Заинтересованность государства в развитии и сопровождении талантливых детей очевидна. Но особенно актуальны эти вопросы в настоящее время, что связано с изменением требований к человеку со стороны общества. Среди целей и задач образовательной политики государства наиболее важной является развитие интеллектуального потенциала личности. Для этого необходимо создание специально организованной образовательной среды, в которой каждый ребенок нашел свое место, мог развиваться в соответствии со своими реальными возможностями и потребностями. Наиболее востребованными и эффективными в настоящее время являются такие крупные проекты, как Образовательный Фонд «Талант и успех» на базе которого создан Образовательный центр «Сириус» в городе Сочи, многопрофильные региональные научно-образовательные кластеры и др. Сегодня практически все вузы занимаются вопросами развития талантливых школьников.
Уникален опыт Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донской государственный технический университет» по организации работы с интеллектуально одаренными детьми, в структуру которого входит общеобразовательное подразделение, реализующее программы среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов.
В результате выполнения научного проекта творческим коллективом вуза была разработана система выявления, развития и поддержки интеллектуально одаренных детей, которая эффективно внедряется в образовательном процессе Физико-математической школы [1].
На этапе выявления для систематизации информации об интеллектуально одаренных детях в вузе сформирована региональная база данных: обучающихся на подготовительных курсах и в группах предпрофильной подготовки; победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников и других интеллектуальных мероприятий.
В качестве экспертизы одаренности и средства повышения статуса знаний выступают различного рода олимпиады, конференции, выставки, смотры, конкурсы. Интеллектуальные игры и тренинги, фестивали, проходящие в неформальный обстановке, позволяют уйти от традиционных методов диагностики способностей детей, выявить скрытые резервы личности.
При выявлении одаренных детей в школе организован психолого-педагогический мониторинг, позволяющий определить задачи работы с одаренными детьми и организовать сопровождение их развития.
В физико-математическую школу принимаются обучающиеся с повышенной мотивацией к интеллектуальному труду и ярко выраженными способностями к определенным наукам. Профиль обучения одаренных детей избирается в соответствии с условиями образовательного пространства и потребностями социума: физико-математический или социально-гуманитарный.
На этапе отбора ведется целенаправленная работа с учениками 9-х классов. На базе института в рамках дополнительных общеобразовательных программ организуются подготовительные курсы по математике, физике, информатике, обществознанию и русскому языку, в том числе и по программам углубленного изучения предметов.
Другой путь отбора – профильные группы совместной подготовки, организованные на базе вуза по договору о сотрудничестве с муниципальными школами. Обычно это группы физико-математического, естественно-научного, информационно-технологического и социально-гуманитарного профиля, позволяющие, кроме всего прочего, формировать индивидуальную траекторию развития ребенка. На завершающем этапе используется система отбора по результатам нескольких туров предметных олимпиад и тестирования.
Обучение одаренных детей в Физико-математической школе осуществляется в физико-математическом классе - по программам углубленного изучения алгебры и геометрии и профилизации физики, химии, информатики; в социально-гуманитарном классе по программам углубленного изучения обществознания и истории, с профилизацией литературы. Учебный план составлен с таким расчетом, что все основные предметы инвариантного компонента отражены в оптимальном объеме, профилирующие предметы усилены в соответствии с программами углубленного изучения за счет часов вариативного компонента.
Но только лишь повышение уровня сложности учебных программ и увеличение количества изучаемого материала, информатизация учебного процесса сами по себе не способствуют созданию оптимальных условий для развития одаренности. Обучение одаренного ребенка – это только стартовая площадка для решения педагогами центральной задачи в работе с одаренными детьми: привить им интерес к научной работе, дать инструментарий для реализации своей индивидуальности.
Работая с одаренными детьми, мы не просто преподаем им предмет, а приобщаем к науке, что требует напряженной самостоятельной работы вне учебного процесса. Этому способствует организация спецкурсов по выбору обучающихся. Темы спецкурсов определены с учетом особенностей индивидуального развития детей, их интересов и склонностей. Программы спецкурсов разрабатываются преподавателями общеобразовательных кафедр вуза и реализуются в форме практических, лекционных и лабораторных занятий, исследовательской и экспериментальной деятельности обучающихся. В результате чего одаренный ребенок получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно [2].
Научно-исследовательская, проектная деятельность обучающихся направлена на формирование умения отбирать, систематизировать и обобщать полученную информацию, работать со справочной и специальной литературой, интернет-ресурсами, проводить наблюдения, выдвигать обоснованные гипотезы, делать аргументированные выводы. Обучающиеся принимают участие в научно-исследовательской работе вуза, научно-методических конференциях различного уровня.
Участие в интеллектуальных состязаниях (интеллектуальных турнирах, конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах различного уровня) способствует формированию у одаренных детей навыков работы в группе, лидерских, коммуникативных и других творческих личностных качеств.
Ключевой фигурой в создании образовательной среды, способствующей развитию творческой природы одаренного ребенка, является педагог. В отборе преподавателей для работы с одаренными детьми школа придерживается следующих критериев: профессиональная компетенция, высокая коммуникативная культура, наличие творческих и организационных способностей, знание возрастной психологии.
Значимую роль в системе развития одаренных детей играет научно-методическое сопровождение, включающее разработку и реализацию интегративных и развивающих образовательных программ; организацию работы Научного общества учащихся; подготовку публикаций научных работ обучающихся.
Результативность работы любой школы характеризуется количеством призеров и победителей интеллектуальных мероприятий различного уровня, результатами ЕГЭ и профессиональным самоопрелелением выпускников. Наши выпускники ежегодно обеспечивают 100% поступление в ведущие вузы страны: По окончании вузов наши выпускники продолжают обучение в аспирантуре, работают в научно-исследовательских институтах, руководителями престижных учреждений и фирм и, что особенно важно для нас, возвращаются в регион, в наш вуз, преподают, в том числе и нашей школе.
В школе создана и успешно внедряется система воспитательной работы, направленная на всестороннее развитие потребностей личности в духовном и нравственном совершенствовании. На базе Культурно-досугового центра института создаются условия для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания одаренных детей, осуществляется поддержка талантливой молодежи, развитие художественного творчества. Также уделяется внимание формированию здорового образа жизни, занятиям спортом, профилактике вредных привычек, развивается система отдыха и оздоровления обучающихся, создаются условия для здорового досуга.
Физико-математической школа, помимо воспитательных и обучающих целей, всегда ставила себе задачу популяризации математического образования, в том числе через систему дополнительного образования l3]. С целью эффективной реализации программ повышенного уровня, создания условий для научно-исследовательской деятельности обучающихся в Физико-математической школе разработан и реализован Учебный план дополнительных общеобразовательных программ по предметам математика, физика, химия, информатика, русский язык, литература. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей [4].
Физико-математическая школа на протяжении ряда лет служит площадкой для организации и проведения городского математического турнира, интеллектуальных викторин и конкурсов.
Опыт работы в области реализации дополнительных общеобразовательных программ, кадровое обеспечение послужили базой для реализации в институте образовательного проекта «Академия Абитуриентов».
Образовательная среда школы в структуре вуза создает оптимальные условия для создания системы «социальных лифтов» для талантливых школьников, объединяющей профориентационные, образовательные, исследовательские и иные ресурсы для выявления, развития и профессионального становления детей.