Полный текст статьи
Печать

Актуальной проблемой в обучении является, что в наш колледж поступают в основном обучающиеся, которые имеют сильные затруднения в учебе, отставшие от программ, немотивированные. Часто наблюдается ситуация, когда студентам не интересно на уроках, обучающиеся  не любят читать, боятся отвечать,  механически переписывают чужие мысли, не заботясь о том, что содержание их работы не совпадает с темой задания. Сильно затрудняются в написании изложения, а написать сочинение не умеют.

А именно составление связного текста, умение выстраивать логику мыслей, то есть умение писать изложение является основой успешного обучения.

Для решения данной проблемы первостепенной задачей является научить обучающихся мыслить, вдумчиво работать с текстом, с информацией. Технология критического мышления через письмо и чтение является самой подходящей для обучения написанию изложения.

В основе критического мышления  лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии  «вызов-осмысление-рефлексия». Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мысленной деятельности человека.  

Технология с такой структурой реализует личностно-ориентированный подход в обучении, выходит за рамки классической технологической стратегии, что является инновационным.  Особенностью данной технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует свой процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие вдумчивой работы с текстом, с информацией.

Урок состоит из нескольких этапов, которые имеют свои цели, методы и приемы (таблица 1).

Таблица 1

Этапы урока

Цель этапа

Методы и приемы

Цели методов и приемов

Вызов

Актуализация каждого ученика.

Актуализация знаний.

Развитие речи.

Развитие логического мышления.

Синквейн

Рассказ- предположение по ключевому слову синквейна.

Рассказ-предположение по ключевым словам текста

Развитие умения выделять главное. Актуализация знаний по теме текста.

Развитие логического мышления, связанной речи.

Осмысление

Организация активного восприятия текста.

Направление усилий на степень понимания текста.

Повторение сложных случаев орфографии и пунктуации.

Чтение с остановками.

Заполнение двухчастного дневника.

Возвращение к списку ключевых слов. Прогнозирование.

Активизация чтения.

Развитие умений выделять главное, систематизировать.

Формировать умения составления связанного текста.

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта. Обобщение на уровне личностных впечатлений.

Выделение ключевых слов в эпиграфе.

Написание синквейна

Написание изложения с творческим заданием.

Развитие памяти.

Формирование нравственных понятий

Формирование умений работы с черновым и чистовым вариантом.

 

На первом этапе  учащиеся знакомятся с текстом, по которому нужно написать изложение,  продолжают работу своими размышлениями по данному тексту. Учащиеся работают самостоятельно в течение пяти – семи минут, в это время звучит тихая запись колокольного звона. Затем идет обсуждение работ учащихся.

Второй этап связан с чтением текста до конца, выделением ключевых слов. Учащиеся после прочтения озаглавливают текст.

На третьем этапе учащиеся отвечают на вопросы  и выделяют основных героев текста.

Таким образом, именно технология развития критического мышления дает возможность научить обучающихся работать  с различными текстами, ориентироваться в огромном потоке информации, сформировать навыки написания изложения.