Актуальной проблемой в обучении является, что в наш колледж поступают в основном обучающиеся, которые имеют сильные затруднения в учебе, отставшие от программ, немотивированные. Часто наблюдается ситуация, когда студентам не интересно на уроках, обучающиеся не любят читать, боятся отвечать, механически переписывают чужие мысли, не заботясь о том, что содержание их работы не совпадает с темой задания. Сильно затрудняются в написании изложения, а написать сочинение не умеют.
А именно составление связного текста, умение выстраивать логику мыслей, то есть умение писать изложение является основой успешного обучения.
Для решения данной проблемы первостепенной задачей является научить обучающихся мыслить, вдумчиво работать с текстом, с информацией. Технология критического мышления через письмо и чтение является самой подходящей для обучения написанию изложения.
В основе критического мышления лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии «вызов-осмысление-рефлексия». Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мысленной деятельности человека.
Технология с такой структурой реализует личностно-ориентированный подход в обучении, выходит за рамки классической технологической стратегии, что является инновационным. Особенностью данной технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует свой процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие вдумчивой работы с текстом, с информацией.
Урок состоит из нескольких этапов, которые имеют свои цели, методы и приемы (таблица 1).
Таблица 1
Этапы урока |
Цель этапа |
Методы и приемы |
Цели методов и приемов |
Вызов |
Актуализация каждого ученика. Актуализация знаний. Развитие речи. Развитие логического мышления. |
Синквейн Рассказ- предположение по ключевому слову синквейна. Рассказ-предположение по ключевым словам текста |
Развитие умения выделять главное. Актуализация знаний по теме текста. Развитие логического мышления, связанной речи. |
Осмысление |
Организация активного восприятия текста. Направление усилий на степень понимания текста. Повторение сложных случаев орфографии и пунктуации. |
Чтение с остановками. Заполнение двухчастного дневника. Возвращение к списку ключевых слов. Прогнозирование. |
Активизация чтения. Развитие умений выделять главное, систематизировать. Формировать умения составления связанного текста. |
Рефлексия |
Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта. Обобщение на уровне личностных впечатлений. |
Выделение ключевых слов в эпиграфе. Написание синквейна Написание изложения с творческим заданием. |
Развитие памяти. Формирование нравственных понятий Формирование умений работы с черновым и чистовым вариантом. |
На первом этапе учащиеся знакомятся с текстом, по которому нужно написать изложение, продолжают работу своими размышлениями по данному тексту. Учащиеся работают самостоятельно в течение пяти – семи минут, в это время звучит тихая запись колокольного звона. Затем идет обсуждение работ учащихся.
Второй этап связан с чтением текста до конца, выделением ключевых слов. Учащиеся после прочтения озаглавливают текст.
На третьем этапе учащиеся отвечают на вопросы и выделяют основных героев текста.
Таким образом, именно технология развития критического мышления дает возможность научить обучающихся работать с различными текстами, ориентироваться в огромном потоке информации, сформировать навыки написания изложения.