Одной из целей современного профессионального образования является подготовка выпускника, способного к самообучению, а также к научно-исследовательской деятельности в различных областях знаний, требующих от человека творческого напряжения и интеллектуальных усилий.
Перед преподавателем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать инновационные и экспериментальные технологии обучения, направленные на развитие творческих способностей личности, на повышение ее активности, самостоятельности и ответственности и повышение качества образования посредством включения в работу методики исследовательской деятельности, её апробированию на практике. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности обучающегося посредством освоения навыков исследования, самообразования, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке.
В этом плане большим образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом обладает иностранный язык. Проведение научно-исследовательских работ по английскому языку имеет следующие цели:
- популяризация предмета;
-оценка уровня сформированности иноязычной компетенции учащихся, а также ознакомление их с новыми формами исследовательской деятельности (рефераты, проекты, электронные презентации);
- повышение мотивации обучающихся в изучении английского языка;
- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности,
- создание необходимых условий для поддержки одаренных студентов, пропаганда научных знаний.
В настоящее время можно сказать, что исследовательская деятельность обучающихся нашего техникума занимает одно из ведущих мест в учебном процессе и имеет следующий алгоритм:
1. Определение темы, постановка проблемы и задачи исследования.
2. Сбор библиографической информации и изучение теории, посвященной данной проблематике.
3. Консультирование по вопросам отбора содержания работы, выдвижение и проверка гипотез.
4. Подбор методик исследования и практическое овладение ими.
5. Сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий к нему.
6. Собственные выводы.
7. Письменное оформление проведённого исследования в виде доклада, реферата, сообщения. Создание презентации.
8. Публичная защита работы.
Одним из методов, обеспечивающих возможность включить обучающихся в исследовательскую работу на английском языке, является метод проектов.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, обучающиеся не только учатся самостоятельно приобретать знания, но и получать опыт научно-познавательной и учебной деятельности, но и реализуют свой интерес к предмету через исследование и тем самым поднимают свой уровень образованности на более высокую ступень. Чтобы добиться результата, необходимо научить их самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты.
Обучающиеся, осуществляя научно-исследовательскую деятельность по английскому языку, очень часто сталкиваются с необходимостью использовать дополнительную информацию из других областей гуманитарного образования, таких как языкознание, психология, социология, история, литература, право, информационные технологии.
Вот уже 3 года в нашем техникуме существует и плодотворно работает научное общество, девиз которого – «Хочешь быть успешным - будь им!»
В работе нашего общества принимают участие студенты и их педагоги по разным предметам, в том числе и по английскому языку. Некоторые обучающиеся за свои выступления получили высокие оценки своей деятельности, что позволило им продолжить свою исследовательскую работу и выступить со своими докладами на более высоком уровне - научно - практической конференции в г Москве.
Студент группы ОТЗИ -131 за свой проект «Английские заимствования в русском языке» получил Диплом III степени в Региональной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность молодежи на ранних этапах профессиональной карьеры», его работа была опубликована в сборнике. Успешно выступили с проектом «Рэп как способ повышения мотивации к изучению английского языка» во II научно-практической конференции «Будущее – Якутии» студенты гр.ГЭМ-131, заняли третье место. Их работы отличаются оригинальностью и глубиной исследования.
Тематика докладов студентов нашего техникума очень разнообразна: «Технические неологизмы», « Этимология названий популярных моделей автомобильных брендов»», “New York the city of jazz and freedom”, “Неизвестные факты о Великобритании”, «Олимпийская символика», «Английская аббревиатура как лингвистическая особенность on-line общения».
Таким образом, главным результатом использования исследовательского подхода в обучении является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, приобретение личностного опыта познания. Получив первичные навыки научно-исследовательских работ, в том числе и на уроках английского языка, учащиеся смогут использовать их затем в проведении серьёзных научных исследований в высших учебных заведениях.