Полный текст статьи
Печать

Одной из целей современного профессионального образования является подготовка выпускника, способного к  самообучению, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.

Перед преподавателем  в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать инновационные и экспериментальные технологии обучения, направленные на развитие творческих способностей личности, на повышение ее активности, самостоятельности  и ответственности и повышение  качества образования посредством включения в работу методики  исследовательской деятельности, её апробированию на практике. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности обучающегося посредством  освоения  навыков исследования,  самообразования, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.

В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык.   Проведение научно-исследовательских работ  по  английскому языку имеет следующие цели:

 - популяризация предмета;

 -оценка уровня сформированности иноязычной компетенции учащихся, а также ознакомление их с новыми формами исследовательской деятельности (рефераты, проекты, электронные презентации);

 - повышение мотивации обучающихся в изучении английского языка;

- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности,

- создание необходимых условий для поддержки одаренных студентов, пропаганда научных знаний.

В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность обучающихся  нашего техникума занимает одно из ведущих мест в учебном процессе и имеет следующий алгоритм:

1.           Определение темы, постановка проблемы и задачи исследования.

2.           Сбор библиографической информации и изучение теории, посвященной данной проблематике.

3.           Консультирование по вопросам отбора содержания работы, выдвижение и проверка гипотез.

4.           Подбор методик исследования и практическое овладение ими.

5.           Сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий к нему.

6.           Собственные выводы.

7.           Письменное оформление проведённого исследования в виде доклада, реферата, сообщения. Создание презентации.

8.           Публичная защита работы.

Одним из методов, обеспечивающих возможность включить обучающихся в исследовательскую работу на английском языке, является метод проектов.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения,  обучающиеся не только  учатся самостоятельно приобретать знания, но и получать опыт научно-познавательной и учебной деятельности, но и реализуют свой интерес к предмету  через исследование и тем самым поднимают свой уровень образованности на более высокую ступень.  Чтобы добиться результата, необходимо научить  их самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты.                                                                                                                                                                    

Обучающиеся, осуществляя научно-исследовательскую деятельность  по английскому языку, очень часто сталкиваются с необходимостью использовать дополнительную информацию из  других областей гуманитарного образования, таких  как языкознание, психология, социология, история, литература, право, информационные технологии.

Вот уже 3 года в нашем  техникуме существует и плодотворно работает научное общество, девиз которого – «Хочешь быть успешным - будь им!»

В работе нашего общества принимают участие студенты и их педагоги по разным предметам, в том числе и по английскому языку. Некоторые обучающиеся за свои выступления получили высокие оценки своей деятельности, что позволило им продолжить свою исследовательскую работу  и выступить со своими докладами на более высоком уровне -  научно - практической конференции в г Москве.

Студент группы ОТЗИ -131 за свой проект «Английские  заимствования  в русском языке»  получил  Диплом III степени в  Региональной  научно-практической конференции «Исследовательская деятельность молодежи на ранних этапах профессиональной карьеры», его работа была опубликована в сборнике. Успешно выступили с проектом «Рэп как способ повышения мотивации к изучению английского языка» во II научно-практической конференции «Будущее – Якутии» студенты гр.ГЭМ-131, заняли третье место. Их работы отличаются оригинальностью и глубиной исследования.

Тематика докладов студентов нашего  техникума  очень разнообразна: «Технические неологизмы»,    « Этимология названий популярных моделей автомобильных брендов»», “New York the city of jazz and freedom”, “Неизвестные факты о Великобритании”, «Олимпийская символика», «Английская  аббревиатура  как  лингвистическая  особенность  on-line  общения».

Таким образом, главным результатом использования исследовательского подхода в обучении является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, приобретение личностного опыта познания. Получив первичные навыки научно-исследовательских  работ, в том числе и на уроках английского языка, учащиеся смогут использовать их затем в проведении серьёзных научных исследований в высших учебных заведениях.