Полный текст статьи
Печать

Эффективность деятельности органов МСУ во многом определяется качеством их кадрового состава, его способностью и готовностью к решению задач муниципального управления в динамично развивающихся и изменяющихся условиях реформирования системы местной власти как самостоятельного уровня управления. Основу кадрового состава органов местного самоуправления составляет муниципальная служба, в которой муниципальные служащие являются особой социально-профессиональной группой. Особенность этой категории работников органов МСУ заключается не только в их правовом статусе, но и в тех требованиях, которые предъявляются к ним для эффективного исполнения функциональных обязанностей.

 Для обеспечения высокого профессионализма муниципальных служащих необходима эффективная система их непрерывного обучения. При этом, в условиях дефицита времени и средств, первоочередное внимание следует уделять осуществлению непрерывного дополнительного образования служащих.

В последние годы четко проявилась тенденция к возрастанию у муниципальных служащих спроса на непрерывное образование. Это связано в основном с двумя причинами:

1)   с осознанием потребности в получении современных знаний, которые требуются в новых условиях развития общества;

2) с нормативным закреплением квалификационных требований к служащим, замещающим государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы [4, 115].

В Республике Саха (Якутия) годы активно решается вопрос обучения кадров муниципальной службы. Численность выпускников, получивших высшее образование в области государственного и муниципального управления каждым годом повышается. Ежегодно Высшая школа инновационного менеджмента при Главе Республики Саха (Якутия) организует и проводит прием на профессиональную переподготовку муниципальных служащих.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является формирование профессиональных компетенций слушателей, привитие им дополнительных знаний, умений и навыков по отдельным дисциплинам, входящим в образовательную программу. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом установленного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в сфере государственного и муниципального управления. Срок обучения с частичным отрывом от работы составляет от 9 до 14 месяцев.

В Высшей школе инновационного менеджмента при Главе Республики Саха (Якутия) проводится ежегодный мониторинг качества образовательных программ. Он выявил тенденцию к возрастанию потребности в обучении у муниципальных служащих, о чем свидетельствуют, в частности, данные диаграммы № 1 по рис.1.  С 2012 по 2015 годы на профессиональную переподготовку зачислено 263 муниципальных служащих. 

Среди муниципальных служащих наиболее востребованными   программами являются «Муниципальное управление», «Финансовый менеджмент», «Управление земельными ресурсами» и «Управление персоналом».

В марте 2016 г.  Высшей школой инновационного менеджмента при Главе Республики Саха (Якутия) проведен социологический опрос, в котором изучался вопрос об образовательных потребностях муниципальных служащих Республики Саха (Якутия). В нем приняли участие 358 человек. В ответах респондентов просматривается потребность как в комплексе общих знаний, охватывающих сферу общественных отношений, с которыми связана профессиональная деятельность, так и в специальных знаниях, касающихся конкретного содержания управляемой сферы. 

Среди актуальных направлений подготовки респонденты выделяют:

- правовые основы деятельности муниципальных служащих (указали  65,5%);

- экономические (24,1 %);

- финансовые (9,8 %);

- информационное обеспечение управленческой деятельности (7,9 %)

- делопроизводство (7,5 %).

Также муниципальным служащим при выполнении своих обязанностей, по мнению опрошенных, не хватает знаний в области государственного и муниципального управления, по специальным вопросам служебной деятельности и др.

Муниципальный служащий должен постоянно поддерживать уровень своих знаний, повышать квалификацию, иметь возможность переподготовки и стажировки. Безусловно, обучение каждого специалиста должно носить постоянный характер, т. е. осуществляться в течение всей его профессиональной карьеры с целью обновления его знаний, полученных в результате «базового» образования, и обретения новых знаний, которые он будет использовать в своей профессиональной деятельности [1, 115].  

На вопрос «Какую форму обучения кадров МСУ Вы считаете оптимальной для подготовки, переподготовки и повышения квалификации?» - получены      следующие ответы. Менее половины опрашиваемых (29,6 % респондента) предпочитают получить образование в центрах подготовки государственных гражданских и муниципальных служащих, 27,7 % желают пройти повышение квалификации по месту работы и 15,6 % хотят обучаться в учебном заведении (на заочном отделении). К сожалению, мало респондентов выбрали вариант «дистанционное обучение в учебном заведении» (13,1 %) и «самообразование» (11,7 %).  

На вопрос: «Из каких источников, по Вашему мнению, должны финансироваться подготовка и повышение квалификации кадров муниципальной службы республики?» – опрошенные муниципальные служащие отметили в качестве основного источника республиканский бюджет (52,6 %); федеральный бюджет идет на втором месте – 19,5 %; бюджет муниципального образования и оплату за счет самого служащего указали 17,1 % и 10,8 %, соответственно.

Таким образом, при формировании учебных графиков обучения муниципальных служащих должны быть учтены их пожелания по месту обучения (дистанционное, с выездом, в образовательном учреждении и т.п.) и решены вопросы софинансирования учебного процесса. Кроме того, при построении системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки необходимо учитывать ряд требований, предъявляемых к содержанию учебных планов и программ, методам обучения. В первую очередь, подготовка муниципальных служащих должна быть научно обоснованной, высокоэффективной, экономически разумной. Она должна обеспечивать всестороннее развитие необходимых качеств, овладение современными теоретическими знаниями и формирование навыков практической работы.