Полный текст статьи
Печать

Среднее профессиональное образование - важная составная часть российского образования. Оно развивается как звено в системе непрерывного образования и призвано удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении профессиональной квалификации специалиста среднего звена.

Важнейшими институтами социализации являются учреждения системы среднего  профессионального образования, формирующие профессиональную культуру и профессиональные качества будущих специалистов. Следовательно, оказание воспитательного воздействия на студенческую молодежь должно опираться на формирование толерантного поведения и толерантного сознания [1].

Современный этап развития средней профессиональной школы характеризуется устойчивой тенденцией к расширению масштабов подготовки специалистов. Изменяются требования к содержанию среднего профессионального образования. Перед ним ставятся принципиально новые задачи по формированию у студентов системного мышления, коммуникативной, правовой информационной культуры, творческой активности, умения анализировать результаты своей деятельности. 

П.Ф. Анисимов утверждает, что роль среднего профессионального образования увеличивается в условиях расслоения общества и снижения территориальной мобильности населения. Многочисленность средних специальных учебных заведений, их достаточно равномерное размещение по территории России, относительно краткие сроки и невысокие затраты на обучение обусловливают важность профессионального образования с точки зрения удовлетворения образовательных потребностей населения с ограниченными экономическими возможностями. При этом оно служит одной из форм социальной защиты для выпускников школ и, как следствие, стабилизирующим фактором в обществе [2].

В ряде субъектов Российской Федерации сформированы региональные программы развития воспитания, одним из направлений которой является увеличение значения внеурочной работы со студентами средних специальных учебных заведений. Удовлетворение основных культурных потребностей зависит от типа социально-культурной среды, уровня культуры населения и культурного потенциала региона. Неоднородность его среды определяется не только технико-экономическим профилем территории, составом населения, но и национальными и социально-культурными различиями, проявляющимися в отношениях людей, образе жизни, непосредственно в культурной деятельности. 

Качество образования сегодня рассматривается как важнейший фактор устойчивого развития страны, её информационной и нравственной безопасности. Можно выделить две группы предпосылок актуализации данной проблемы – внешних по отношению к системе образования, и внутренних, непосредственно связанных с ней. Первая группа причин обусловлена вызовами мировому сообществу, которые определились на рубеже тысячелетий: демографическим, мировоззренческим, нравственным, экологическим (К.К.Колин). Анализ этих проблем показывает, что их глубинные корни находятся вовсе не в экономической, политической или социальной сферах общества. Они лежат в духовной области и напрямую зависят от уровня образованности, нравственности и моральных качеств людей, их миропонимания и мировоззрения. Глобальный уровень перечисленных вызовов, связанная с ними угроза самому существованию человечества, делают объективно необходимым изменения отношения к образованию и его функциям, требуют повышения качества общего и профессионального образования [3]. 

Вторая группа предпосылок инициируется «волной» инноваций (не всегда позитивных) в системе профессионального образования, где почти каждый педагог и каждое учебное учреждение заняты самостоятельными педагогическими изысканиями.      Отсутствие надежной парадигмы качественного образования обуславливает то, что современная педагогическая практика во многом носит инстинктивный и стихийный характер. Возникает вопрос о том, насколько многочисленные предложения, идущие от практиков и теоретиков профессионального образования, научно состоятельно, насколько они способствуют возрастанию качества подготовки специалистов. 

Следовательно, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что перед системой среднего профессионально образования (СПО) проблема качества подготовки специалистов стоит достаточно остро по ряду причин. Первая заключается в заметно меньшем внимании государства к проблеме СПО в сравнении с высшим профессиональным образованием.

Вторая причина связана с тем, что система СПО, обеспечивающая социальную и экономическую сферу специалистами среднего звена, только сравнительно недавно (с 1990-х гг.) оказалась в поле зрения психолого-педагогической науки. До настоящего времени среднее профессиональное образование – единственная область, не имеющая своей системы подготовки кадров. 

По мнению Д.В. Чернилевского, современный этап развития среднего профессионального образования характеризуется ростом как востребованности, так и объема подготовки специалистов [4]. Средние специальные учебные заведения многочисленны, достаточно равномерно распределены по субъектам РФ, функционируют не только в крупных городах, но и в других населенных пунктах, что имеет большое значение для удовлетворения региональных образовательных и кадровых потребностей. Характер среднего профессионального образования соответствует основным требованиям подготовки специалистов в современных условиях рынка труда. Относительно низкая стоимость и краткие сроки обучения делают его более выгодным как для отдельных граждан, так и в масштабах государства.

Следовательно, усиление ориентации СПО на региональные условия и потребности, вариативность и гибкость образовательных программ, диверсификация средних специальных учебных заведений с учетом многопрофильности, многоуровневости и многофункциональности, расширение взаимодействия с другими уровнями в системе профессионального образования – все это способствует повышению роли среднего профессионального образования в удовлетворении образовательных запросов населения, кадровых потребностей экономики и социальной сферы. 

Вместе с тем, Г.И.Ибрагимов отмечает, что качество подготовки специалистов не в полной мере отвечает современным и перспективным потребностям. Вопрос о качестве подготовки специалистов обычно сводится, по мнению автора, к текущей и итоговой оценке студентов лишь по одному параметру – уровню знаний и умений. В то же время необходимо стимулировать проявление активности в различных видах деятельности – культурной, научной, общественной и т.д. знания и умения, считает Г.И.Ибрагимов – лишь часть личностных свойств, влияющих на успешность деятельности общения, поведения будущего специалиста. Необходимо научить студентов общаться с коллегами, заниматься исследовательской деятельностью [5].

Проведенное нами пилотажное исследование, посвященное изучению социального портрета студента среднего специального учебного заведения с широким диапазоном вопросов учебно-воспитательного, педагогического и социального характера, позволило отметить ряд важных особенностей. Например, выбор профессии осуществлялся в основном под влиянием родителей (29,6%) и друзей (29,3%). Недопустимо низкой в этом отношении продолжает оставаться роль общеобразовательной школы (8,4%) и СМИ (5,2%). Почти никто не отмечает работы центров профориентации (5,3%) и служб занятости (2,6%), которые не только существуют на средства государственного бюджета, но работают крайне неудовлетворительно. 

Одной из актуальнейших проблем, стоящих перед руководителями и педагогическими коллективами средних специальных учебных заведений является организация свободного времени студентов. 

Исходя из современных реальностей, ведущей задачей среднего профессионально-педагогического образования становятся посторонние механизмы социализации педагога, поскольку от степени зрелости и эффективности всей системы социализации личности зависит, в конченом счете, функционирование всех сфер общественной жизни.