок 2. Структура субъектов малого бизнеса, %

 

Следовательно, доля предприятий оптовой и розничной торговли наиболее высока в структуре субъектов малого предпринимательства (38,8%), а наименьшую долю имеют предприятия добывающей промышленности (1%).

Таким образом, доля предприятий, функционирующих в сфере услуг, возрастает в настоящее время (более 66%).

Целями государственной политики развития и поддержки субъектов малого предпринимательства Российской Федерации являются:

  1. повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий;
  2. повышение темпов развития малого предпринимательства для улучшения социально-экономического положения страны.

 Основными направлениями реализации государственной поддержки малого бизнеса являются:

  1. ужесточение наказаний за нарушение антимонопольного законодательства;
  2. принцип невмешательства органов исполнительной власти в процесс функционирования конкурентной среды;
  3. создание равных условий конкуренции субъектов малого предпринимательства;
  4. усиление деятельности структур поддержки малого предпринимательства [7, с. 64].

Таким образом, субъекты малого бизнеса в условиях глобализации являются более мобильными, они обеспечивают занятость населения, а также высокий уровень развития инновационных технологий и экспорта. Каждое современное государство принимает меры для развития малого бизнеса в целях повышения своего социально-экономического развития.