Полный текст статьи
Печать

Изменение социально – экономических условий в российском обществе, переход к рынку привели  к тому, что значительно повысились требования к уровню и качеству подготовки специалиста в образовательных учреждениях СПО. Современный профессионал должен обладать такими качествами, как целеустремленность, деловитость, предприимчивость, инициативность, самостоятельность, то есть быть конкурентоспособным на региональном  рынке труда. Вследствие этого в системе среднего образования задача  не просто научить обучающихся тем или иным наукам, а научить их учиться и пополнять свои знания на протяжении всей жизни.

Квалификационные характеристики по специальности среднего профессионального образования новых образовательных стандартов 3+ «Конструирования, моделирования и технология изделий из меха» содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать инновационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Самостоятельная работа студентов направлена на развитие этих компетенций, что делает их конкурентоспособными на современном рынке труда.

Велика роль самостоятельной работы в повышении качества учебного процесса. Известно, что знание, которое приобретается в процессе самостоятельной деятельности, усваивается значительно лучше, чем то, которое сообщается преподавателем как готовое. Знание можно предложить, но овладеть ими может  и должен каждый самостоятельно.

  Эффективным путем формирования у студентов навыков самостоятельной и творческой работы является производственная практика, которая проводится в соответствующих организациях и на предприятиях в зависимости от специфики и профиля специальности «Конструирования, моделирования и технология изделий из меха». Во время практики студенты углубляют, расширяют свои теоретические знания по  дисциплине, приобретают практические навыки, овладевают основными видами профессиональной деятельности, совершенствуют этические аспекты общения с персоналом.

Эффективность самостоятельной  работы студентов зависит от условий организации, мотивации к ее выполнению, содержания задания, формы выполнения. Перед преподавателями стоит задача – правильно организовать самостоятельную работу студентов. Организация включает, прежде всего методическое обеспечение в виде четких заданий на самоподготовку с конкретными способами выполнения. Здесь особенно важна индивидуализация самостоятельной работы.

 Согласно, учебного плана производственная практика осуществляется  после успешного окончания учебных практик. Места прохождения этих практик согласовываются с работодателями по договорам. Это ОАО «Сахабулт», ОАО «Сардана», это мастерские театров города, индивидуальные предприниматели. На эти практики студенты приходят с первоначальными навыками по построению чертежей и пошиву меховых изделий. Подготовка  к этому осуществляется всем ходом учебной деятельности. На учебных занятиях применяются активные методы и формы обучения, дифференцированный подход к обучающемуся. На втором  и третьем курсе обучающийся выполняет курсовой проект. Это самостоятельная работа по проектированию и пошиву мехового изделия.  В процессе обучения  самостоятельная работа обучающегося состоит  из разных видов работ. Это участие в конференции «Шаг в будущее», в конкурсах молодых дизайнеров «Fashionboom», «Адмиралтейская игла» в  конкурсе профессионального мастерства «Worldskills Russia» и других мероприятиях.  Все эти мероприятия  требуют индивидуального подхода преподавателя к подготовке студента. Участие в этих мероприятиях помогает осознать представление о профессии. К моменту прохождения практики обучающийся  имеет  опыт самостоятельности, ответственности и организованности.

Индивидуализация самостоятельной работы  - это качественный  и эффективный способ обучения. Это доказывают успехи наших студентов: Дьяконова Гея, КИМ-13 – 2 место  в полуфинале Национального чемпионата «Молодые профессионалы «Worldskills Russia» в Дальневосточном Федеральном округе; Матвеева Ира, КИМ-13 -5 место во Всеросийской олимпиаде по профессиональному мастерству в г. Горно-Алтайск, 2016г.

После успешного прохождения производственной практики  и окончания колледжа выпускники трудоустраиваются в местах прохождения практик. Каратаева Эльвира КИМ-11, Прокопьева Аида КИМ-11 работают КП «Силуэт», Большакова Анна, КИМ-13 работает у индивидуального предпринимателя Зацепиной Л.А. в ателье « Кожа и мех»

Таким образом, интенсификация и повышение эффективности формирования у студентов самостоятельной и творческой работы требуют:

- активизации взаимоотношений преподавателя и студента;

- использования диалога между преподавателем и будущим специалистом;

 -использования творческих возможностей традиционных и освоения нетрадиционных форм и методов обучения;

- соответствующей организации учебного процесса;

- связи с будущими работодателями;

-  развития материально – технической базы подготовки будущих специалистов.