Полный текст статьи
Печать

Пищевая промышленность России – одна из стратегических отраслей экономики, целью которой является обеспечение потребителей необходимыми качественными продуктами питания.

Одним из неизменных основных продуктов питания населения страны был и остается хлеб. Хлеб и хлебобулочные изделия присутствуют в ежедневном рационе каждого человека, что делает его одним из важнейших продуктов питания. Пищевая ценность хлеба, зависит от его калорийности, усвояемости и содержанием витаминов, а так же наличием таких свойств, как вкус, аромат, пористость мякиша и внешний вид хлеба.

Согласно множеству исследований, человек, в течение жизни, в среднем съедает 15 тонн хлеба, при этом наиболее часто употребляя продукт в сочетании с другими продуктами питания. Благодаря наличию в нем необходимых витаминов, хлеб становится неотъемлемой добавкой в момент употребления любой пищи.

Хлеб и хлебобулочные изделия, благодаря своей стратегической значимости являются основными товарами на любом рынке и составляют основу потребительской корзины. В связи с этим положением хлеба в пищевой структуре, спрос на него будет всегда. Однако в настоящее время существует ряд проблем препятствующих развитию хлебопекарных предприятий. Связано это со многими факторами, с одной стороны это подорожанием сырьевых ресурсов, износ производственного оборудования, старение технологий производства, недостаток трудовых ресурсов, с другой стороны, появление конкурентов в отрасли, рост цен на коммунальные услуги, высокий уровень налогообложения и т.д.

В ходе проведения исследований в крупных городах, аналитики отметили тенденцию к сокращению потребления хлеба и активное использование товаров-заменителей.

Анализируя конкуренцию в хлебопекарной отрасли на основе модели пяти конкурентных сил Майкла Портера можно отметить его низкую степень концентрации: доля крупнейших производителей хлеба составляет не более 29% от общероссийского производства.

Лидеры в хлебопекарной отрасли ведут конкурентную борьбу преимущественно в пределах своего региона и федерального округа. Процесс консолидации пока не наблюдается, хотя крупнейшие игроки могу объединять до 10 производственных предприятий. Более 50% предприятий хлебопекарной промышленности России относятся к малому и среднему бизнесу.

В последнее время в хлебопекарной отрасли возрастает угроза возникновения новых игроков. Это обусловлено низким входным барьером, со стороны уже действующих на рынке предприятий. Благодаря прогрессивному развитию сетевой розницы, активно наращивают свою деятельность предприятия, проводящие политику низких цен и активно развивающей собственное производство хлебобулочных изделий в мини-пекарнях. Эти предприятия создают серьезную конкуренцию хлебокомбинатам, предлагая широкий ассортимент свежевыпеченной продукции.

Однако критическим фактором, сдерживающим появление новых предприятий в отрасли, является необходимость привлечения значительных финансовых ресурсов для создания нового производства. На начальных этапах деятельности предприятие сталкивается с необходимостью наращивания оборотных средств, расчётами с банками по кредитам, погашением возможных убытков от создания нового бизнеса и тому подобные обстоятельства.

Особых различий среди основных сортов продукции достаточных для того, чтобы потребитель предпочел какого-то конкретного производителя, нет. В связи с этим предприятия вынуждены воевать друг с другом за доли рынка посредством расширения ассортимента продукции, разработки новых сортов.

В погоне за лидерством, на рынке появляются товары-заменители, которые формируют отдельный сегмент потребителей. Стремительный рост товаров-заменителей, разнообразия моделей, модификаций, типов и размеров одной и той же продукции, т.е. высокая степень дифференциации, наблюдаемая в отрасли, все более углубляет сегментацию рынка. В свою очередь, это приводит не только к появлению новых сегментов потребителей, но и переориентирует уже существующие различные группы покупателей с традиционных хлебобулочных изделий на альтернативные изделия. В данной ситуации предприятия получают отдельный более узкий слой потребителей, которые становятся приверженцами новых продукции предприятия, что приводит к повышению уровня спроса на продукцию определенного предприятия и закрепления бренда на рынке, но с другой стороны происходит постепенный отток потребителей от стандартных хлебных изделий.

Расширяя ассортимент и объемы выпускаемой продукции, предприятие должно рассчитывать возникающие вслед за этим дополнительные затраты. Увеличение объемов закупки муки, дрожжей, ароматизированных добавок и прочего сырья. Кроме того, найм, а возможно и обучение, рабочей силы, закупка оборудования для выпечки, увеличение потребления электроэнергии, и прочие составляющие, которые участвуют в производственном процессе. В данном случае, предприятие должно вести активную работу с поставщиками. Если ранее, производя один сорт хлебобулочных изделий, предприятие уже выявило и успешно на протяжении долгого времени сотрудничает с определенной группой поставщиков, то для производства новых видов продукции нынешние поставщики могут не иметь в наличии необходимых материалов для производства. Предприятие должно начать поиск дополнительных поставщиков и наладить с ними успешные и прочные взаимоотношения. Тут в игру вступают маркетинговые службы на предприятии, в задачи которых будет входить поиск, отбор и заключение договоров поставки. Изменения, происходящие в работе поставщиков, прямо влияют на деятельность предприятия. Следует учесть риск, что в случае нехватки у поставщика того или иного сырья, задержки графика поставки и прочих событий, которые могут нарушить регулярность поставок и график отгрузки заказчикам, предприятие не сожжет в срок выпустить продукцию на рынок. В краткосрочном периоде будут упущены возможности сбыта, а в долгосрочном подобная ситуацию негативно отразится на положении предприятия на рынке и подорвет благорасположение со стороны ее потребителей и партнеров.

Возрастающее влияние покупателей сталкивают интересы конкурирующих организаций, что вынуждает предприятия снижать цены, повышать качество продукции, увеличивать ассортимент, то есть искать новые конкурентные преимущества.

В то время, когда производитель делает упор на такие конкурентные критерии качества хлеба и хлебобулочных изделий, как состояние замеса, количество влаги, пористость, кислотность, сор муки, вкус, запах, потребители, при выборе товара, опираются на свежесть изделия, цену, упаковку и внешний вид. Потребитель отдаст предпочтение тем хлебным производителям, чей продукт будет на их взгляд больше всего удовлетворять потребительским потребностям, а именно быть наиболее вкусным, мягкий, долго не черствеет, при нарезании не крошиться и т.д. Весомое влияние оказывает ценовой фактор, даже если продукт будет полностью соответствовать желаниям потребителя, высокая цена может оттолкнуть покупателя от свершения покупки.

Таким образом, несмотря на то, что хлеб и хлебобулочные изделия входят в состав потребительской корзины, не стоит оставлять этот рынок без внимания. Постоянный мониторинг рынка, изучение потребительского спроса, выявление свободных ниш, поиск инноваций в производственном процессе – задачи, которые должны волновать предприятие, на всех этапах жизненного цикла. Постоянное развитие – ключ к успеху любого предприятия, поиск новых возможностей, путей и средств для усовершенствования нынешней и разработки новой продукции, даст предприятию конкурентное преимущество на рынке и предоставит способность выхода на новые потребительские рынки.