Полный текст статьи
Печать

Современное содержание образования представляет собой форму сложных, многофункциональных структур, характеризующихся не только насыщением информации разного рода, но и прежде всего применением разнообразных инновационных технологий, которые повлияли на характер оценки качества образования.                                                    

До сих пор оценка качества образования на всех уровнях сводится чаще всего к оценке качества обучения. Мы  начали работу над разработкой  подходов к его измерению.

Лексическая компетенция как важная составная часть других видов компетенций основывается и на способностях обучаемых. Согласно А.Н. Шамову в процессе формирования лексической компетенции важно учитывать личный языковой и речевой опыт самих учащихся. Во внимание принимаются такие способности, как умение прогнозировать слова в составе разных организационных структур (словосочетание, речевой образец, сверхфразовое единство), наличие чувства языка.

В каждом учебном предмете педагогический контроль имеет свои цели, функции, виды и формы.                                                                                   

1. Существуют разные виды контроля: обучающий, воспитательный, организаторский, развивающий, методический, стимулирующий, диагностический, прогностический.

  1. Формы контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный.

Из этого следует, что контроль языковых навыков – важная задача, обеспечивающая эффективное общение на изучаемом языке. С.И. Архангельский отмечал, что система учебного процесса требует наличия в ней различных средств обратной связи. «…на основе актов контроля и оценки знаний каждый преподаватель и педагогический коллектив не только знают состояние успеваемости учащихся, но и приобретают возможность своевременно реагировать на неуспеваемость учащихся, направлять их работу в полном соответствии с заданными требованиями» [1;264].

Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку.

Предметом исследования является использование средств контроля при развитии лексических навыков у студентов.

Целью работы является теоретическое обоснование и практическая организация контроля в процессе обучения.

Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:

1)              Осуществить теоретический анализ научной литературы по данной проблеме

2)              Использовать средства контроля работы СРС (самостоятельной работы).

3)              Выполнить анализ результатов процесса обучения

Гипотеза исследования: обучение иностранному языку может быть более эффективным в колледже при условии, если:

1)                Формировать лексические навыки, термины по специальности

2)                Учитывать функции, виды и формы контроля

3)                Использовать различные средства контроля языковых навыков у студентов

Методологической основой по проблеме  послужили работы авторов:

  1. Теория формирования лексических навыков (С.Л.Рубиштейн, Е.И. Пассов, А.Н.  Шамов, Т.Б Вепрева, Берман И.М)
  2. Особенности преподавания английского языка (Е.С. Полат, М.М. Фомин)
  3. Теория контроля в обучении (И.Л Бим, М.Е.Брейгина, А.В Палкина, Г.И.Щукина)

Базой исследования является Колледж технологий Технического института СВФУ г. Якутска, (I-II-III курсы по направлению специальности «Техник»).

На I-этапе были рассмотрены теоретические основы использования средств контроля при развитии лексических навыков.  Согласно Е.И. Пассову в основе владения словом лежит целая система связей. Мало знать, как слово произносится и пишется, что означает и какую грамматическую форму имеет. Усвоение лексики возможно лишь с учетом ее системности, смысловых, стилевых отношений, характера связанности и взаимодействия[26;79].

Практическая работа использования средств контроля проводилась на базе Колледжа технологий Технологического института СВФУ.

На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня развития лексической стороны речи. В результате проведённой работы было установлено, что качество знаний лексики на первом этапе составляет 46.6%.

На формирующем этапе, который проходил на период с 7 сентября по 21 октября, студенты выполняли различные упражнения на контроль лексических навыков.

И в заключительной части нашей практической работы мы снова провели контроль лексических навыков у студентов I – II – III курсов колледжа.  Качество лексических навыков выросло до 60%. В результате проведенной работы, мы видим, что уровень обучения вырос на 13,4%. 

В целом, это доказывает, что содержание и приёмы формирующего этапа эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для развития лексической стороны речи студентов.

Заключение

В данной  работе мы рассмотрели научно-теоретическую литературу по теме вышеназванных авторов и проанализировали учебно-методический комплекс, а также разработали различные упражнения на контроль лексических навыков и терминов по направлению специальности.

На I-этапе мы пришли к выводу, что лексика является крайне важным аспектом языка, и от уровня сформированности лексических навыков зависит способность общения на иностранном языке, контроль и оценка уровня владения иностранным языком. Были рассмотрены: контрольная, обучающая, воспитательная, организаторская, развивающая, методическая, стимулирующая, диагностическая, прогностическая виды контроля и формы: индивидуальная, групповая и фронтальная.

Второй этап посвящен получению ожидаемого результата практической реализации рассмотренных теоретических вопросов анализа у студентов по курсам, вследствие которых мы обнаружили повышение показателей уровня лексических и языковых навыков.

В ходе работы гипотезы исследования были учтены и выполнены, поставленные нами ранее цели и задачи были реализованы в ходе данного исследования.

Можно утверждать, что цель данной работы успешно достигнута, все поставленные задачи решены. Таким образом, на практике была доказана эффективность использования средств контроля обучении иностранному языку среди студентов колледжа.              

 Многоаспектные контрольные работы дают возмож­ность измерить их начальный объем и качество на различных этапах учебно-познавательной дея­тельности, выявить оптимальный технологический вариант процесса обучения (традиционный или нетрадиционный), позволяющий наиболее эффективно организовывать учебный процесс.                       

Практическая значимость заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы преподавателями и студентами в процессе обучения английскому языку в школе или в институте, а также студентами во время педагогической практики.