Главное богатство любого предприятия – это, конечно же, сотрудники, вряд ли кто не согласится с данным утверждением. Но, каким бы хорошим и трудоспособным не был персонал, основную работу выполняют специалисты. И поэтому, очень важно уделять внимание именно управлению персоналом.
Долгие годы «управление персоналом» использовалось для описания функций управления, которые предполагали найм, развитие, обучение и ротацию персонала.
В настоящее время, управление персоналом представляет собой вид определенной деятельности по руководству людьми, направленный на достижение конкретных целей предприятия, путем применения человеческого труда, таланта и наилучшего опыта, с учетом нужд и потребностей сотрудников [1].
Рассмотрим 3 подхода к управлению персонала, которые выделил российский ученый Л.И. Евенко (таблица 1) [2].
Таблица 1
Подходы к управлению персоналом
Подход |
Значение |
Экономический подход
|
ведущую роль играет не управленческая подготовка персонала на предприятии, а техническая (в общем случае инструментальная, то есть ориентированная на получение трудовых навыков). По сути, организация – это совокупность механических отношений и, соответственно, она должна функционировать как отлаженный механизм: надежно, алгоритмизировано, предсказуемо и достаточно эффективно. |
Организационный подход |
шаблон для описания организационной реальности принцип работы мозга («организация подобна мозгу, обрабатывающему информацию»), дала возможность представить организацию как совокупность частей, соединенных линиями управления, контроля и коммуникации. |
Гуманистический подход
|
процедура формирования реальности, позволяющей людям наблюдать и разбираться в событиях, ситуации, действиях определенным образом и придавать значение и смысл своему персональному поведению. |
Важно определить стратегии управления персоналом:
1) подбор сотрудников;
2) оценка персонала и его повышение квалификации;
3) материальное и нематериальное стимулирование;
4) дальнейшее развитие.
Объектом управления являются трудовые коллективы, работники, рабочие группы. Субъектом управления выступает руководитель предприятия.
Поэтому, в частях МЧС с малой численностью, руководитель сам решает управленческие вопросы. Но, чем больше объем, тем сложнее ему справиться с кадровыми задачами. Для этого вводится должность, которая занимается управлением персоналом. Это может быть: Заместитель руководителя или начальник по работе с кадрами. А если штатная численность возрастает, то специально создается кадровая служба, которая занимается квалифицированным управлением сотрудников [3].
Для того, чтобы увидеть систему управления персоналом в частях МЧС России, необходимо рассмотреть конкретные цели в организации (таблица 2).
Таблица 2
Цели системы управления в частях МЧС России
Цель |
Значение |
Организация работы с учетом новых технологий |
Усовершенствование кадровых процессов, а так же информационного обеспечения; развитие организационного аппарата подразделений МЧС; внедрение компьютерных технологий. |
Планирование и прогнозирование персонала |
Исследование развития персонала в МЧС; выявление научнообоснованных нормативов кадрового обеспечения; прогнозы деловой карьеры сотрудников частей МЧС. |
Стимулирование персонала |
Исследование рабочего процесса сотрудников, совершенствование моральной и нематериальной мотивации; улучшение социально-психологического климата личного состава МЧС России. |
Учитывая особенности деятельности работников МЧС, проблемы в управлении персоналом в частях МЧС России проявляются в следующих положениях:
1) недостаточное развитие у персонала экономического мышления, а так же ответственности за принимаемые решения и конечный результат работы;
2) минимальное развитие мировоззренческого взгляда у работников различных должностей;
3) неполное преобразование в системе подбора кадров руководителей;
4) слабо развиты потребностно - мотивационные факторы кадровой работы;
5) не выработаны научно - обоснованные подходы к управлению персоналом.
Отметим, что в настоящее время, в частях МЧС России большое внимание стало уделяться личности сотрудника и его знание и опыт, умение формировать и направлять всю результативность своей деятельности на выполнение конкретных задач организации.
Кроме того, к решению управленческих проблем должны применяться методы, позволяющие обеспечить структуры МЧС кадрами, готовыми к осуществлению задач, стоящих перед работниками (рисунок 1) [3].
Решение управленческих проблем
Рисунок 1 – Методы решения управленческих проблем в МЧС России
Таким образом, управление персоналом, впрочем, как и организацией в целом, является необходимым элементом взаимодействия, так как всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравнительно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управлении, которое устанавливает согласованность между индивидуальными работами и выполняет общие функции, возникающие из движения отдельных органов.
В соответствии с этим, службы управления персоналом в подразделениях МЧС России должны быть направлены на применение современных методов и подходов, а так же новых принципов управления персоналом в организации. А так же формирование механизма функционирования в непредсказуемых условиях предприятия. Но прежде всего, необходимо разработать новую технологию и методологию управления персоналом.