Полный текст статьи
Печать

 ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж» занимается подготовкой рабочих кадров и специалистов среднего звена. Перед коллективом стоит задача в переобучении, а перед колледжем поднятии не только педагогического ценза, но и сформировании позитивного имиджа колледжа. Колледж начал позиционировать стратегию: «Колледж готовит высококвалифицированные кадры, способные к практической деятельности, содействуя росту социально-экономического потенциала республики, региона и улуса».

И поэтому одним из важных задач позиции было создание привлекательности Сунтарского технологического колледжа для предприятий, работников и студентов и определение отличительных позиций в сравнении с другими профессиональными образовательными организациями. Без этого наивно рассчитывать на достойную репутацию в сфере профессионального образования, да и в обществе в целом.  

Для решения поставленной задачи первым делом было создание индивидуальности через разработку имиджа, чтобы обеспечить устойчивое положение на рынке образовательных услуг и сформировать необходимые коммуникации, а также представить студентам и их родителям свою собственную систему ценностей. Итогом этого этапа стало четкое понимание того, каковы сильные и слабые стороны колледжа.

Дальнейшая стратегия была проста: сильные стороны актуализировались и популяризировались, специфика работы колледжа была определена. Для подачи имиджа  началась работа с целевой аудиторией, ими являются педагоги и работники колледжа, студенты колледжа и их родители, общественное мнение, социальные партнеры, средства массовой информации.

За пять лет периоды становления технологического колледжа проведены следующие работы по формированию становления позитивного имиджа колледжа:

учебно – производственная деятельность:

-                        обновление структуры внутриколледжного управления;

-                        созданы совет колледжа, предметно – цикловые комиссии, студенческий совет обучающихся и родительский комитет;

-                        прохождение повышения квалификации педработников ежегодно;

-                        приобретение учебной литературы;

-                        - в оснащении материально – технической базы:

-                        обновлено  и реконструировано (ремонт) учебного корпуса №1;

-                        капитальный ремонт фасада уч. корпуса №1;

-                        приобретение КАМАЗ- тягач, КАМАЗ (внс), учебной машины (внс), а/м LADAGranta, трактора «Беларусь»,

-                        оснащение ювелирной мастерской и текущий ремонт мастерских;

-                        бетонирование площадки автодрома и т.д;

учебно – воспитательнаядеятельность:

-                        создан виртуальный музей колледжа;

-                        создан сайт колледжа;

-                        ежегодно проводится внтуриколледжный конкурс «Студент года»;

-                        участие студентов во всех проводимых мероприятиях села, улуса.

внешний стиль:

-                        разработана атрибутика: эмблема и флаг колледжа;

-                        разработана и принята единая деловая форма;

-                        создание творческими группами индивидуального стиля учебного корпуса;

финансовая деятельность:

-                        разработан критерий стимулирования труда работников колледжа;

-                        в целях мотивации в учебной и внеучебной деятельности разработано положение о премировании студентов.

Обобщая, всю выше проведенную работу для оценки позитивного имиджа нами  проведен опрос.  Участие приняли 12 преподавателей (36,3 % от общего количества педагогических работников). В ходе опроса преподавателям колледжа было предложено оценить по 5-балльной шкале, в какой мере имеющиеся на сегодняшний день характеристики имиджа колледжа соответствуют представлению респондентов о позитивном имидже колледжа.

Следует обратить внимание: что при оценке имиджа предоставляемых образовательных услуг более 30% опрошенных преподавателей считают качество обучения не полностью соответствующим позитивному имиджу. То же касается организации учебного процесса (21,2% преподавателей), исследовательской работы (24,2% преподавателей), качества обучения (33,3% преподавателей)и т. п.

Высокие оценки получили такие характеристики имиджа предоставляемых услуг, как самореализация и личностное развитие студентов (36,3% преподавателей); организация практики (33,3% - преподавателей).

В оценках имиджа педагогов оценки неполного соответствия выше аналогичных оценок имиджа предоставляемых услуг и в большинстве не превышают 30 %. Следовательно, получается выше уровень оценок и полного соответствия позитивному имиджу.

В оценках руководства колледжа, которые тоже высоки. Но и здесь порядка 20–30% составляет оценка неполного соответствия реального имиджа позитивному. 

Помещения и укомплектованность учебных помещений недостаточно соответствует требованиям подготавливаемых специальностей и профессий. Также есть проблемы в обеспеченности  учебным оборудованием, учебно-методическими материалами кабинетов, лабораторий и мастерских по специальностям нефтегазовой промышленности.

В характеристиках внутреннего имиджа колледжа следует искать путь к повышению имиджа в целом. При этом необходимо обратить внимание на такие характеристики внутреннего имиджа, как корпоративная культура (33,3% – «состояние данной характеристики слабо соответствует позитивному имиджу»), внутренним коммуникациям: сайт колледжа (24,2%), информированность о происходящем в колледже (21,2%).

Позитивные оценки (4 и 5), преобладают в отношениях в преподавательской среде, студентам и отношениях между студентами так и в отношениях преподавателей с администрацией. Высокие оценки преобладают в организации и содержании внеучебных мероприятий и традициям колледжа.

Характеристики визуального имиджа выглядят весьма неплохо. Здесь также оценки неполного соответствия занимают интервал 33–36%. Заметно преобладают и оценки полного соответствия. Не является исключением и фирменный стиль колледжа.

В целом на основании полученных данных следует сделать выводы:

  1. В интервале оценок от 0 до 5 преобладают оценки 5; 4 и 3
  2. Преобладает общая позитивная оценка имиджа колледжа.
  3. Оценки, данные преподавателями, в большинстве случаев совпадают, отмечается высокая степень единства мнений.

Таким образом, анкетирование показывает, что имидж колледжа сформировывается на достаточно хорошем уровне. Расхождения, которые иногда встречаются между ответами небольшие. Это показывает, что руководитель колледжа и весь педагогический состав, включая технических персоналов сплоченный коллектив, который делает одно дело.

Каждый работник колледжа осознает, что он является ценностью для образовательного учреждения, которая несет в себе интеллектуальную и психологическую единицу, и максимально делает вклад в развитие колледжа.  В каждом есть что-то свое особенное, индивидуальное, и руководитель дает ему возможность реализоваться.

Итак, по результатам анкетирования выявлено сильные и проблемные позиции колледжа.

Сильными являются:

-                       профессиональный кадровый состав, имеющий соответствующие категории;

-                       наличие сплоченного педагогического коллектива и административной команды управле­ния образовательным учреждением;

-                       комфортная социальная среда;

-                       интеграция с работодателями;

-                       хорошо поставленная воспитательная работа.

Таким образом, было определено, что колледж обладает сильными внутренними потенциалами: квалифицированные педагогические кадры.

Таблица 2.1

Качественный состав педагогических кадров

Сведение о кадрах

Всего

Основные работники

В % отношении к общей численности

Совместители

В % отношен к общей числ-ти

Всего из них имеют

33

32

97

1

3

Среднее профессиональное  образование

9

9

27.3

-

-

Высшее образование

22

21

63.6

1

3

Не имеют образовательного ценза по должности/ из них обучаются заочно

2 (1-обучается заочно)

2

6.3

-

-

Имеют квалификационные категории, в т.ч.

25

24

72.8

1

3

Высшую категорию

7

6

18.2

1

3

Первую категорию

9

9

27.3

-

-

Вторую категорию

9

9

27.3

-

-

Почетные звания

3

3

9.1

-

-

Отличники профобразования и образования

7

6

18.2

1

3

 К проблемным позициям можно отнести: недостаточно оснащенная материальная база, слабый контингент поступающих; недостаточное качество подготовки обучающихся; низкую активность педагогов в инновационнойи научно – исследовательской деятельностью.

Исходя, из анализа анкеты разработан календарный план по реализации Проекта с указанием сроков их реализации по этапам и перечнем ожидаемых результатов в виде таблицы 1.

В реализации проекта следует выделить следующие этапы:

I этап – это этап разработки позитивного имиджа колледжав целях устранения проблемных тенденций по итогам анкетирования. На данном этапе предполагается осуществить выявление у социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг, сложившихся представлений о колледже, актуальных предпочтений и ожиданий, а также конструирование модели нового позитивного имиджа и разработку стратегии его формирования.

 II этап – это этап апробации механизма реализации разработанного проекта. На этом этапе предполагается осуществление комплекса мероприятий по различным направлениям, нацеленного на изменение сложившегося образа, придание ему нового позитивного имиджа.

 III этап – этап мониторинга процесса реализации проекта и анализ полученных результатов. На данном этапе предполагается проверка эффективности осуществленных мероприятий с последующей корректировкой деятельности ОУ по формированию позитивного имиджа.

Таким образом, сделала вывод, что деятельность ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж» можно рассматривать в качестве примера успешного опыта по формированию имиджа профессионального образовательного учреждения в сельской местности.

Гипотеза о том, что формирование положительного имиджа образовательного учреждения, является необходимым условием поддержания конкуренции и увеличения числа обучающихся в результате проделанной работы находит полное подтверждение.