В настоящее время предприятия может не только не получить желаемую прибыль от продажи или услуги, но и потерять все то что она имеет, так как оно не позаботилось о минимизации своих рисков и решении отрицательных последствий [1].
Риск - это, неопределённое событие или условие, которое в случае возникновении имеет позитивное или негативное воздействие на репутацию компании, приводит к приобретениям или потерям в денежном выражении.
Риски могут быть нескольких видов
- допустимым – это риск который у которого есть угроза потери всей прибыли от реализации какого либо проекта;
- критическим –, это когда невозможно получить прибыль и невозможно покрыть убытки за счет средств предприятия;
- катастрофическим – когда происходит потеря имущества, капитала и происходит банкротство предприятия.
В предпринимательском риске невозможно проанализировать все факторы, которые могут повлиять на деятельность предприятия и его развития. Но с другой стороны неопределенность помогает разработать несколько возможных вариантов решения этих задач.
К внутренним относятся риски, обусловленные деятельностью самого предприятия и его контактной аудитории.
Риски классифицируются и по сферам проявления:
- производственная;
- коммерческая;
- финансовая;
- посредническая;
- страхование.
Чаще всего выделяются первые три классификации в соответствии со сферами предпринимательской деятельности.
Для того чтобы предприятие могло функционировать на рынке товаров или услуг и приносить прибыль, руководителю (директору) необходимо анализировать риски своей предпринимательской деятельности.
Предпринимательство или предпринимательская деятельность - экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров или оказания услуг [2].
В процессе деятельности предприятия, руководитель может столкнуться с различными рисками в своей отраслевой деятельности. Для того чтобы было удобно и быстрее провести анализ рынка, риски классифицировали.
Риски делятся на внешние и внутренние в зависимости от факторов возникновения:
К внешним факторам относятся:
- природно-климатические;
- демографические;
- хозяйственные;
- экономические;
- технологические;
- научно-технические
- политические;
- социальные.
К внутренним факторам относятся:
- информационные;
- производственные;
- ресурсные;
- коммерческие.
Природно-климатический риск связан с природными стихийными силами такими как ураган, землетрясение, буря, наводнение и так далее
Хозяйственные риски связаны с деятельностью другого предприятия.
Методов снижения риска на предприятие огромное количество, поскольку все зависит от того какая деятельность предприятия и внешних и внутренних факторов.
Риск в предпринимательской деятельности неизбежен. И именно поэтому, предприятие должно выработать определенную политику в области риска. Основными направлениями политики риска являются:
- политика снижения степени риска;
- политика принятия риска;
- политика избежание риска.
Политика снижения степени риска состоит в разработке таких мероприятий, которые позволяют полностью исключить конкретный вид хозяйственного риска.
Политика принятия риска означает и возможность покрытия риска за счет собственных средств предприятия.
Политика избежание риска состоит в разработке таких мероприятий, которые позволяют полностью исключить конкретный вид хозяйственного риска.
В данный момент каждое предприятие, компания или заводы должны анализировать риски своего производства и устранять или минимизировать их.
В качестве объекта исследования на наличие рисков в данной работе рассмотрим компанию Coca-Cola.
Компания Coca-Cola за время своей работы смогла зарекомендовать себя как надежный партнер, производящая качественный, прохладный газированный напиток. Однако, у этой всеми известной мировой компании есть проблемы (риски) с которыми она столкнулись, а именно:
- различные законодательные ограничения в том числе оказывающие влияние на окружающую среду;
- негативные отзывы со стороны клиентов, организаций, ведущие к ухудшению репутации фирмы на рынке;
- снижение уровня продаж по причине ухудшения репутации фирмы на рынке.
Выход новой экологической тары для напитков, позволило бы укрепить пошатнувшийся имидж компании и проявить заботу об окружающей среде. Таким образом, основное преимущество потенциальных изменений в области упаковки состояло для Coca-Cola в том, что за счет успешной интеграции природоохранных аспектов в процесс разработки и производства упаковки представлялось возможным занять новые позиции на рынке, завоевав доверие у потребителя, ориентированного в своем поведении на снижение вредного воздействия на окружающую среду.
В качестве замены одноразовой упаковке напитков было предложено повторное использование пластиковых бутылок. Но так как круговорот пластиковой тары в производстве связан с большими затратами а именно, покупкой нового оборудования, расходами воды на промывку тары что даже для такой крупной компании как Coca-Cola является нецелесообразно. И исходя из этого Coca-Cola решила, что использованные ПЭТ-бутылки будут использоваться в производстве новых упаковок для напитков.
Так же компания проводила еще несколько экологических проектов, таких как:
- вода;
- энергия и климат;
«Вода – одно из основных направлений деятельности компании в области охраны окружающей среды — сохранение и бережное отношение к водным ресурсам. Цель компании Coca-Cola — вернуть в природу каждую каплю воды, которая была использована при производстве ее знаменитых напитков. Для этого в Coca-Cola внедрен принцип экологической ответственности на всех этапах деятельности: начиная от сокращения водопотребления на производстве и заканчивая проектами по восстановлению местных водных экосистем. В настоящий момент Coca-Cola осуществляет около 120 водоохранных проектов в более чем 50 странах мира» [3].
«Энергия и климат - мы уверены, что изменение климата может оказать непосредственное влияние на наш бизнес. Мы стремимся использовать наилучшие доступные технологии для повышения энергоэффективности как на производстве, так и в системе доставки продукции. Наш принцип — растить бизнес, а не количество углерода в атмосфере. Недавно компания ввела на рынок специальное холодильное оборудование, работающее на диоксиде углерода, что помогает значительно сократить выбросы парниковых газов и сократить затраты электроэнергии».