Полный текст статьи
Печать

В качестве одного из важнейших условий формирования успешных связей между производителями, продавцами и потребителями товаров и услуг можно рассматривать развитие  рекламной отрасли. В последние десятилетия рекламный рынок в основном характеризуется значительным ростом и увеличением влияния на развитие и формирование рыночных отношений.

При этом Российский рекламный рынок не раз ощущал на себе влияние кризисных явлений в экономике страны. Наиболее серьезное влияние рынок рекламы ощутил в 1998-1999г. В его структуре произошли значительные изменения, вызванные поглощением и слияниями рекламных компаний. В итоге к 2000г. рекламный рынок укрепился, переоборудовался, работники рекламы получили возможность повысить свою квалификацию за счет получения специального образования и накопления опыта за счет возможности работы в крупнейших зарубежных рекламных агентствах пришедших на отечественный рынок.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что в последние несколько лет наблюдаются две противоположные тенденции. С одной стороны, руководители крупнейших отечественных  предприятий осознают роль рекламы в повышение доходности бизнеса в условиях острой конкуренции. С другой стороны, поскольку на рынке присутствует большое количество рекламопроизводителей оказывающих услуги низкого качества, интерес к рекламе начинает снижаться. Кроме того, современные рекламно-информационные технологии начинают вытеснять с рынка стандартные рекламные носители, из-за чего часто заказчик не получает ожидаемого эффекта от рекламы.

Это ставит на повестку дня вопрос о постоянном мониторинге изменений происходящих на рекламном рынке, с целью оценки перспектив его развития и выбора наиболее оптимальных и прибыльных рекламных услуг.

Российский рекламный рынок представлен следующими сегментами: телевидение (в т.ч. эфирное и кабельно-спутниковое), радио, печатные СМИ (в т.ч. газеты, журналы и рекламные издания), наружная реклама, интернет (в т.ч. медийная реклама), контекстная реклама, прочие (в т.ч. indoor-реклама, реклама в кинотеатрах). Как показал   проведенный нами анализ,  наибольший удельный вес среди сегментов рекламного рынка занимает телевизионная реклама. На ее долю в 2015г. пришлось 44% от общего объема рекламных бюджетов. Втрое место по объему занимает интернет-реклама – 32% в 2015г. За исследуемые года во всех сегментах произошли значительные изменения. Объем рынка телевизионной рекламы снизился на 2%, рынок наружной рекламы сократился на 3%, рынок печатных СМИ на 2%. Объем рынка радиорекламы сохранился на прежнем уровне и составил 5%. На фоне снижения общего объема рекламного рынка, значительный рост наблюдается на рынке интернет-рекламы. По сравнению с 2014г. объем интернет-рекламы возрос на 7%.

Для оценки перспектив рекламного рынка немаловажное значение имеет анализ товарных категорий который представлен в таблице 1. 

Таблица 1

Наиболее популярные рекламируемые товарные категории

Товарная категория

Объем, млрд. руб.

2014г. к 2013г.

2012

2013

2014

1

2

3

4

5

Медицина и фармацевтика

22,9

28,2

32,1

13,8

Продукты питания

25,7

26,7

24,8

-7,1

Торговые организации

19,5

21,9

23,2

5,9

Парфюмерия и косметика

17

17,8

16,1

-9,6

Легковые автомобили

14,9

15,6

15,4

-1,3

Финансовые и страховые услуги

10

9

8,6

-4,4

Услуги сотовой связи

7,6

7,8

7,9

1,3

Досуг, развлечения, туризм

5,6

6,5

7,8

20,0

СМИ

4,8

5,2

6,4

23,1

Недвижимость

4,1

5,3

6,1

15,1

Бытовая химия

5,2

5,6

4,3

-23,2

Средства и предметы гигиены

3,9

4,5

4

-11,1

Одежда и обувь

3,3

3,5

3,7

5,7

Прохладительные напитки

3,7

4

3,7

-7,5

Строительные товары и услуги

2,5

2,7

2,7

0,0

Бытовая техника

2,8

3,2

2,5

-21,9

Сотовые телефоны

1

1,2

1,9

58,3

Соки

2,2

1,7

1,5

-11,8

Мебель, предметы интерьера

1,7

1,6

1,4

-12,5

Компьютеры и оргтехника

1

1

0,9

-10,0

                 

 

Таким образом, из таблицы и диаграммы мы видим, что наиболее популярными товарными категориями в 2014г. стали медицина и фармацевтика (18%), продукты питания (14%), торговые организации (13%), парфюмерия и косметика (9%), автомобили (9%). Однако значительный прирост наблюдается по таким товарным категориям как сотовые телефоны (+58,3%), СМИ (+23,1%), досуг, развлечения и туризм (+20%). Значительно снизился объем рекламирования  бытовой химии (-23,2%), бытовой техники (21,9%),  мебели и предметов интерьера (-12,5%), соков (-11,8%).

Динамика объемов рекламного рынка России за 2007-2015гг. отражена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика объемов рекламного рынка России, млрд. руб.

Показатель

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Объем рекламного рынка

217,9

257,2

186,4

218,6

238,9

297,9

327,8

323,9

307,4

 

По итогам 2015г. общий объем российского рынка рекламы составил 307,4 млрд. рублей. Рассчитаем прогноз развития рекламного рынка, России используя метод простой скользящей средней. Результаты прогнозирования объемов рынка с использованием данного метода представлены в таблице 3. 

Таблица 3

Прогнозирование объемов рынка с использованием метода простой скользящей средней

Период

Фактическое значение объемов рынка

Скользящая средняя

1

2

3

2007

217,9

-

2008

257,2

-

2009

186,4

-

2010

218,6

220,5

2011

238,9

220,7

2012

297,9

214,6

2013

327,8

251,8

2014

323,9

288,2

2015

307,4

316,5

Прогноз

319,7

       

 

Таким образом, прогнозное значение объемов рекламного рынка составит 319,7 млрд. руб. Далее рассчитаем дисперсию. Для этого составим таблицу 4 вспомогательных расчетов. 

Таблица 4

 Вспомогательные расчеты для определения дисперсии

Уровни ряда

Фактические значения уровней ряда

Расчётные значения уровней ряда

   

1

218,6

220,5

-1,9

3,6

2

238,9

220,7

18,2

331,2

3

297,9

214,6

83,3

6938,9

4

327,8

251,8

76

5776,0

5

323,9

288,2

35,7

1274,5

6

307,4

316,5

-9,1

82,8

Итого:

14407

 

Далее определим дисперсию и возможную ошибку прогноза: 

 

Далее определим доверительный интервал прогноза:

 

Расчет дисперсии и вероятной ошибки прогноза, позволил сделать вывод о том, что при негативном сценарии объем рекламного рынка составит 268,1 млрд. руб. В случае оптимистичного сценария развития рекламного рынка и всей экономики в целом, его объем достигнет 371,3 млрд. руб.