В исследовании выявлено, в каких годах и сколько старшеклассников получили документы о присвоении им квалификаций, сколько выпускников использовали их в своей будущей профессии.
Особый интерес в работе вызывает то, что авторы постарались изложить один из путей решения такой проблемы, как социальная адаптация выпускников сельских школ. Раннее выявление их профессиональной направленности, ориентация на будущую специальность и специализированная подготовка старшеклассников в стенах школы, по мнению авторов, одна из неотъемлемых задач современной школы.
В настоящее время, время развития рыночных отношений, в век компьютерных технологий и высокообразованных, духовно богатых, культурных личностей, когда в России около двух миллионов молодых людей, окончив школу, не могут ни поступить в ВУЗ, ни устроиться на работу, особенно остро ставится проблема жизненного и социально-профессионального самоопределения сельской молодёжи.
Новая социально – экономическая ситуация в Мегино – Кангаласском улусе, в частности, проведение линий газопровода, железной дороги на территории улуса делают еще более актуальной подготовку учащихся сельских школ к жизни и выбору рабочих специальностей, таких, какие указаны в «Перечне профессий (специальностей) в соответствии с Общероссийским классификатором рабочих профессий» и таких, какие могут быть востребованы в улусе в ближайшие годы.
Для успешной социализации, социальной адаптации выпускников сельских школ их раннее самоопределение и выявление профессиональной направленности ставят перед школой не только задачи профессиональной ориентации школьников, но и необходимость проведения дополнительной специализированной подготовки старшеклассников.
Чтобы каждый выпускник успешно реализовался в жизни, нужно, чтобы он перепробовал себя в различных сферах деятельности. Для этого он должен в ранней жизни приобщиться к различным профессиям. Как нам кажется, чтобы предоставить школьнику такие возможности, необходима интеграция всех образовательных учреждений, центров дополнительного образования, предприятий и социокультурных учреждений социума.
С 2002 года проводятся в школе спецкурсы для старшеклассников с выдачей свидетельств о присвоении квалификационных категорий. Для этого используются часы 4-х штатов мастеров производственного обучения и кружковые занятия. Проучившись 2 года, старшеклассники получают свидетельства о присвоении квалификационных категорий по следующим специальностям: «Продавец – кассир – контролер III разряда», «Повар – кондитер III разряда», «Делопроизводитель», «Столяр 3 разряда», «Водитель категории «В», «Швея» и «Журналистика».
За 12 лет работы над темой эксперимента выдано всего 208 документов.
Наибольшее количество документов получено учащимися по специальности «Продавец-кассир-контролер» (58чел.), на втором месте по ранжированию – специальность «Повар 3 разряда» (52чел.), на третьем – специальность «Водитель категории «В» (28чел.).
По этим свидетельствам выпускники могут поступать на работу в летнее время или, если он студент, то имеет возможность подзаработать во время каникул или тоже летом, во время трудового семестра. Если же обратиться к примерам, специальность «Продавец-кассир-контролер» получили всего 58 выпускниц, из них 1 – частный предприниматель с магазином в поселке Томтор Оймяконского улуса, 1- продавец в торговом центре «Акварель» г. Якутска, 2- продавцы магазина «Аверс» (с.Майя), 1 выпускница работает в кулинарном цехе села Майя, 4- работали продавцами в частном магазине «Сайдыы» в с.Табага, 4 ученицы старших классов – в магазинах «Алаас», «Утум», 1 ученица –продавцом в магазине п. Нижний Бестях ИП Федотова Р.Е.
Те, кто проучился по специальности «Повар-кондитер», работают в столовых, ресторанах и кафе, например, 1 выпускница – в столовой детского сада «Кустук» села Майя, 1 ученица – в ресторане «Муус Хайа» города Якутска, 1 ученица – в суши-баре «Китагава» и т.д.
По договору с ЯТЭКПК выделяется абитуриентам 2 льготных места на эти специальности при равенстве баллов.
Допрофессиональная подготовка старшеклассников направлена на то, чтобы выпускники более успешно прошли социализацию, социальную адаптацию, она, мы считаем, необходима для того, чтобы каждый выпускник успешно реализовался в жизни, был подготовлен к ней.
Спецкурсы, проводимые нами, обогащают социальный опыт учащихся, способствуют обеспечению не только личностного, социального, но и профессионального самоопределения. И если они, ещё обучаясь в школе, получат навыки и умения приготовления блюд, расширят свои знания в торговле, о культуре общения и обслуживания, научатся подсчетам и вычислениям; проучившись 2 года на курсах, получат справку, необходимую при сдаче права на вождение автомобиля, научатся основам делопроизводства на компьютере, овладеют технологией столярных работ, будут четко и понятно высказывать свои мысли устно и письменно, то можно с уверенностью сказать, что в какой-то мере они подготовлены к будущей жизни.