Полный текст статьи
Печать

Работа с одаренными детьми сегодня  -  сложная  и  в то же время необходимая  деятельность учителя. Но суть вопроса сводится к тому, кого считать одаренным. Успешно успевающего ученика или обладающего какими – то уникальными данными? Этот вопрос возникает у каждого педагога. Многие педагога приходят к выводу, что нужно привлекать всех детей к творческой деятельности. Ведь важно формирование  устойчивой ценностной ориентации  вне зависимости от успеваемости, способностей и интересов. 

 Знание и осмысление опыта прошлого должно стать частью личного опыта человека. У каждого поколения и у каждого конкретного человека должна быть «своя история», свое понимание прошлого, из которого он черпает нравственный и культурный опыт.Поэтому большое внимание на уроках и во внеурочной деятельности уделяется выявлению и дальнейшему интеллектуальному развитию школьников. Сегодня политика государства ориентирует систему образования на формирование личности, обладающей индивидуальными чертами и характеристиками, имеющей собственные взгляды на события и процессы, умеющей мыслить, гибко адаптироваться к происходящим изменениям и творить новые способы жизни и деятельности.

Использование художественной литературы, проведение викторин, ролевые игры, интеллектуальные игры по пройденным темам дают возможность лучше усвоить учебный материал и заложить его в долговременную память. Действительно, изучение исторических фактов осуществляется через оценку и отношение к ним самих школьников. Для учащихся 5-7классов наиболее привлекательной работой оказалось историческое исследование, хотя и незначительное. С огромным энтузиазмом они трудились над составлением своего генеалогического древа, тщательно изучив семейные реликвии и документальные материалы домашнего архива. Для детей это серьезное исследование микроистории надолго сохранилось в памяти. Характеризуя значимость своего труда, они писали: «Знакомясь с именами своих предков, с их фотографиями, я будто слышал своих прабабушек и прадедушек». Для жизнеспособности общества такая «память поколения» имеет большое значение, которая позволяет понимать разницу между реальным процессом и его восприятием. В ходе проведенной работы обучающиеся продемонстрировали на практике умение находить источники информации и работать с ними. Был реализован и воспитательный потенциал работы. Исследование так захватило учеников, что они потратили гораздо больше времени, чем было предусмотрено.

В ходе игр «Звездный час», «Счастливый случай», брейн - ринг ребята составляют слова из предложенных букв, представляют сценки из античной и новой истории, привлекая зрителей. Блиц - турниры закрепляют в памяти новые понятия и термины, приучают к состязательности, коллективизму, умению выступать перед аудиторией. На таких занятиях школьники  также учатся  правильно общаться иговорить, понимать человеческие взаимоотношения, принимать те ценности и отношения к жизни другого поколения. Ведь каждый должен найти пространство для индивидуального интереса.  Акцент при этом  делается на самостоятельности, творчестве   исотрудничестве.

Так успешные выступления учеников 8 класса Артура Швилпы, Антона Аксенова, Ильи Диряхова, Дениса Фейльмецгер и Арины Шадриной на региональной научно-практической конференции с темами «Верования народа саха в якутских сказках», «Большая душа педагога», «Динамика численности населения села Бестях»,  «Творчество на уроках истории» значительно расширили знания  ребят по краеведению. В данном случае гражданский патриотизм из высокой фразы превращается в нравственную установку, так как учащихся воспитывают на уважении к собственным корням, на любви к «малой Родине». Не менее значимо и воспитание в молодом человеке этнической и религиозной толерантности, что является также одной из актуальных задач современности.  Эффективность авторских исследований велика, так как эти изыскания уникальны, поскольку у каждой семьи своя история, пишутся они самостоятельно. Их написание представляет собой творческий процесс  с учетом познавательной ценности работы. История Отечества перестает быть набором дат и абстрактным течением событий, она становится более понятной и прочувственной.

 Антон Аксенов успешно выступил на XI улусной  НПК «Шаг в будущее» с докладом «Проблемы раннего курения». Тема выбрана самим учащимся и в настоящий момент действительно актуальна. Антон самостоятельно провел опрос обучающихся школы и сделал определенные выводы.  Неоднократно Антон Аксенов становился дипломантом I, II степеней за выступления с различными докладами. В 2012-2013 учебном году учащийся  6 класса Денис Фейльмецгер сопоставил данные 2007 и 2012гг. по курению в нашей школе и стал дипломантом III степени на XVI улусной научно-практической конференции. Отрадно отметить, что в школе наметилась тенденция к снижению числа курящих. Илья Диряхов стал лауреатом на улусной НПК «Назаровские чтения» за доклад «Трудовая миграция: достижения, проблемы, перспективы». Сейчас он студент четвертого курса исторического факультета СВФУ. 

С каждым годом растет количество учащихся, испытывающих интерес к изучению истории и обществознания. Многие ученики активно участвуют в различных олимпиадах, конкурсах, научно – практических конференциях. Например, в декабре 2001, марте 2002г. Ирина Торчиева, в декабре 2010г. Руслан Колодиев и в декабре 2011г. Антон Аксенов и Илья Диряхов приняли участие в российской гуманитарной олимпиаде «Умники и умницы» в Москве в «Студии Юрия Вяземского». В 2010г. 10 учеников представили свои работы в российском конкурсе «Я помню! Я горжусь!» и получили Благодарственные письма от Минобороны РФ. Команда 8 класса в 2009 г. заняла 3 место в республиканском  конкурсе «Мы помним!» и поощрена денежной премией в сумме 6000 рублей. В 2012г. выпускник 11 класса Илья Диряхов вошел в десятку финалистов VI республиканского конкурса «Будущий дипломат» и был удостоен юбилейной серебряной медали Министерства по федеративным отношениям и внешним связям РС (Я). Артур Швилпа, ученик 8 класса, за участие в республиканском военно – патриотическом заочном конкурсе творческих работ «Дни воинской славы» в мае 2012г. награжден сертификатом Минобороны РС (Я) и ценным призом. В апреле 2013 года Денис Фейльмецгер стал дипломантом II степени республиканской интернет - олимпиады, посвященной 125-летию Г.В.Ксенофонтова, в  январе 2015 года - участником российского Саха – Петербургского турнира по дебатам на «Кубок Туймаады», в апреле 2016года – победителем интеллектуальной игры «Умники и умницы» в улусе «Тема войны в художественной литературе».

Ежегодно учащиеся  занимают первые и призовые места в улусных, региональных  предметных олимпиадах по истории, обществознанию и правоведению. Например, в 2005г. Дима Питик – 3 место в III этапе Всероссийской олимпиады школьников по рыночной экономике; в 2007 г. Маша Кайсарова - 3 место в III этапе Всероссийской олимпиады школьников по правоведению. В 2011г. победителем Северо - Восточной олимпиады школьников по обществознанию стала ученица 11класса Раиса Бочоева, в 2012г. были удостоены диплома 3 степени по истории в олимпиаде СВФУ одиннадцатиклассник Илья Диряхов, в 2013г. – диплома 1 степени первой Республиканской телевизионной олимпиады  и сертификата на целевое место ФЭИ  выпускница Аня Романова, диплома 1 степени и приза восьмиклассник Тимур Беккер, занявший 1 место в России среди учащихся 8-х классов в международном игровом конкурсе по истории мировой художественной культуры «Золотое Руно».

Таким образом, кропотливая работа по интеллектуальному развитию обучающихся дает положительные результаты. А наука история помогает нам жить, так как учит нас тому, что у нее непременно надо учиться. Ведь история – это дорога во времени, уходящая в глубь веков, живущая в нас. Она везде и всюду.