Важнейшими институтами социализации являются учреждения системы среднего профессионального образования, формирующие профессиональную культуру и профессиональные качества будущих специалистов. Следовательно, оказание воспитательного воздействия на студенческую молодежь должно опираться на формирование толерантного поведения и толерантного сознания [1].
П.Ф. Анисимов утверждает, что роль среднего профессионального образования увеличивается в условиях расслоения общества и снижения территориальной мобильности населения. Многочисленность средних специальных учебных заведений, их достаточно равномерное размещение по территории России, относительно краткие сроки и невысокие затраты на обучение обусловливают важность профессионального образования с точки зрения удовлетворения образовательных потребностей населения с ограниченными экономическими возможностями. При этом оно служит одной из форм социальной защиты для выпускников школ и, как следствие, стабилизирующим фактором в обществе [2].
Уровень подготовки специалистов в системе профессионального образования дает возможность получить одновременно общее и профессиональное образования, что востребовано миллионами молодых людей, заинтересованных в скорейшей самореализации.
Качество образования сегодня рассматривается как важнейший фактор устойчивого развития страны, её информационной и нравственной безопасности. Можно выделить две группы предпосылок актуализации данной проблемы – внешних по отношению к системе образования, и внутренних, непосредственно связанных с ней. Первая группа причин обусловлена вызовами мировому сообществу, которые определились на рубеже тысячелетий: демографическим, мировоззренческим, нравственным, экологическим (К.К.Колин). Анализ этих проблем показывает, что их глубинные корни находятся вовсе не в экономической, политической или социальной сферах общества. Они лежат в духовной области и напрямую зависят от уровня образованности, нравственности и моральных качеств людей, их миропонимания и мировоззрения. Глобальный уровень перечисленных вызовов, связанная с ними угроза самому существованию человечества, делают объективно необходимым изменения отношения к образованию и его функциям, требуют повышения качества общего и профессионального образования [3].
Вторая группа предпосылок инициируется «волной» инноваций (не всегда позитивных) в системе профессионального образования, где почти каждый педагог и каждое учебное учреждение заняты самостоятельными педагогическими изысканиями. Отсутствие надежной парадигмы качественного образования обуславливает то, что современная педагогическая практика во многом носит инстинктивный и стихийный характер. Возникает вопрос о том, насколько многочисленные предложения, идущие от практиков и теоретиков профессионального образования, научно состоятельно, насколько они способствуют возрастанию качества подготовки специалистов.
Следовательно, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что перед системой среднего профессионально образования (СПО) проблема качества подготовки специалистов стоит достаточно остро по ряду причин. Первая заключается в заметно меньшем внимании государства к проблеме СПО в сравнении с высшим профессиональным образованием.
Вторая причина связана с тем, что система СПО, обеспечивающая социальную и экономическую сферу специалистами среднего звена, только сравнительно недавно (с 1990-х гг.) оказалась в поле зрения психолого-педагогической науки. До настоящего времени среднее профессиональное образование – единственная область, не имеющая своей системы подготовки кадров.
Вместе с тем, Г.И. Ибрагимов отмечает, что качество подготовки специалистов не в полной мере отвечает современным и перспективным потребностям. Вопрос о качестве подготовки специалистов обычно сводится, по мнению автора, к текущей и итоговой оценке студентов лишь по одному параметру – уровню знаний и умений. В то же время необходимо стимулировать проявление активности в различных видах деятельности – культурной, научной, общественной и т.д. знания и умения, считает Г.И.Ибрагимов – лишь часть личностных свойств, влияющих на успешность деятельности общения, поведения будущего специалиста. Необходимо научить студентов общаться с коллегами, заниматься исследовательской деятельностью [5].
Проведенное нами пилотажное исследование, посвященное изучению социального портрета студента среднего специального учебного заведения с широким диапазоном вопросов учебно-воспитательного, педагогического и социального характера, позволило отметить ряд важных особенностей. Например, выбор профессии осуществлялся в основном под влиянием родителей (29,6%) и друзей (29,3%). Недопустимо низкой в этом отношении продолжает оставаться роль общеобразовательной школы (8,4%) и СМИ (5,2%). Почти никто не отмечает работы центров профориентации (5,3%) и служб занятости (2,6%), которые не только существуют на средства государственного бюджета, но работают крайне неудовлетворительно.
Исходя из современных реальностей, ведущей задачей среднего профессионально-педагогического образования становятся посторонние механизмы социализации педагога, поскольку от степени зрелости и эффективности всей системы социализации личности зависит, в конченом счете, функционирование всех сфер общественной жизни.