В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации»закон учтены основные потребности сложившейся образовательной практики, а принимаемые в его развитие подзаконные нормативные правовые акты детально регулируют деятельность образовательных организаций. В соответствии с этим дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В основу стандарта дошкольного образования была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.
Одним из принципиальных определений нового закона можно считать понятие «качество образования». Качество образования понимается как степень соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающегося. Качество образования на современном этапе можно достичь только путём совершенствования управления дошкольной организацией и повышения профессиональной компетентности педагогов.
Для многих руководителей вопрос осуществления контроля над воспитательно - образовательным процессом является одним из самых сложных в системе методической работы в ДОУ. В публикациях, где затрагиваются вопросы контроля, даются рекомендации к его осуществлению, примерные формы записи результатов контроля и т. д., но руководителю в ДОУ необходимо создать систему в процессе реализации функции контроля в своей деятельности, как условие успешности совершенствования жизнедеятельности дошкольной организации.
Целью исследования является выявить влияние контроля на совершенствование управления дошкольной образовательной организацией в условиях реализации ФГОС.
На первом этапе изучена деятельность структурных подразделений организации и уровня контроля в МДОБУ ЦРР Д/с №33 «Теремок». В ходе анализа деятельности структурных подразделений и уровня контроля было выявлено, что основной целью системы контроля должно является создание механизма реализации контрольно-диагностической функции руководителя. Для этого использовать метод проектирования контрольно-диагностической функции в управленческой деятельности руководителя.
Полученные данные позволили нам сформулировать основные задачи контрольно-диагностической функции:
- Сформировать систему контроля для получения информации:
- состояние воспитательно-образовательного процесса;
-реализация требований нормативно-правовой документации;
-функционирование всех служб образовательного учреждения.
2. Спроектировать контроль над деятельностью.
Участники контроля: заведующая, заместитель по АХР, главный бухгалтер, старший воспитатель, воспитатели, дети и родители.
Для более эффективной работы была разработана система циклограмм для служб образовательного учреждения: заведующей, старшего воспитателя, заместителя по АХР, бухгалтера.
В результате проведенной исследовательской деятельности улучшилось качество образования, что является основополагающим с условиях работы по совершенствованию управления образовательной организацией в условиях ФГОС ДО.
Проведенная исследовательская работа показала повышение уровня условий для обеспечения качества дошкольного образования. Это говорит об эффективности, применяемой в работе системы контроля через все структурные подразделения детского сада. Результаты видны на графике.
Анализируя систему контроля, осуществляемого в детском саду, были выявлены как положительные моменты, так и определенные недочеты. Основываясь на анализе контроля, были подготовлены рекомендации и предложения, направленные на улучшение системы контроля в дошкольной образовательной организации:
- создать единую систему контроля по всем направлениям деятельности дошкольного учреждения;
- цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач дошкольной организации;
- при планировании контроля точно определять цели и задачи;
- учитывать, что планирование контроля по всем направлениям воспитания и обучения необходимо планировать в единстве;
- выявлять причины, вызывающие недостатки в осуществлении контроля и вырабатывать эффективные меры по их устранению;
- своевременно планировать и проводить контроль;
- доводить до сведения коллектива все результаты контроля;
- в обязательном порядке выполнять все мероприятия, которые планируются в результате проведения контроля.
Таким образом, для достижения цели, необходимо учитывать продуманный и спланированный механизм организации контроля. В процессе его реализации может иметь различную степень успешности. Значительное влияние оказывает исполнение, индивидуальный стиль управленческой деятельности, объем теоретических знаний и практических умений руководителя дошкольного образовательного учреждения по проведению контроля. Можно сказать, что деятельность по контролю будет преобразована в функцию только, если данные контроля станут основой для реализации функции педагогического анализа, а через нее и функции регулирования. Выполнение функции регулирования способны привести к усвоению результатов контроля всем управленческим циклом и будет способствовать совершенствованию управлением дошкольной образовательной организацией.