Ориентиры модернизации системы российского образования - доступность, качество, эффективность - предъявляют повышенные требования к дошкольным образовательным организациям. Оптимизация развития системы дошкольного образования возможна лишь при освоении инноваций, способствующих качественным изменениям деятельности дошкольных образовательных учреждений. Инновационный процесс представляет собой единство трёх составляющих: создание, освоение и применение новшеств. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс рассматривается как развитие трёх основных этапов: генерирование идеи, практическая разработка идеи и реализация нововведения в практике. В связи с этим инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этим изменений в социально-педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью. Внедрение инноваций способно изменить профессиональный облик педагога, вооружить его новыми педагогическими технологиями, способами и средствами, призванными заинтересовать ребёнка, сделать его субъектом собственного развития, а ОУ - полноценным социально – педагогическим институтом социума.
Для повышения этой активности необходимо найти механизмы стимулирования педагогов, т.е. повысить их мотивацию к обновлению системы образования детей через включение педагога в инновационную деятельность.
Значительный вклад в развитие теории и практики мотивации трудовой деятельности внесли представители научной школы управления Ф. Тейлор, Ф. Гилбретт и Л. Гилбретт, Г. Эмерсон. Различные наборы стимулов для создания системы стимулирования разработаны В.М. Лизинским, также перечень поощрений педагогов, предложен в работе М.М. Поташника «Управление профессиональным ростом учителя в современной школе».
В исследованиях В.Р.Веснина, В.В.Глухова, М.И. и Н.Ю. Кругловых изучаются системы мотивационных и экономических механизмов, как основные функции менеджмента.
В литературе описываются следующие виды стимулирования:
- Материальное стимулирование
- Моральное стимулирование
Функция стимулирования используется для морального и материального поощрения работников в зависимости от качества и количества затраченного труда. Стимулирование предполагает создание условий, при которых в результате активной трудовой деятельности работник будет трудиться более эффективно и более производительно, т.е. выполнит больший объем работ, чем было оговорено заранее. Также, создает условия для осознания работником, что он может трудиться более производительно, и возникновения желания, рождающего, в свою очередь, потребность, трудиться более производительно.
Цель стимулирования - не только побудить человека работать вообще, а побудить его делать лучше того, что обусловлено трудовыми отношениями.
Таким образом, стимулирование, как основная функция менеджмента обеспечивает заинтересованность в достижении высокой эффективности работы всего учреждения.
Важнейшим видом стимулирования является материальное, призванным играть ведущую роль в повышении трудовой активности работников. Этот вид состоит из материально-денежного и материально-неденежного стимулирования, последнее содержит часть социальных стимулов.
Вторым немаловажным является моральное стимулирование, которое содержит в себе социальные, моральные, эстетические и информационные стимулы. В психологическом подходе моральное стимулирование является самой развитой и широко применяющейся подсистемой духовного стимулирования труда.
Для повышения качества инновационной деятельности в ДОО нами разработана система стимулирования педагогов, которая включает в себя морального и материального стимулирования.
Содержание инновационной деятельности |
Методы морального стимулирования |
Методы материального стимулирования
|
Готовность педагога к инновационной деятельности: выбор инновационного проекта, разработка плана проекта |
- выражение личной благодарности
|
направление на бесплатные курсы повышения квалификации
|
Создание инновационной среды; Подбор материалов по теме проекта |
-доброжелательный предметный разговор с позитивной оценкой конкретной работы |
|
-похвала, высказанная после посещения НОД |
||
Составление плана основного этапа проектирования |
-публичная похвала в докладе или выступлении на собрании, представительном совещании, конференции
|
-публикация о педагоге в СМИ, на сайте ОУ; -выпуск буклета, брошюры с изложением инноваций и достижений педагога; -подготовка публикации по итогам серии открытых мероприятий, проведенных педагогом; |
Работа педагога над основным этапом инновационного проекта |
-похвала, высказанная после посещения НОД; -благодарность в приказе |
|
Работа педагога над завершающим этапом инновационного проекта |
-выдвижение на обобщение накопленного педагогического опыта педагога; |
- награждение педагога подпиской на профессиональные издания и приобретение для него необходимой техники и литературы для улучшения обеспечения образовательного процесса; - размещение фотографии на стенде ("Лучшие педагоги" и т. п.); |
Обобщение опыта педагога в виде научного отчета |
-направление на муниципальные или региональные конкурсы профессионального мастерства |
- награждение педагога благодарственным письмом, грамотой, дипломом ОУ или общественной организации;
|
-предоставление права выступить с научным отчетом на педагогическом совете или ином педагогическом форуме; -предоставление права педагогу вести школу молодого педагога, школу передового опыта и т. п.; -предложение возглавить творческую группу; -выдвижение педагога в резерв на повышение; -включение в состав жюри конкурсов, экспертные советы, привлечение к рецензированию документов, разработок, программ и т. п. |
- изготовление видеоверсии комплексного творческого отчета педагога; дайджеста материалов, используемых педагогом в профессиональной деятельности, программ и сценариев открытых мероприятий, проведенных педагогом; - подготовка видеофильма о достижениях педагога и его воспитанников;
|
|
Презентация инновационного проекта на муниципальном уровне |
- рекомендация для участия педагога в конкурсном отборе лучших педагогов, активно внедряющих инновационные образовательные программы; - включение в состав жюри конкурсов, экспертные советы, привлечение к рецензированию документов, разработок, программ и т. п.; |
- выдвижение на награждение городской, областной, министерской грамотой, грамотой главы администрации, губернатора, органа образования; - выплата стимулирующей доплаты по результатам труда;
|
Презентация инновационного проекта на региональном уровне |
рекомендация для участия педагога в конкурсном отборе лучших педагогов, активно внедряющих инновационные образовательные программы |
-Организация персональной выставки творческих работ педагога; -Выплата стимулирующей доплаты по результатам труда; |
-Подарки за высокие результаты работы |
||
-Выделение бесплатной туристической путевки или путевки в дом отдыха; |
||
Презентация инновационного проекта на федеральном уровне |
рекомендация для участия педагога в конкурсном отборе лучших педагогов, активно внедряющих инновационные образовательные программы |
-оплата участия педагога в региональных, всероссийских, международных конференциях; |
-Выплата стимулирующей доплаты по результатам труда; -Выплата премии по результатам труда |
||
Презентация инновационного проекта на международном уровне |
|
- представление педагога к местным или государственным наградам; - выдвижение педагога на грант или другую форму финансовой поддержки; |