Полный текст статьи
Печать

Ориентиры модернизации системы российского образования - доступность, качество, эффективность - предъявляют повышенные требования к дошкольным образовательным организациям. Оптимизация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений. Инновационный процесс представляет собой единство трёх составляющих: создание, освоение и применение новшеств. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи, практическая разработка идеи и реализация нововведения в практике. В связи с этим инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально-педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью. Внедрение инноваций способно изменить профессиональный облик педагога, вооружить его новыми педагогическими технологиями, способами и средствами, призванными заинтересовать ребёнка, сделать его субъектом собственного развития, а ОУ - полноценным социально – педагогическим институтом социума.

Для повышения этой активности необходимо найти механизмы стимулирования педагогов, т.е. повысить их мотивацию к обновлению системы образования детей через включение педагога в инновационную деятельность.

Значительный вклад в развитие теории и практики мотивации тру­довой деятельности внесли представители научной школы управления Ф. Тейлор, Ф. Гилбретт и Л. Гилбретт, Г. Эмерсон. Различные наборы стимулов для создания системы стимулирования разработаны В.М. Лизинским, также перечень поощрений педагогов, предло­жен в работе М.М. Поташника «Управление профессиональным ростом учителя в современной школе».

В исследованиях В.Р.Веснина, В.В.Глухова, М.И. и Н.Ю. Кругловых изучаются системы мотивационных и экономических механизмов, как основные функции менеджмента.

В литературе описываются следующие виды стимулирования:

  • Материальное стимулирование
  • Моральное стимулирование

Функция стимулирования используется для морального и материального поощрения работников в зависимости от качества и количества затраченного труда. Стимулирование предполагает создание условий, при которых в результате активной трудовой деятельности работник будет трудиться более эффективно и более производительно, т.е. выполнит больший объем работ, чем было оговорено заранее.  Также, создает условия для осознания работником, что он может трудиться более производительно, и возникновения желания, рождающего, в свою очередь, потребность, трудиться более производительно.

 Цель стимулирования - не только побудить человека работать вообще, а побудить его делать лучше того, что обусловлено трудовыми отношениями.

Таким образом, стимулирование, как основная функция менеджмента обеспечивает заинтересованность в достижении высокой эффективности работы всего учреждения.

Важнейшим видом стимулирования является материальное, призванным играть ведущую роль в повышении трудовой активности работников. Этот вид состоит из материально-денежного и материально-неденежного стимулирования, последнее содержит часть социальных стимулов.

Вторым немаловажным является моральное стимулирование, которое содержит в себе социальные, моральные, эстетические и информационные стимулы. В психологическом подходе моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда.

Для повышения качества инновационной деятельности в ДОО нами разработана система стимулирования педагогов, которая включает в себя морального и материального стимулирования. 

Содержание инновационной деятельности

Методы морального стимулирования

Методы материального стимулирования

 

Готовность педагога к инновационной деятельности: выбор инновационного проекта, разработка плана проекта

- выражение личной благодарности

 

направление на бесплатные курсы повышения квалификации

 

Создание инновационной среды; Подбор материалов по теме проекта

-доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой конкретной работы

-похвала, высказанная после посещения НОД

Составление плана основного этапа проектирования

-публичная похвала в докладе или выступлении на собрании, представительном совещании, конференции

 

-публикация о педагоге в СМИ, на сайте ОУ;

-выпуск буклета, брошюры с изложением инноваций и достижений педагога;

-подготовка публикации по итогам серии открытых мероприятий, проведенных педагогом;

Работа педагога над основным этапом инновационного проекта

-похвала, высказанная после посещения НОД;

-благодарность в приказе

Работа педагога над завершающим этапом инновационного проекта

-выдвижение на обобщение накопленного педагогического опыта педагога;

- награждение педагога подпиской на профессиональные издания и приобретение для него необходимой техники и литературы для улучшения обеспечения образовательного процесса;

- размещение фотографии на стенде ("Лучшие педагоги" и т. п.);

Обобщение опыта педагога в виде научного отчета

-направление на муниципальные или региональные конкурсы профессионального мастерства

- награждение педагога благодарственным письмом, грамотой, дипломом ОУ или общественной организации;

 

-предоставление права выступить с научным отчетом на педагогическом совете или ином педагогическом форуме;

-предоставление права педагогу вести школу молодого педагога, школу передового опыта и т. п.;

-предложение возглавить творческую группу;

-выдвижение педагога в резерв на повышение;

-включение в состав жюри конкурсов, экспертные советы, привлечение к рецензированию документов, разработок, программ и т. п.

- изготовление видеоверсии комплексного творческого отчета педагога; дайджеста материалов, используемых педагогом в профессиональной деятельности, программ и сценариев открытых мероприятий, проведенных педагогом;

- подготовка видеофильма о достижениях педагога и его воспитанников;

 

Презентация инновационного проекта на муниципальном уровне

- рекомендация для участия педагога в конкурсном отборе лучших педагогов, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

- включение в состав жюри конкурсов, экспертные советы, привлечение к рецензированию документов, разработок, программ и т. п.;

- выдвижение на награждение городской, областной, министерской грамотой, грамотой главы администрации, губернатора, органа образования;

- выплата стимулирующей доплаты по результатам труда;

 

Презентация инновационного проекта на региональном уровне

рекомендация для участия педагога в конкурсном отборе лучших педагогов, активно внедряющих инновационные образовательные программы

-Организация персональной выставки творческих работ педагога;

-Выплата стимулирующей доплаты по результатам труда;

-Подарки за высокие результаты работы

-Выделение бесплатной туристической путевки или путевки в дом отдыха;

Презентация инновационного проекта на федеральном  уровне

рекомендация для участия педагога в конкурсном отборе лучших педагогов, активно внедряющих инновационные образовательные программы

-оплата участия педагога в региональных, всероссийских, международных конференциях;

-Выплата стимулирующей доплаты по результатам труда;

-Выплата премии по результатам труда

Презентация инновационного проекта на международном  уровне

 

- представление педагога к местным или государственным наградам;

- выдвижение педагога на грант или другую форму финансовой поддержки;