Одной из проблем педагогической психологии на современном этапе является проблема психологического благополучия педагога, так как наряду с обучающимся, педагог является центральной фигурой образовательного процесса. В этой связи изучение феномена эмоционального выгорания как психологического явления приобретает большое значение. Ведь негативное влияние эмоционального выгорания на психофизическое здоровье снижает эффективность деятельности педагогов.
Профессия педагога оказывает деформирующее влияние личность. Академик РАМН П. И. Сидоров отмечает, что, по последним наблюдениям врачей, синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – это одна из самых распространённых проблем в среде педагогов. Выделяются три типа личностей, которым СЭВ угрожает в первую очередь.
- «Педантичный», характеризующийся добросовестностью, возведённой в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться на уроке образцового порядка.
- «Демонстративный», стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы.
- «Эмотивный», состоящий из впечатлительных и чувствительный людей, болезненно реагирующих даже на мелочи. Даже их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением [1]. Основными показателями этих деформаций являются консервативность, безапелляционность, закрытость в общении, излишняя властность и категоричность и др. Профессия, требующая постоянной отдачи, не оставляет времени на восстановление душевных сил, накапливается усталость и стресс, запускается механизм выгорания. Эмоциональное выгорание неразрывно связано и со становлением профессионализма.
Впервые термин «синдром эмоционального выгорания» в 1974 г. ввел в научный оборот американский психиатр Г. Фрейденберг, обративший внимание, что такое состояние развивается у людей, склонных к сочувствию, идеалистическому отношению к работе, склонных к мечтаниям, одержимых навязчивыми идеями. По данным, приведенным в работе М. Грабе, эмоциональному выгоранию подвержены профессии связанные с оказанием помощи – 40%, учителя – 30 %, управленцы – 10 % [2, с. 9].
По В. В. Бойко, эмоциональное выгорание – «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» [3, с. 64]. Профессиональное выгорание он отличает от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами – свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями. Основываясь на положении, что эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности, он выделил факторы, оказывающие влияние на этот процесс. Так к внешним факторам, провоцирующим «выгорание», автор относит: хроническую напряженную психоэмоциональную деятельность; дестабилизирующую организацию деятельности; повышенную ответственность за исполняемые функции и операции; неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности. К внутренним факторам, обусловливающим эмоциональное выгорание, отнесены: склонность к эмоциональной ригидности; интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности.
В.В. Бойко, рассматривая факторы эмоционального выгорания, выделяет социально-психологические, личностные, профессиональные. Но нельзя забывать и о влиянии социально-культурных факторов. Как показывают различные исследования, уровень эмоционального выгорания у людей, работающих в коммуникативных профессиях, всегда повышается в ситуациях социально-экономической нестабильности.
Эмоциональное выгорание – это процесс динамический и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. При эмоциональном выгорании легко выявляются все три фазы стресса: 1) нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента; 2) резистенция, то есть сопротивление, – человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; 3) истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса [3].
Базой для исследования был выбран педагогический коллектив ГБПОУ РО Зерноградский техникум агротехнологий. Ранее проводилось исследование на базе другой образовательной организации [4]. Анкетирование и тестирование проводились анонимно с использованием методики В. В. Бойко. В исследовании непосредственно принимали участие 25 педагогов, в возрасте от 28 до 65 лет (из них 7 мужчин и 18 женщин) со стажем работы от 4 до 38 лет. 12 % педагогов из числа испытуемых имеют среднее профессиональное образование и 88 % - высшее. Проведенная диагностика показала, что СЭВ полностью сформировался у 36 % тестируемых, в стадии формирования у 52 %, и синдром не сформировался у 12 %. Наибольшее количество педагогов находятся в фазах «резистенции» и «истощения» и лишь у трех испытуемых не наблюдается синдрома эмоционального выгорания. Значительная часть коллектива находится в фазе «резистенции», неполная сформированность которой позволяет при проведении определенной коррекционной работы справиться с негативными проявлениями СЭВ.
Таким образом, в результате проводимых исследований на было выявлено, что в коллективе ГБПОУ РО Зерноградский техникум агротехнологий подвержена синдрому эмоционального выгорания большая часть коллектива. Профилактические и лечебные меры при СЭВ, как отмечает П.И. Сидоров, во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении. Как врач ученый предлагает следующие рекомендации, которые смогут предотвратить возникновение СЭВ и достичь снижения степени его выраженности.
Определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пострадавший находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания).
Использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы).
Овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию).
Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с коллегами, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива.
Уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда её нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ).
Эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным).
Поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ.
В целях направленной профилактики СЭВ следует:
- стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
- проще относиться к конфликтам на работе;
- не пытаться быть лучшим всегда и во всём [1]. Существенная роль в борьбе с синдромом эмоционального выгорания психологами и врачами отводится, прежде всего, самому страдающему синдромом эмоционального выгорания.