Полный текст статьи
Печать

Основным итогом контроля (внедрения) любых усовершенствований в образовательный процесс должны быть оценки наличия (или значимые прогрессивные изменения в развитии) у школьников определенных свойств (то есть способностей и качеств) в соответствии с заданной целью. В работе рассматривается цель, отражающая интересы российского общества как системы. Именно, целью развития требуемых качеств у школьников должно быть формирование личности, способной максимально быстро адаптироваться к существующей среде, а также эффективно развиваться в ней, способствуя в своей деятельности укреплению и развитию российского общества и государства. Для формирования набора этих свойств воспользуемся методами системного анализа, для чего прежде всего необходимо представить процесс развития определенных качеств в рамках некоторой формализованной модели.

Основными компонентами социально-экономической системы, определяющих место выпускника СОШ в системе, являются: 1) государственная система, опирающаяся на заданную правовую среду и государственные институты, которые призваны обеспечивать эффективность работы этой системы; 2) система общественных ценностей, являющиеся результатом социально-исторического развития общества, отдельной этнической и социальной общности; 3) рынок, являющийся одним из основных системных компонентов взаимодействия выпускника с внешним окружением; 4) личные качества и способности школьника, состав которых в существенной степени определяет индивидуальную технологию формирования и развития школьника. Каждый из перечисленных компонентов предъявляет определенные требования к выпускнику. Государственная система требует развития у школьника уважительного отношения к законодательной системе государства и соблюдения требований законодательства, патриотизма и готовности защищать основные достижения и ценности российского государства. Система общественных ценностей требует соблюдения и следования норм и правил поведения, принятых в обществе, у данного народа. Рынок диктует необходимость развития у выпускника таких качеств, как способность быстрой адаптации к изменяющейся рыночной среде, наличие профессиональных знаний, навыков и умений, настойчивость и упорство при противоборстве на рынке с целью достижения определенных целей. Личные качества школьника являются тем базисом, на основе которого происходит формирование всех других качеств и способностей выпускника; при недостаточном уровне развития у школьника отдельных качеств необходимо обеспечить наличие технологий развития этих качеств с учетом личных способностей и индивидуальных возможностей школьника. При этом желательно, чтобы общее количество в перечне требуемых качеств не было очень большим и включало бы лишь такие качества, которые можно реально изменять у рядового школьника, на которые можно влиять и которые могут быть оценены.

Исходя из вышесказанного, а также на основе анализа литературных публикаций по данной тематике (в частности, [1 - 4]) предлагают следующий перечень наиболее важных свойств у школьников.

Предлагаемый набор качеств, по-видимому, удовлетворяет требованиям «необходимости и достаточности», обеспечивает отсутствие функционального дублирования выделенных свойств друг с другом, а также является достаточным для формирования и развития  всех компетенций, которые могут потребоваться у выпускников в процессе профессиональной деятельности.

1. Способность к саморазвитию, то есть развитие у обучающихся способностей максимально быстро классифицировать знания по степени их важности и полезности; находить знания и быть способным их воспринимать; «впитывать в себя» эти новые знания, а также удерживать их в памяти. Данная способность, по-видимому, является одной из наиболее важных для человека в современном бурно развивающемся и динамично изменяющемся обществе, когда рынок постоянно предъявляет все новые требования ко всем его участникам. При этом каждый человек должен быть способен быстро и адекватно среагировать на эти требования, пополнив свой багаж знаний и умений новыми элементами. Например, в сфере IT-технологий приблизительно каждый пять лет не только фундаментально обновляется программно-аппаратные средства, но меняются концепции и технологии разработки и эксплуатации этих средств.

Перед современной школой задача развития у обучающихся способности к саморазвитию пока не отнесена к наиболее важным качествам, которыми должен обладать выпускник школы. Возможными причинами такого положения, в частности,  могут быть: а) высокий динамизм развития общества в РФ,  характерный именно для последних двух-трех десятилетий, повысил важность данной способности у работающего населения, но школьная система не в полной мере поспевает за этими изменениями; б)  активное  внедрение IT-технологий во все сферы деятельности порождает  необходимость соизмеримого с этим процессом развития умения, навыков и способностей  у всех профессиональных пользователей ИТ-систем; как показал опыт, не все работники, прежде всего, старшее поколение, оказались готовы и способны к этим изменениям;  в) современные возможности по развитию у обучающихся данных способностей пока крайне ограничены, хотя активное внедрение IT-технологий открывает новые возможности в сфере школьного образования и воспитания; г) сложность измерения данного показателя. Даже перед высшей школой в стандартах третьего поколения данное требование не носит характера явно декларируемого требования, а разбросано фрагментарно в отдельных компетенциях. Однако, еще раз подчеркнем, способность быстро пополнять свой практический и интеллектуальный потенциал новыми знаниями, навыками и умениями становится одним из основных качеств человека в современных рыночных условиях. Более того, наивысшей ступенью развития данного качества является развитие у обучающихся не только способностей к самосовершенствованию по мере необходимости, но и взращивание стремления, желания учиться новому, постигать новые рубежи в профессиональной деятельности, в других сферах своей жизни.

Из вышесказанного следует, что  чем раньше формируется у конкретного человека способность к саморазвитию, тем в целом лучше будут его стартовые позиции при вхождении в самостоятельную жизнь.

2. Наличие требуемых знаний. Данное требование в контексте последних федеральных образовательных стандартов предполагает не только создание в системе среднего образования механизмов, обеспечивающих усвоение обучающимися состава и объема знаний в соответствии с требованиями законодательных и нормативных документов, но, что еще важнее, в стандарт включены компетенции, требующие выработки умений добывать знания.

В настоящее время умение добывать знания чаще всего сводится  к способности находить требуемую информацию с использованием сети Интернет. Понимание того, что в принципе практически любая информация может быть достаточно быстро найдена в Интернет-сети, приводит к тому, что многие школьники все в меньшей степени утруждают себя стремлением запоминать эти знания, надеясь быстро найти их в Интернет-сети при необходимости. Таким образом, одним из отрицательных аспектов замены требования овладения знаниями на владение компетенциями, нацеленными на добывание знаний, фактически приводит к понижению уровня знаний в требуемом объеме у значимой части школьников.  В этой связи целесообразнее было бы отнести умение добывать знание к предыдущему свойству (способность к саморазвитию), поскольку способность добывать знания в соответствии с определенными целями является составной частью способности к саморазвитию. А основное содержание данного свойства должно сводиться к формированию энциклопедических знаний в требуемом объеме у школьников.

В настоящее время успехи в образовании как отдельных учащихся, так и других участников образовательного процесса (учителей и преподавателей школ, специалистов муниципальных управлений и региональных ведомств, связанных с образованием) оцениваются, прежде всего, по степени овладения школьниками определенного состава знаний. Одним из наиболее известных показателей оценки данного свойства являются результаты ЕГЭ. Многочисленные дискуссии и споры в нашем обществе вокруг данного показателя связаны, прежде всего, с тем, насколько адекватно результаты сдачи ЕГЭ отражают уровень подготовленности выпускников школ и других средних учебных заведений к тем требованиям, которые необходимы для их дальнейшего роста в избранной профессиональной сфере. Как показывают результаты обсуждения данной проблемы, а также опыт проведения ЕГЭ, использование только результатов ЕГЭ для оценки уровня подготовленности выпускников, по-видимому, недостаточно.

3. Творческая активность – то есть формирование у обучающихся способностей и желания создавать новое. Данное свойство является основой созидательной деятельности выпускников средних учебных заведений в их профессиональной и иной деятельности, а вместе с этим - основой прогресса в обществе. Далеко не у всех обучающихся можно выработать способность к творческой активности. Однако, чем большая часть выпускников будет обладать данной способностью, тем более оптимистичными, радужными будут перспективы развития страны в целом, ее отдельных регионов.

4. Практические навыки и умения. Данное свойство особенно важно для выпускников средних специальных учебных заведений. Чем шире спектр практических навыков, которыми владеют выпускники, тем больше у них возможностей по обустройству своей профессиональной деятельности.

5. Признание (приятие) и следование общественным ценностям, соблюдение принципов и следование правилам, которые приняты в обществе, установлены государством. Воспитание учащихся в духе перечисленных качеств является основой его полноценного и комфортного существования и развития в обществе, в котором он вырос и с которым он, скорее всего, связывает свое будущее.

6. Социальная  креативность, под которой в данном случае понимается способность достаточно адекватно действовать при решении проблем в окружающем его коллективе, в обществе, в рыночном окружении.

Таким образом, основное требование к любым инновационным идеям и методам применительно к сфере среднего образования заключается в повышении эффективности развития у обучающихся перечисленных выше шести свойств (качеств). При этом сами инновации могут внедряться в любой из процессов и объектов, связанных с процессом школьного обучения – от непосредственно обучения и воспитания школьников до школьного питания и летнего времяпровождения. Однако, наиболее важной и ответственной сферой внедрения инноваций является непосредственно процесс обучения.

7. Целеустремленность, адаптивность к изменениям и разумное упорство в достижении поставленных целей, что является важным свойством в условиях наличия конкуренции и противоборства в рыночной среде, часто высокой динамики изменения требований и условий работы и жизни. Целеустремленность предполагает способность не только упорно и последовательно добиваться поставленных целей, но и способность, правильно оценив текущую ситуацию, ставить адекватные этой ситуации цели или их корректировать.