В настоящее время учетная политика является основным внутренним документом, регулирующим порядок организации и ведения бухгалтерского учета на конкретном предприятии в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами – федеральными законами, положениями по бухгалтерскому учету, приказами и инструкциями Министерства финансов и министерства по налогам и сборам РФ.
Положения учетной политики каждого предприятия, действующего на территории Российской Федерации должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям целого комплекса нормативных документов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского и налогового учета. Кроме того, она должна обеспечить наиболее рациональное сочетание методов учета и оценки имущества и обязательств на конкретном хозяйствующем субъекте.
В соответствие с Федеральным законом № 402-ФЗ под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета» [1].
При разработке учетной политики предстоит решить следующие задачи.
- сделать бухгалтерский учет прозрачным и доступным в понимании, позволяющим осуществить анализ хозяйственной деятельности предприятия;
- создать оптимальную систему налогового учета;
- предусмотреть определенные направления минимизации налогов, не противоречащие действующему законодательству РФ;
- создать систему организации бухгалтерской службы, которая способствовала бы своевременному и четкому документообороту и учету информации.
Вновь созданная организация оформляет составленную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Учетная политика вновь созданной организации считается принятой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации) [3].
В соответствии с требованиями нормативных документов, изменение учетной политики может иметь место только в случаях:
- изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета (с целью более достоверного представления фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности или с целью уменьшения трудоемкости учетного процесса без снижения степени достоверности информации);
- существенного изменения условий деятельности организации (реорганизации, смены собственников, изменения видов деятельности и т.п.) [3].
Ответственным за формирование учетной политики является главный бухгалтер организации, а несет ответственность за ее содержание, безусловно, руководитель.
Условно всю совокупность решаемых с помощью учетной политики вопросов можно разделить на методические и организационно-технические.
Основные аспекты организации учета, подлежащие раскрытию в указанных разделах, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Совокупность вопросов, решаемых методом учетной политики
Содержание учетной политики может дополняться в случае начала осуществления новых видов деятельности, не предусмотренных настоящей учетной политикой.
Вполне очевидно, что отраслевая специфика накладывает отпечаток на организацию бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта. Соответственно, это должно найти отражение и в положениях учетной политике [5].
Так, совершенно по-иному, по сравнению с предприятиями, осуществляющими производственную деятельность, строится учетная политика торгового предприятия, а также предприятия, оказывающего услуги в сфере общественного питания.
Это обусловлено тем, что товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения. При этом разница между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается в бухгалтерской отчетности отдельной статьей. Если организацией принят такой порядок оценки товаров, следует соответствующим образом проработать рабочий план счетов – включить в него счет 42 «Торговая наценка» и, при необходимости, субсчета, открываемые к этому счету (например, по видам или группам товаров). Соответственно, меняется и схема отражения выручки от продажи товаров (на счете 90) [2].
Кроме того, следует иметь в виду, что особенности осуществления торговой деятельности обуславливают детальную структуру субсчетов, открываемых к счету 41 «Товары» (второго порядка – для учета товаров на складах, товаров в розничной торговле и тары; третьего порядка - по видам товаров или материально ответственным лицам и т.д.), а также субсчетов, открываемых к счету 44 «Расходы на продажу» (по видам затрат, включаемых в издержки обращения).
Планом счетов (Инструкцией по применению Плана счетов) установлена обязанность распределения расходов на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца) [2].
Функционирование предприятий и организаций различного типа в условиях рыночной экономики поставило новые задачи по совершенствованию управленческой деятельности на основе комплексной автоматизации управления всеми производственными и технологическими процессами, а также трудовыми ресурсами [4].
Для торговых организаций, осуществляющих расчеты наличными, как с населением, так и с юридическими лицами, также особое значение имеет регламентация ведения кассовых операций – использования контрольно-кассовых техники, инкассации выручки, учета выручки в виде переводов в пути.
Требование составления первичных документов сразу после окончания операции не распространяется на реализацию товаров, продукции, работ и услуг с применением контрольно-кассовых машин. Допускается составление первичного учетного документа не реже одного раза в день по его окончании на основании кассовых чеков.
Еще одним существенным отличием организаций торговли от организаций, оказывающих иные виды услуг, является необходимость регулярного списания потерь от недостач и порчи товаров, в том числе в пределах норм естественной убыли и посредством списания на счет виновных лиц. Эта особенность обуславливает необходимость уточнения рабочего плана счетов – в отношении субсчетов, открываемых к счетам 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», а также организации соответствующего документооборота [2].
Деятельность организаций общественного питания отличается от деятельности организаций торговли, в частности, тем, что помимо торговли товарами и готовой продукцией такие организации занимаются выпуском готовой продукции.
Следовательно, в учетной политике такой организации должны быть учтены особенности списания затрат (товаров и иных запасов, заработной платы с начислениями, амортизации и прочих расходов), формирования и списания себестоимости готовой продукции.
Если организация занимается выездной мелкорозничной торговлей собственной продукцией, необходимо учесть особенности нормативного регулирования данного вида деятельности (порядок передачи товаров и готовой продукции, порядок ведения кассовых операций, порядок отчетности материально ответственных лиц, порядок списания сумм нереализованной продукции или товаров с истекшими сроками хранения).
Ведение фактически двух видов деятельности (торговой и производственной) предполагает необходимость распределения расходов на продажу. Следовательно, в учетной политике организации общественного питания такой порядок должен быть определен [6].
Таким образом, специфика деятельности предприятий различных отраслей накладывает существенный отпечаток на порядок организации бухгалтерского учета в них. Это обстоятельство обязательно находит отражение в учетной политике производственных предприятий, сельхозпредприятий, торговых или строительных организаций.