Проблема формирования самоорганизованности как качества личности заслуживает пристального внимания, особенно при переходе на балльно-рейтинговую систему. Нам представляется, что её внедрение позволяет более достоверно оценивать результаты обучения студентов, т.к. при формировании итогового значения рейтинга учитывается не только оценка, полученная студентом на экзамене, но и систематическая работа в процессе прохождения цикла обучения. Как показывает опыт, полученный в СВФУ, балльно-рейтинговая система значительно эффективнее повышает мотивацию студентов к систематической учебе и к самоорганизации, внося в процесс обучения элемент здоровой конкуренции.
Данной проблемой занимались такие ученые как К.Д. Ушинский, И.А. Зимняя, Л.Н. Куликова, Д.А. Данилов и многие другие. По мнению К.Д. Ушинского, растущий человек создает и познает себя сам, и воспитывать в нем следует самостоятельность и активность в условиях свободного самовыражения, развивать его способность к самооценке, стимулировать врожденное стремление к совершенству [3].
Как считает И.А. Зимняя, самоорганизация представляет собой процесс упорядочения элементов одного уровня в системе за счёт внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия. Самоорганизация учебной деятельности есть не что иное, как самостоятельная работа, имеющая собой не только учебное, но и личностное и общественное значение [1].
В реализации одной из важнейших задач формирования самоорганизованности студентов является внедрение в педагогический процесс БРС. Балльно-рейтинговая система одна из современных технологий, которая используется в менеджменте качества образовательных услуг. Система балльно-рейтинговой оценки знаний является основным инструментом оценки работы студента в процессе учебно-производственной, научной, деятельности и определения рейтинга выпускника на выходе.
От студента балльно-рейтинговая система требует регулярной работы в течение всего семестра, впоследствии чего у него вырабатываются стимулы управления своей успеваемостью. Планирование качества образования связано с разработкой стратегического планирования программы самообразования, что является одним из главных факторов успеха в обучении. Студент имеет возможность спланировать свою оценку и сознательно подойти к ее достижению. Следовательно, студент самоорганизуется и правильно распоряжается своим временем, выбирает порядок выполнения учебных заданий, самостоятельно планирует работу и регулярно проводит самодиагностику и самоконтроль собственных результатов.
Нами было проведено анкетирование студентов первых курсов о БРС как эффективное средство, мотивирующее студентов на достижение стабильных высоких результатов в учебе. Для студентов вторых курсов была предложена анкета «Повышение качества подготовки студентов к занятиям, путем развития у них умений самоорганизации». В анкетировании приняли участие 249 студентов. Анкета содержала 9 вопросов.
На основе изучения научной литературы и полученных результатов мы пришли к выводу, что балльно-рейтинговая система – это эффективное средство для формирования самоорганизованности студента и мотивирующее их на достижение стабильно высоких результатов на учебе.