Полный текст статьи
Печать

Важной проблемой современного потребительского рынка  строительных товаров является их фальсификация, то есть обман потребителя введением в оборот товаров - подделок, с  изменением вида, качества или свойств товаров,  или имеющих скрытые свойства и качества, информация о которых является заведомо неполной или недостаточной. С целью выявления фальсифицированных строительных товаров  требуется проведение информационной идентификации их упаковки и маркировки.

 На сегодняшний день,  на рынке цемента наблюдается  высокая доля контрафактной продукции (около 40%). Для борьбы с недобросовестными производителями в 2016 году была введена обязательная сертификация цемента. Однако ситуация по-прежнему остается сложной: в качестве защитной меры участникам рынка приходится менять упаковку.

К числу крупнейших предприятий отрасли можно отнести: ЗАО «Евроцемент Груп» (Москва), ООО «ХайдельбергЦемент Рус» (Москва), АО «ХК «Сибцем» (Кемеровская область), ООО «Лафарж Цемент» (Москва), ОАО «Мордовцемент» (Республика Мордовия), ОАО «Новоросцемент» (Краснодарский край), ОАО «Себряковцемент» (Волгоградская область), ОАО «Холсим (Рус) СМ» (Московская область), ОАО «Искитимцемент» (Новосибирская область) [2].

Для того, чтобы предотвратить покупку фальсифицированного цемента требуется провести информационную идентификацию, которая включает в себя несколько этапов, которые представлены на рисунке 1.

 

Рисунок 1 – Этапы информационной идентификации 

Зачастую информационная идентификация строительных материалов заключается в подделке  штрих-кода. Так, например, существуют фирмы, которые не способны произвести качественный продукт и успешно его реализовать, поэтому они пользуются штрих-кодами известных фирм, сбывая поддельный товар.

Инструкция проверки штрих-кода:

1. Покупая товар, следует обращать внимание на первые две-три цифры, стоящие в штрих-коде и обозначающие код страны и информацию о стране-производителе, написанную на упаковке продукта. Если эти данные не совпадают, то есть, указана страна-производитель, к примеру, Германия, а первые цифры штрих-кода, говорят о том, что это — Китай, значит товар поддельный;

2. Ознакомиться с кодами стран-производителей можно по таблице стран. Например, России соответствует числовой код, состоящий из трех цифр – 460, Германии – 400, Украине - 482, Японии - 45 и 49;

3. Рассматривая штрих-код, следует обращать внимание на последнюю контрольную цифру. Проделав определенный математический алгоритм, включающий в себя математические действия, совершаемые с цифрами кода, и сравнив полученный результат с контрольной цифрой, можно сделать вывод о том, поддельный штрих-код или нет.

Для определения подлинности страны происхождения, соответствия маркировки требованиям НТД была проведена информационная идентификация на примере  образцов цемента 4 различных производителей.

На рисунке 2 представлены образцы цемента для проведения экспертизы. 

Рисунок 2 - Образцы цемента для проведения экспертизы                            

В таблице 1 представлены результаты проведения информационной идентификации цемента [1] 

Таблица 1 

Результаты проведения информационной идентификации цемента 

  Марка цемента, страна, место приобретения

Требования к маркировке, согласно  ГОСТ

Фактически

1

3

4

Портландцемент марки ПЦ500 Д20,

Россия, г.Краснодар ул.Степная, магазин «Стройматериал»

Гост 30515-2013 «Цементы. Общие технические условия»:

-наименование изготовителя и его товарный знак;

-знак обращения на рынке;

-условное обозначение цемента или его полное наименование в соответствии с НД;

-обозначение НД, в соответствии с которым изготовляют и поставляют цемент;

-среднюю массу нетто цемента в упаковке или массу нетто цемента в транспортном средстве;

-знак соответствия при поставке сертифицированного цемента (если это предусмотрено системой сертификации);

-манипуляционные знаки

1.Индекс 353902, Россия, Краснодарский край, г. Новороссийск, Сухумское шоссе,60, завод «Октябрь»; 

2. отсутствует

3.Портландцемент сульфатостойкий, марки ПЦ500 Д20;

4. ГОСТ 22266-94; ГОСТ 30515-97;

5.Масса (50 +/-1 кг)

6.

7. «Беречь от влаги»;

8. Штрих-код 4601234567893 – верный; Россия


Портландцемент марки ПЦ500 Д20, Республика Беларусь

г.Брянск, проспект Московский, 4а, гипермаркет «Мегастрой»

ГОСТ 30515-97 «Цементы. Стандарт распространяется на все цементы»:

- наименование изготовителя и его товарный знак;

-условное обозначение цемента или его полное наименование в соответствии с НД;

-класс прочности (марку) цемента, если НД предусмотрено деление по классам прочности (маркам);

-обозначение нормативного документа, по которому поставляют цемент;

-среднюю массу нетто цемента в упаковке или массу нетто цемента в транспортном средстве;

-знак соответствия при поставке сертифицированного цемента

1.Индекс 213640, Республика Беларусь, Могилевская область, г. Костюковичи, Белорусский цементный завод «Пруп»; 

2.

3.Портландцемент, марки ПЦ500 Д20;

4.ГОСТ10178-85;

5. Масса (25+/- 0,3 кг);

6.

7. «Беречь от влаги», «Беречь от солнечных лучей»;

8.Штрих-код 4812596000687-верный, Республика Беларусь 




Портландцемент марки М 500

г.Ростов-на-Дону, c. Чалтырь, ул. Ростовская, 53 «СтройМаркет»

Гост 30515-2013 «Цементы. Общие технические условия»

 

1.Россия, Москва, 126206, ул. Степана супруна д4, ООО «ГарантСтройТорг»;

 

2. отсутствует;

3. Портландцемент для изделий с повышенным сроком службы  марки М500;

4.ГОСТ10178-85;

5.  Масса 50 кг;

6. отсутствует;

7.4600300000738-неверный штрих-код, контрольное число не соответствует, должна быть 9

Портландцемент марки ПЦ 400 Д20

г. Красноярск, ул. Калинина, 106а, рынок

Гост 30515-2013 «Цементы. Общие технические условия»

1.Индекс 433209, Новосибирская область, г. Искитим;

2.отсутствует;

3.Портландцемент с минеральными добавками, марки 400;

4– отсутствует;

5 - Масса 50 +/-1 кг;

6 – отсутствует;

7.Штрих-код 4750571000041 – неверный, страна Латвия 

 

Таким образом, можно сделать вывод, что только продукция известных заводов-производителей является качественной, хотя бывают и подделки. При покупке нужно обращать внимание на наличие национальных стандартов, контактных данных производителей, наличие знаков сертификации. Приобретать цемент следует в специализированном магазине, а не на рынках, где не всегда соблюдаются условия хранения товаров, так как для цементной продукции важным является предотвращение попадания влаги. Главное, что влияет на качество – цена,  поэтому, качественный цемент не будет стоить дешево.  

Основные меры по предотвращению информационной фальсификации и установлению информационной идентификации, следующие:

- активизировать работу по определению наиболее объективных и достоверных показателей идентификации строительных материалов, позволяющих подтвердить их тождественность или несоответствие установленных нормативными документами;

- вернуть в торговые организации товароведов, как специалистов по идентификации и оценке качества товаров;

-  разработать проект Федерального закона «О фальсификации и контрафакции строительных материалов» и передать его на рассмотрение в Госдуму.

-  предусмотреть более строгие меры ответственности за выпуск и реализацию фальсифицированных товаров;

- активизировать выступления товароведов, маркетологов, юристов в СМИ с целью проведения разъяснительной работы среди населения и работников торговли.