Полный текст статьи
Печать

В настоящее время в России все большее значение приобретают вопросы стабильности, надежности, устойчивости банковской системы в целом и ее элементов - банков.

Под устойчивостью банка следует понимать такое его динамичное состояние, которое обеспечивает необходимую степень защиты от неблагоприятного воздействия внешних и внутренних факторов. -Устойчивость банка можно рассматривать как условие его прогрессирующего движения. Виды устойчивости банков можно классифицировать по ряду признаков, в том числе по характеру (экономическая, политическая, моральная устойчивость); исходя из общей ее оценки (реальная и мнимая устойчивость); по времени обеспечения (долгосрочная и краткосрочная устойчивость); по характеру сбалансированности (сбалансированная и с неустойчивым равновесием); по структуре (финансовая, организационная, кадровая, операционная, коммерческая устойчивость); по проводимой политике (постоянная или часто меняющаяся устойчивость в рамках общей концепции); с позиции равномерности развития банков (быстро развивающаяся, равномерно развивающаяся и неравномерно развивающаяся устойчивость); с позиции общественной полезности (общественно полезная и эгоистичная устойчивость).

Экономическая устойчивость банка во многом определяется финансовыми результатами его деятельности, уровнем принимаемых банком рисков в сочетании с его ликвидностью и доходностью.

Ликвидность (от лат ликвидуса. - Жидкий, текучий) в буквальном смысле означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей и прочих активов в денежные средства.

Для оценки совокупной ликвидности коммерческого банка нужно рассматривать стационарную ликвидность ( «запас», текущую ликвидность ( «поток») и перспективную ликвидность ( «прогноз»)

Таким образом, ликвидность баланса банка подразумевает моментную оценку состояния банка на определенную дату, т.е. ликвидность баланса есть составная часть ликвидности банка. При этом баланс коммерческого банка должен обеспечивать представление данных аналитического и синтетического учета в форме, приемлемой для расчета совокупной ликвидности банка. При несоблюдении второго условия может возникнуть ситуация, когда, обладая достаточно ликвидным балансом на определенную дату, банк тем не менее полностью или частично неликвиден.

На ликвидность и платежеспособность коммерческого банка оказывает влияние ряд факторов, которые можно разделить на макро- и микроэкономические.

На ликвидность и платежеспособность коммерческого банка влияют и микроэкономические факторы. К числу основных таких факторов относят ресурсную базу банка, качество вложений, уровень менеджмента, функциональную структуру и мотивацию деятельности банка.

Основным методом управления ликвидностью и платежеспособностью российских коммерческих банков (с позиций внутреннего и внешнего аудита) является соблюдение ими экономических нормативов Банка России.

Особое значение в обеспечении устойчивости банка имеет использования современных приемов менеджмента и маркетинга.

Под банковским менеджментом понимают управление деятельностью банка по различным направлениям, в том числе управление депозитными, ссудными, расчетно-кассовыми операциями, ликвидностью, доходностью банка, рисками в его деятельности, персоналом.

Цели коммерческого банка определяются с позиции его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.).

Наряду со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности, можно выделить качество и квалификацию менеджмента, его маркетинговую активность. Западные банки смогли сделать качественный скачок в развитии прежде всего благодаря прекрасно налаженному менеджменту и маркетингу.

Под маркетингом понимают вид деятельности по удовлетворению общественных потребностей посредством обмена. Маркетинг - это рыночная стратегия по созданию, продвижению и сбыту продуктов / услуг.

В нашей стране вопросы банковского менеджмента и маркетинга стали волновать банкиров относительно недавно.

Финансовое состояние банка — это комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.

Внутренний аудит предполагает оценку, контроль и анализ основных направлений деятельности банка с точки зрения самого банка, его представлений об эффективности работы, целесообразности проведения тех или иных банковских операций и оказания услуг, их доходности и пр.

Внешний аудит проводится центральным банком, другими коммерческими банками, налоговым органом, аудиторскими фирмами и прочими организациями, а также клиентами (реальными и потенциальными) коммерческого банка.

Весьма важен для банка не только внутренний анализ его деятельности, но и сравнение своих результатов работы с результатами работы других банков. В условиях рыночной экономики важно проследить также тенденции развития банковской системы на национальном уровне. Сегодня в России налицо дефицит аналитической информации о работе коммерческих банков. Поэтому важен рейтинг банков как основа для изучения их деятельности.

В каждой стране мира существует своя специфика проблем развития. Это в полной мере отражают национальные стратегии устойчивого развития. К началу XXI в. национальные стратегии устойчивого развития разработали десятки государств, которые относят к трем основным группам стран современного мира: развитым, развивающимся и странам с переходной экономикой.
Особый интерес представляет стратегия устойчивого развития США, самой мощной и авторитетной страны современного мира. Стратегия устойчивого развития США носит двуединый характер: на международной арене она предусматривает упрочение позиций лидирующей страны в решении глобальных проблем современности и рассматривается как один из важнейших инструментов американского воздействия на всю систему международных отношений, на национальном уровне – ориентирована на мобилизацию национального потенциала повышения эффективности функционирования экономики и социальных институтов.

В американской стратегии устойчивого развития определены десять целей: одна цель отражает международную ответственность США в просвещении глобальной политики устойчивого развития, остальные девять целей посвящены внутренним проблемам страны. Среди них: стремление к стабилизации численности населения США (демографическая составляющая устойчивого развития); поддержание экономического процветания США и рационального хозяйствования (экономическая составляющая устойчивого развития); сохранение природной среды и природных ресурсов (экологическая составляющая устойчивого развития), но ведущее место в стратег имеет социальная составляющая устойчивого развития, включающая четыре цели: обеспечение социальной справедливости и устойчивости социальной среды, равный доступ к образованию, вовлеченность граждан в процесс понятия решений по проблемам устойчивого развития. В социальном блоке целей устойчивого развития США кульминационной идеей является социальная справедливость. Концепция устойчивого развития США – это политика дальнейшего процветания и глобального лидерства. 

Вне международного контекста, стратегия устойчивого развития глубоко проработанная программа действий, направленная на повышении качества жизни населения посредством согласования и сбалансированных экономических, социальных и экологических процессов в стране и привлечение к этому образованных и обученных людей, движимых сознанием ной ответственности. 
Концепция устойчивого развития Канады также представляет большой интерес для всего мирового сообщества и, прежде всего, в силу того что Канада – одна из стран обладающих наилучшими стартовыми условиями для устойчивого развития (70% территории – ненарушенные экосистемы, высокий уровень социально-экономического развития). Канада с 1990 г. одной из первых стран в мире стала реализовывать национальную стратегию устойчивого развития – «Зеленый план». Стратегии устойчивого развития имеет каждое канадское федеральное ведомство, отраслевые стратегии устойчивого развития Канады координирует Министерство окружающей среды, которое ответственно и за разработку национальной стратегии устойчивого развития.

Федеральное правительство, правительства провинций и территорий имеют консультативные органы – «Круглые столы по вопросам охраны окружающей среды и экономическому развитию». Каждый круглый стол объединяет в своем составе представителей правительства, бизнеса, профсоюзов, образовательных учреждений, экологических групп и коренного населения. К примеру, Программа управления территорией р. Фрейзер – опыт регионального подхода к реализации стратегии устойчивого развития бассейна реки, в пределах которого проживает более 2 млн чел. Программа объединяет правительственные учреждения федерального, провинциального, и частного уровня, широкие слои местного и коренного населения. Сотни поселков и местных общин по всей Канаде разрабатывают планы и стратегии устойчивого развития.
На фоне Канады своей активной деятельностью по реализации основных положений устойчивого развития выделяется провинция Манитоба. В провинции принят Закон об устойчивом развитии. В центре провинции г. Виннипег действует неправительственный Международный институт устойчивого развития. В Виннипеге находится и постоянно действует секретариат Совета министров окружающей среды (СМОС) Канады. Основная цель СМОС – координация деятельности Министерств окружающей среды канадских провинций.
Решение институциональных проблем перехода к устойчивому развитию, основанное на широком привлечении к обсуждению и принятию соответствующих решений широких слоев общественности – важный опыт Канады, который имеет значение для многих стран мира.
 

В странах Европы основными целями устойчивого развития является высокое качество жизни, за счет эффективного решения экологических проблем и поддержания уровня жизни на уровне высоких социальных стандартов. Отличительная особенность европейских стран в реализации концепций устойчивого развития – значительная активность в создании местных Повесток дня на XXI в. широких слоев общественности, работников муниципальных органов, общественных организаций. Более 60% муниципалитетов Швеции и Дании, 20-60% муниципалитетов Великобритании, Нидерландов, Финляндии и Норвегии уже к 1998 г. имели собственные стратегии устойчивого развития. Пристальное внимание к местным проектам уделяется в странах Европы в силу того, что реализация программ устойчивого развития – действенный механизм предотвращения социального недовольства, позволяющий эволюционным путем решать возникающие проблемы и конфликты, а местные сообщества обладают наиболее полноценной информацией о проблемах развития, касающихся своей территории.

В европейских странах признается необходимость передачи ряда властных полномочий и административных обязанностей местной администрации - этот процесс получил название деволюции. Деволюция или локальная демократия – приближение правительств к нуждам местного населения, что полностью согласуется с задачами устойчивого развития. В большинстве стран Европы наблюдается интегрирование политики управления на национальном, региональном и локальном уровнях. Это сочетается с активным формированием общественного мнения, направленного на реализацию идей устойчивого развития путем средств массовой информации. В 1998 г. была принята стратегия устойчивого развития стран Балтийского региона «Балтийская Повестка 21″. Подобная стратегия стала одной из первых межстрановых стратегий устойчивого развития. В разработке и peaлизации стратегии принимали участие: Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Швеция и северо-западные регионы России. 

Устойчивое развитие в Японии стало органическим развитием экофильного природопользования, сложившегося в этой стране под воздействием экофильных религиозных представлений буддизма и синтоизма. Однако Япония, подобно США и странам Западной Европы, осуществляв эффективную социально-экономическую и экологическую политику (в стране действует более 14 тыс. экологических стандартов), стремится максимально использовать ресурсы других стран. На национальном уровне «локомотив» устойчивого развития в Японии - транспортно-ориентированное развитие. Планирование хозяйства, строительство жилья, объектов социальной инфраструктуры и новых городов ориентировано на железнодорожные магистрали. Железнодорожный транспорт рассматривается как экологически дружественный вид транспорта. Скоростной железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в экономическом развитии Японии, обеспечивая высокий уровень развития информационных и обменных (товарных интеллектуальных) процессов, и тем самым обеспечивая высокий уровень культурной однородности страны.

Специфика реализации идей устойчивого развития в Австралии заключается в пристальном внимании правительства к политике сбалансированного регионального развития – путем пересмотра сложившихся демографических, экономических диспропорций в размещении населения и производительных сил страны. Такой подход к устойчивому развитию нацелен на более полное освоение территории и более равномерное размещение производительных сил. Особое внимание в Австралии уделяется центрам устойчивого развития сельской местности». Такие центры организованы практически по всей стране в городках с населением около 1000 чел. В таких городках развивается разветвленная социальная инфраструктура, проводятся ярмарки и фестивали, праздники, работаю психологи, юристы. Центры устойчивого развития выступают как центры местного самоуправления и обеспечивают демократизацию общества.