Полный текст статьи
Печать

В последние годы актуальность обеспечения безопасности жизнедеятельности населения становится все более очевидной. За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в этой области, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. Большинство крупных аварий и катастроф являются результатом перенасыщенности производства и сферы услуг несовершенной, а порой и опасной техникой. Зачастую, анализируя произошедшее, люди осознают, что им не хватило знаний и навыков, чтобы последствия той или иной катастрофы не были так печальны. Именно поэтому возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности. Ключевая роль в обеспечении безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Поэтому вопрос обеспечения охраны жизни и здоровья всех участников образовательного процесса является главным для любого учреждения образования.

В связи с введением ФГОС СПО необходимо решать задачи  по воспитанию человека, который не только сможет по окончанию учебного заведения правильно ориентироваться в окружающей жизни, но и будет готовым эту жизнь преобразовывать и совершенствовать.

Преподаватель на занятиях БЖД, применяя новые образовательные технологии, методы и формы обучения, «подталкивает» обучающихся найти самим выход из предполагаемых опасных ситуаций. Если молодые люди усвоили теоретический  и практический материал, то, попав в любую ситуацию, опасную для жизни, сумеют подавить в себе страх, и будут действовать так, как того требуют обстоятельства. Знание определенных правил поможет им в том случае, если ситуация незнакомая, так как в своей памяти они всегда отыщут аналогичную ситуацию, проанализировав ее, смогут определить верные способы своего поведения.

Из опыта преподавательской деятельности, выявлено, что для формирования общепрофессиональных компетенций у обучающихся среднего профессионального образования  эффективно  используются   ресурсы практических занятий: внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения,  способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.

Изучаемый  материал по предметам «ОБЖ» и «БЖД» вырабатывает потребность предвидеть возможные жизненные ситуации и навыки их анализа, психологическую устойчивость к стрессу и готовность к грамотному поведению в повседневных контактах с техникой, природой и людьми. В ходе практических занятий студенты овладевают опытом учебно-познавательной деятельности, где моделируются действия будущих специалистов, обсуждаются теоретические вопросы и практические действия решения конкретной проблемы.  Целью практических занятий является освоение в комплексе всеми видами профессиональной деятельности в рамках рабочей программы, формирование общих и профессиональных компетенций.

В процессе формирования практических навыков у обучающихся необходимо делать акцент на воспитание ценностно-бережного  отношения к природе,  чувства ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих людей.  В основном используются практико-ориентированные технологии, которые основаны на знаниях, полученных в процессе изучения дисциплин.

Практические занятия проводятся с выездом, например, в Учебный пункт Федеральной противопожарной службы Федерального государственного казенного учреждения «5-отряд ФПС по Республике Саха (Якутия)», музей-выставку МЧС России по Республике Саха (Якутия), ГКУ РС (Я) «Служба спасения Республики Саха (Якутия)». Студенты могут соприкоснуться с процессом профессиональной подготовки пожарных и спасателей, увидеть пожарно-спасательное оборудование и технику, также самим попрактиковаться на учебных манекенах по отработке действий оказания первой доврачебной помощи и реанимационных мероприятий пострадавшим; определить уровень радиоактивного и химического «заражения» местности, вычислить свой размер противогаза,  надеть боевую одежду пожарного, СИЗ и т.п. Также обучающиеся знакомятся с историей создания служб по спасению, с героическим подвигом пожарных и спасателей, отдавших свои жизни для спасения людей, изучают экспонаты  музея-выставки ГУ МЧС России по РС (Я).

С 2015 года на базе нашего работает студенческий спасательный клуб (кружок) «Студспас», в который входят обучающиеся из разных групп. Кружок гражданско-патриотической направленности, предусматривает досуговую  занятость молодежи, в рамках дополнительного образования по ЗОЖ, включающее ознакомление обучающихся с правилами поведения и основными способами защиты в экстремальных ситуациях, приемами оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилами пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты и др.

Принципиальным отличием программы кружка «Студспас» является изменение сущности подходов к образованию в области безопасности жизнедеятельности: от следствия к причине - от рассмотрения последствий неблагоприятных условий жизни человека и общества к обучению защиты от поражающих факторов, к определению первопричины и истоков экстремальных и чрезвычайных ситуаций, к формированию личности с прочными морально-нравственными гуманистическими устоями, обучению молодежи правилам поведения, исключающим или снижающим само возникновение такого рода ситуаций.

Каждый уровень знаний программы дополнительного образования «Студспас» предлагается начинать с изложения темы «Человек  - ЗОЖ - безопасность» в контексте изучаемого раздела, что обеспечивает их общую логическую взаимосвязь, объединяет весь курс единым мировоззренческим подходом. Такой подход  легко воспринимается обучающимися любого курса и делает более доступной саму идею подготовки по обучению безопасности жизнедеятельности населения. 

Выпускники колледжа должны твёрдо уяснить, что безопасность жизнедеятельности населения необходимо соблюдать всегда и всюду: в быту, на производстве, на отдыхе  для обеспечения своей личной безопасности и безопасности окружающих.       При этом учитывается, что разъяснительная работа по социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности  обучающихся проводится в неразрывной связи с общим учебно-воспитательным процессом, планомерно как во время занятий, так и во время проведения общественных мероприятий, потому что прочные навыки соблюдения требований безопасности жизнедеятельности формируются у человека лишь в ходе длительной и систематической разъяснительной работы.