В качестве одного из важнейших условий формирования успешных связей между производителями, продавцами и потребителями товаров и услуг можно рассматривать развитие рекламной отрасли. В последние десятилетия рекламный рынок в основном характеризуется значительным ростом и увеличением влияния на развитие и формирование рыночных отношений.
При этом Российский рекламный рынок не раз ощущал на себе влияние кризисных явлений в экономике страны. Наиболее серьезное влияние рынок рекламы ощутил в 1998-1999г. В его структуре произошли значительные изменения, вызванные поглощением и слияниями рекламных компаний. В итоге к 2000г. рекламный рынок укрепился, переоборудовался, работники рекламы получили возможность повысить свою квалификацию за счет получения специального образования и накопления опыта за счет возможности работы в крупнейших зарубежных рекламных агентствах пришедших на отечественный рынок.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что в последние несколько лет наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, руководители крупнейших отечественных предприятий осознают роль рекламы в повышение доходности бизнеса в условиях острой конкуренции. С другой стороны, поскольку на рынке присутствует большое количество рекламопроизводителей оказывающих услуги низкого качества, интерес к рекламе начинает снижаться. Кроме того, современные рекламно-информационные технологии начинают вытеснять с рынка стандартные рекламные носители, из-за чего часто заказчик не получает ожидаемого эффекта от рекламы.
Это ставит на повестку дня вопрос о постоянном мониторинге изменений происходящих на рекламном рынке, с целью оценки перспектив его развития и выбора наиболее оптимальных и прибыльных рекламных услуг.
Российский рекламный рынок представлен следующими сегментами: телевидение (в т.ч. эфирное и кабельно-спутниковое), радио, печатные СМИ (в т.ч. газеты, журналы и рекламные издания), наружная реклама, интернет (в т.ч. медийная реклама), контекстная реклама, прочие (в т.ч. indoor-реклама, реклама в кинотеатрах). Как показал проведенный нами анализ, наибольший удельный вес среди сегментов рекламного рынка занимает телевизионная реклама. На ее долю в 2015г. пришлось 44% от общего объема рекламных бюджетов. Втрое место по объему занимает интернет-реклама – 32% в 2015г. За исследуемые года во всех сегментах произошли значительные изменения. Объем рынка телевизионной рекламы снизился на 2%, рынок наружной рекламы сократился на 3%, рынок печатных СМИ на 2%. Объем рынка радиорекламы сохранился на прежнем уровне и составил 5%. На фоне снижения общего объема рекламного рынка, значительный рост наблюдается на рынке интернет-рекламы. По сравнению с 2014г. объем интернет-рекламы возрос на 7%.
Для оценки перспектив рекламного рынка немаловажное значение имеет анализ товарных категорий который представлен в таблице 1.
Таблица 1
Наиболее популярные рекламируемые товарные категории
Товарная категория |
Объем, млрд. руб. |
2014г. к 2013г. |
||||||
2012 |
2013 |
2014 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||||
Медицина и фармацевтика |
22,9 |
28,2 |
32,1 |
13,8 |
||||
Продукты питания |
25,7 |
26,7 |
24,8 |
-7,1 |
||||
Торговые организации |
19,5 |
21,9 |
23,2 |
5,9 |
||||
Парфюмерия и косметика |
17 |
17,8 |
16,1 |
-9,6 |
||||
Легковые автомобили |
14,9 |
15,6 |
15,4 |
-1,3 |
||||
Финансовые и страховые услуги |
10 |
9 |
8,6 |
-4,4 |
||||
Услуги сотовой связи |
7,6 |
7,8 |
7,9 |
1,3 |
||||
Досуг, развлечения, туризм |
5,6 |
6,5 |
7,8 |
20,0 |
||||
СМИ |
4,8 |
5,2 |
6,4 |
23,1 |
||||
Недвижимость |
4,1 |
5,3 |
6,1 |
15,1 |
||||
Бытовая химия |
5,2 |
5,6 |
4,3 |
-23,2 |
||||
Средства и предметы гигиены |
3,9 |
4,5 |
4 |
-11,1 |
||||
Одежда и обувь |
3,3 |
3,5 |
3,7 |
5,7 |
||||
Прохладительные напитки |
3,7 |
4 |
3,7 |
-7,5 |
||||
Строительные товары и услуги |
2,5 |
2,7 |
2,7 |
0,0 |
||||
Бытовая техника |
2,8 |
3,2 |
2,5 |
-21,9 |
||||
Сотовые телефоны |
1 |
1,2 |
1,9 |
58,3 |
||||
Соки |
2,2 |
1,7 |
1,5 |
-11,8 |
||||
Мебель, предметы интерьера |
1,7 |
1,6 |
1,4 |
-12,5 |
||||
Компьютеры и оргтехника |
1 |
1 |
0,9 |
-10,0 |
||||
Таким образом, из таблицы и диаграммы мы видим, что наиболее популярными товарными категориями в 2014г. стали медицина и фармацевтика (18%), продукты питания (14%), торговые организации (13%), парфюмерия и косметика (9%), автомобили (9%). Однако значительный прирост наблюдается по таким товарным категориям как сотовые телефоны (+58,3%), СМИ (+23,1%), досуг, развлечения и туризм (+20%). Значительно снизился объем рекламирования бытовой химии (-23,2%), бытовой техники (21,9%), мебели и предметов интерьера (-12,5%), соков (-11,8%).
Динамика объемов рекламного рынка России за 2007-2015гг. отражена в таблице 2.
Таблица 2
Динамика объемов рекламного рынка России, млрд. руб.
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Объем рекламного рынка |
217,9 |
257,2 |
186,4 |
218,6 |
238,9 |
297,9 |
327,8 |
323,9 |
307,4 |
По итогам 2015г. общий объем российского рынка рекламы составил 307,4 млрд. рублей. Рассчитаем прогноз развития рекламного рынка, России используя метод простой скользящей средней. Результаты прогнозирования объемов рынка с использованием данного метода представлены в таблице 3.
Таблица 3
Прогнозирование объемов рынка с использованием метода простой скользящей средней
Период |
Фактическое значение объемов рынка |
Скользящая средняя |
|
1 |
2 |
3 |
|
2007 |
217,9 |
- |
|
2008 |
257,2 |
- |
|
2009 |
186,4 |
- |
|
2010 |
218,6 |
220,5 |
|
2011 |
238,9 |
220,7 |
|
2012 |
297,9 |
214,6 |
|
2013 |
327,8 |
251,8 |
|
2014 |
323,9 |
288,2 |
|
2015 |
307,4 |
316,5 |
|
Прогноз |
319,7 |
||
Таким образом, прогнозное значение объемов рекламного рынка составит 319,7 млрд. руб. Далее рассчитаем дисперсию. Для этого составим таблицу 4 вспомогательных расчетов.
Таблица 4
Вспомогательные расчеты для определения дисперсии
Уровни ряда |
Фактические значения уровней ряда |
Расчётные значения уровней ряда |
||
1 |
218,6 |
220,5 |
-1,9 |
3,6 |
2 |
238,9 |
220,7 |
18,2 |
331,2 |
3 |
297,9 |
214,6 |
83,3 |
6938,9 |
4 |
327,8 |
251,8 |
76 |
5776,0 |
5 |
323,9 |
288,2 |
35,7 |
1274,5 |
6 |
307,4 |
316,5 |
-9,1 |
82,8 |
Итого: |
14407 |
Далее определим дисперсию и возможную ошибку прогноза:
Далее определим доверительный интервал прогноза:
Расчет дисперсии и вероятной ошибки прогноза, позволил сделать вывод о том, что при негативном сценарии объем рекламного рынка составит 268,1 млрд. руб. В случае оптимистичного сценария развития рекламного рынка и всей экономики в целом, его объем достигнет 371,3 млрд. руб.