Актуальность исследования экономической безопасности регионов на сегодняшний день очевидна. Условия развития субъектов России неравны, следовательно, возрастают дополнительные угрозы для экономической безопасности страны в целом. Помимо факторов, влияющих на социально - экономическое развитие всех регионов в равной мере, выделяются и такие особенности, которые связаны с деятельностью регионов индивидуально: природно - климатические, ресурсные и географические; особенности управления; тарифы и ставки на энергоресурсы. Именно поэтому постоянный мониторинг экономической безопасности региона является одной из первостепенных задач местных органов власти.
Состояние экономики, отвечающее требованиям экономической безопасности Российской Федерации, должно характеризоваться определенными качественными критериями и параметрами (пороговыми значениями), обеспечивающими приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, военно-политическую стабильность общества, целостность государства, возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз [1].
В авторском понимании экономическая безопасность представляет собой совокупность факторов, определяющих состояние защищенности важных личностных, общественных и государственных интересов; а также как способность и готовность экономики субъектов и страны в целом к улучшению экономических показателей, обеспечивая при этом противостояние внутренним и внешним угрозам.
На экономическую безопасность регионов оказывают влияние не только внутренние угрозы безопасности развития, но и внешнеполитические и внешнеэкономические факторы (рисунок 1).
Рисунок 1 – Классификация угроз региональной экономической безопасности [2, c.12]
При рассмотрении уровня экономической безопасности субъектов РФ особый интерес представляет Ростовская область как перспективный субъект экономического развития Юга России.
Стратегия экономической безопасности области заключается в определении характера внешних и внутренних угроз ее экономическому благополучию, в формировании банка данных об условиях и факторах, представляющих опасность для жизненно важных экономических интересов населения региона, субъектов рынка и создании действенного механизма реагирования органов власти на выявление угрозы экономической безопасности.
Среди макроэкономических угроз безопасности региона в первую очередь следует выделить: отсутствие единой региональной политики федерального центра; нарушение системы финансового обеспечения регионов; неэффективная реализация федеральных и региональных экономических проектов; деградация природной среды в национально-государственном масштабе; криминализация экономики; снижение уровня жизни населения; потеря позиций на межрегиональных рынках. Среди угроз внутреннего характера (т.е. мезоуровня экономики) следует выделить потерю воспроизводственной независимости, потерю внутреннего рынка, утрату продовольственной независимости, неэффективность исполнения регионального бюджет [3].
Измерение и оценка экономической безопасности области осуществляется на базе анализа основных показателей, оценки темпов роста на уровне региона, прогнозирование их изменения и динамики; проводится экспертная оценка для описания количественных и качественных характеристик исследуемых процессов; анализ и обработка сценариев; используются методы оптимизации, распознавания образов, теоретико-игровые методы многомерного статистического анализа и др. В качестве основы для сравнительной характеристики экономических показателей региона с пороговыми значениями используется таблица индикаторов (таблица 1).
Таблица 1
Индикаторы экономической безопасности региона [4, c.83]
№ |
Название индикатора |
Пороговое значение |
|
Проекция «Экономическое развитие |
|
1 |
ВРП на душу населения, тыс.руб. |
≥413,2 |
2 |
Годовой темп инфляции,% |
≤6 |
3 |
Инвестиции в основной капитал, % к ВРП |
≥25 |
4 |
Степень износа основных фондов промышленных предприятий, % |
≤50 |
5 |
Сальдо внешнеторгового баланса, % к ВРП |
≥ -4 и ≤ 8 |
6 |
Сальдо консолидированного бюджета региона, % к ВРП |
≥ -3 и ≤ 4 |
|
Проекция «Социальное развитие» |
|
7 |
Отношение среднедушевых доходов населения к прожиточному минимуму, раз |
≥3,5 |
8 |
Отношение средней пенсии к средней заработной плате, % |
≥40 |
9 |
Уровень безработицы по методологии МОТ, % |
≤4 |
10 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
≥80 |
11 |
Размер жилья на одного жителя, м2 |
≥25 |
12 |
Средства на здравоохранение, образование и социальную политику, % к ВРП |
≥15 |
|
Проекция «Инновационное развитие» |
|
13 |
Доля отгруженной инновационной продукции во всей отгруженной продукции промышленности, % |
≥30 |
14 |
Число лиц, занятых научными исследованиями и разработками на 10тыс. занятого населения |
≥120 |
15 |
Внутренние затраты на научные исследования и разработки, % к ВРП |
≥2,2 |
16 |
Интенсивность затрат на технологические инновации (отношение затрат на технологические инновации к объему выпущенной продукции), % |
≥3,2 |
17 |
Число поданных заявок на изобретение и полезные модели на 10тыс. населения |
≥15 |
|
Проекция «Экологическое развитие» |
|
18 |
Сброс загрязненных сточных вод, тыс.м3/км2 |
≤0,3 |
19 |
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, т/км2 |
≤0,5 |
20 |
Лесовосстановление (доля восстановленных лесов, %) |
≥0,15 |
Перечень пороговых значений может включать множество индикаторов. С их помощью можно определить предельный уровень отклонения параметров хозяйственно - экономического развития области и отдельных отраслей деятельности. Применяя пороговые значения возможно спрогнозировать угрозу и вовремя отреагировать на нее.
Таблица 2
Оценка экономической безопасности Ростовской области по существующим индикаторам (составлено авторами)
№ |
Название индикатора |
Пороговое значение |
Значения по Ростовской области |
|
Проекция «Экономическое развитие |
|
|
1 |
ВРП на душу населения, тыс.руб. |
≥413,2 |
1171,8 |
2 |
Годовой темп инфляции,% |
≤6 |
12,1 |
3 |
Инвестиции в основной капитал, % к ВРП |
≥25 |
24,8 |
4 |
Степень износа основных фондов промышленных предприятий, % |
≤50 |
40,5 |
5 |
Сальдо внешнеторгового баланса, % к ВРП |
≥ -4 и ≤ 8 |
0,04 |
6 |
Сальдо консолидированного бюджета региона, % к ВРП |
≥ -3 и ≤ 4 |
-1,25 |
|
Проекция «Социальное развитие» |
|
|
7 |
Отношение среднедушевых доходов населения к прожиточному минимуму, раз |
≥3,5 |
3,4 |
8 |
Отношение средней пенсии к средней заработной плате, % |
≥40 |
44 |
9 |
Уровень безработицы по методологии МОТ, % |
≤4 |
6 |
10 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
≥80 |
71,9 |
11 |
Размер жилья на одного жителя, м2 |
≥25 |
23,6 |
12 |
Средства на здравоохранение, образование и социальную политику, % к ВРП |
≥15 |
10,7 |
|
Проекция «Инновационное развитие» |
|
|
13 |
Доля отгруженной инновационной продукции во всей отгруженной продукции промышленности, % |
≥30 |
14,3 |
14 |
Число лиц, занятых научными исследованиями и разработками на 10тыс. занятого населения |
≥120 |
84 |
15 |
Внутренние затраты на научные исследования и разработки, % к ВРП |
≥2,2 |
1,2 |
16 |
Интенсивность затрат на технологические инновации (отношение затрат на технологические инновации к объему выпущенной продукции), % |
≥3,2 |
1,38 |
17 |
Число поданных заявок на изобретение и полезные модели на 10тыс. населения |
≥15 |
11 |
|
Проекция «Экологическое развитие» |
|
|
18 |
Сброс загрязненных сточных вод, тыс.м3/км2 |
≤0,3 |
2,36 |
19 |
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, т/км2 |
≤0,5 |
1,63 |
20 |
Лесовосстановление (доля восстановленных лесов, %) |
≥0,15 |
0,9 |
Анализ индикаторов экономической безопасности Ростовской области показывает, что в части "Экономическое развитие" большинство рассчитанных показателей лучше, чем пороговое значение индикаторов. Это касается ВРП на душу населения, степень износа основных фондов, сальдо внешнеторгового баланса и сальдо консолидированного бюджета области. Уровень инвестиций в основной капитал близок к пороговому значению. Но, при этом, годовой темп инфляции в 2 раза превышает пороговое значение.
Результаты расчетов индикаторов по проекциям, отражающим социальное, инновационное и экологическое развитие свидетельствуют о проблемах региона по данным направлениям. Такие социальные индикаторы, как уровень среднедушевых доходов, уровень безработицы, ожидаемая продолжительность жизни, обеспеченность жильем, а также затраты на здравоохранение, образование и социальную политику не достигают пороговых значений индикаторов.
Особые проблемы региона связаны с инновационным развитием - ни один из показателей не превысил порогового значения, что говорит о неудовлетворительной политике региона в части инноваций.
Индикаторы проекции "Экологическое развитие" говорят о значительных выбросах в атмосферу и сбросах в сточные воды загрязняющих веществ, что негативно влияет окружающую среду региона.
Главная реальная угроза экономической безопасности региона исходит от системного кризиса, основанного на исторически сложившейся экономической системе и являющегося следствием ряда экономических и организационно-правовых просчетов, представляется целесообразным принять в качестве определяющего ядра системы мер по предотвращению угроз региональной безопасности сценария преодоления кризисной ситуации. Основу такого сценария составит решение таких этапных задач как:
- перераспределение объемов и каналов финансирования между кризисными и эффективными отраслями (депрессивными и развивающимися территориями) области в пользу последних;
- концентрация инвестиций в отраслях (и районах) повышенной конкурентоспособности для эскалации их рыночной активности с целью притока финансовых ресурсов для подъема кризисных отраслей и территорий;
- выведение кризисных отраслей и территорий из состояния стагнации;
- вовлечение кризисных отраслей и депрессивных территорий в сферу экономической активности отраслей и районов, обладающих высоким потенциалом развития.
Кроме того, для усиления экономической безопасности Ростовской области начиная с 2015 года, создается благоприятная площадка для развития МСП, что способствует налаживанию инвестиционного климата региона и привлечению денежных ресурсов мелких инвесторов.
Для повышения действенности механизмов социальной защиты Правительством Ростовской области осуществляются действия по применению комплекса мер, оказывающих воздействие на повышение межотраслевой и территориальной мобильности жителей региона.
Надзор и мониторинг экономической безопасности на правовом уровне в Ростовской области курирует Управление экономической безопасности и противодействия коррупции, в задачи которого входит:
1) борьба с коррупцией, в том числе в выборных органах государственной власти, федеральных органах исполнительной власти, в органах власти Ростовской области, в негосударственном секторе экономики, госкорпорациях, внебюджетных фондах и общественных организациях, при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд;
2) защита бюджетных средств, в т. ч. по линии налогообложения;
3) подрыв экономических основ организованной преступности;
4) противодействие легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путём;
5) декриминализация высокодоходных отраслей экономики, а также выявления и пресечения противоправной деятельности на объектах первоочередной оперативной заинтересованности;
6) обеспечение возмещения причиненного материального ущерба в полном объёме по преступлениям, расследование по которым окончено [5].
Таким образом, подводя итоги изучению уровня экономической безопасности Ростовской области, можно сделать вывод, что анализ индикаторов экономической безопасности Ростовской области показывает: руководству региона необходимо большее внимание уделять социальной политике, развитию инновационной деятельности и охране окружающей среды. На сегодняшний день в регионе предусмотрено большое количество мероприятий по обеспечению экономической защищенности. Разработка территориально - отраслевых, сельскохозяйственных, инновационных и других антикризисных программ, при их успешной реализации поспособствуют благоприятному развитию различных отраслей деятельности.